Оглавление
2#2012
Оглавление
Гражданское общество
Губерния сегодня
Женское дело
Здоровье
История
Лето господне
Образование
Право
Репортаж
Самарские имена
Событие
Спорт Самарской области
Фестиваль
Экология
Энергетика Самарской области

Театр и школа

Областной журнал «Самара и Губерния», номер 2#2012 (июнь)

В марте в Самаре при поддержке Министерства культуры Самарской области и Департамента образования администрации г.о. Самара состоялся научно-практический семинар «Театр и школа».

Театр и школа

По традиции миссию воспитания дошкольников и школьников средствами театрального искусства на протяжении многих лет выполняет театр юного зрителя «СамАрт» – незримая творческая лаборатория, в которой рождаются спектакли для малышей, подростков, юношеской аудитории. Научный куратор семинара – Институт художественного образования Российской академии образования (Москва). Его специалисты провели ряд мастер-классов для педагогов детских дошкольных учреждений, педагогов начальной школы, филологов, логопедов, режиссёров, руководителей детских театральных коллективов. Все желающие смогли увидеть спектакль «Азбука Льва Толстого».

Одна из основополагающих целей семинара – создание театральными средствами условий для непрерывного развития творческих способностей школьников. В течение двух дней практики и теоретики театра, педагоги обсуждали проблемы молодого поколения зрителей, пытаясь определить место театра в досуге современного школьника, поскольку наметилась опасная тенденция вытеснения здорового творческого начала засилием Интернет-ресурсов, компьютерными играми, влиянием средств массовой информации.

Театр и школа

Семинар открыли «Азбукой». Сначала – зрительное восприятие. Уже в театральном холле начинается знакомство с азами: на стенах – цитаты с «ятями» «Старый друг – лучше новых двух», «Пирога ждать – не емши спать». Спектакль основан на принципе построения азбуки, которую сочинил писатель Лев Толстой и по которой учились грамоте ученики народной школы села Ясная поляна: буквы складывали в слоги, слоги – в слова и предложения, а затем – в истории, улавливая мелодику речи. В основе сюжета – хрестоматийные рассказы Льва Толстого для детей: «Филиппок», «Лев и собачка», «Прыжок», «Пожарные собаки», «Куда девается вода из моря», «Девочка и грибы», по мотивам которых режиссёры Юрий Алесин, Евгений Зимин и артисты ТЮЗа создали образный спектакль. Буквы азбуки «оживают», а зрители становятся очевидцами той или иной игровой истории. Рассказы писателя учат человеческой доброте, взаимопомощи и преданной дружбе.

«Практика проведения учебных семинаров существует в нашем театре на протяжении многих лет, – рассказала заместитель директора Ольга Германовна Шапиро, – подобную работу мы проводим систематически. Мы готовы оказать творческую поддержку, методическую помощь руководителям самодеятельных коллективов, молодым режиссёрам, преподавателям. Я сама поступила в театр в качестве педагога, тесно общалась с учителями и считаю нашу работу очень важной. Когда в школе все объединены театральной идеей, то легче достигать воспитательных целей. В разные годы на базе нашего театра мы проводили форумы «Театр и воспитание», «Современный театр для детей», «Театр и школа». На фестиваль «Золотая репка» всегда приезжало много известных людей, профессионалов, тех, кого волнуют проблемы детского театра, репертуара. Руководитель художественной программы театра режиссёр Адольф Шапиро, профессор и народный артист Александр Кузин, театральные педагоги из Англии и Германии проводили мастер-классы, творческие мастерские. По итогам встреч мы издавали сборники конференций с публикациями тех, кто занимается развитием школьного театра. Обсуждали проблему на разных возрастных уровнях: дошкольном, школьном, студенческом. Профессионалы могут научить многому – не просто выговаривать буквы, а ставить спектакли. Но если педагоги не будут сами посещать театр и не будут видеть спектакли мастеров, все усилия не будут иметь смысла. Средствами театрального искусства можно достичь больших результатов. Практика просмотра спектаклей учит и культуре речи, и нравственности – при отсутствии назидательности».

Ирина Раткевич и Лариса Малахова

Экспериментальной площадкой семинара стала самарская общеобразовательная школа №139, руководство которой осуществляет директор и художественный руководитель школьного театра Ирина Викторовна Раткевич. Вниманию участников семинара были представлены спектакли детского театрального коллектива «Наш дом» и единственного в Самаре театра школьных учителей «Цветы запоздалые». Ученический коллектив показал постановку по пьесе А.П. Чехова «Пари», педагогический коллектив – спектакль по пьесе М. Булгакова «Дело господина де Мольера» и «Пой, ласточка, пой» Г. Горина. «С этим юмористическим экспромтом мы выступали на фестивале «Учительская весна», выиграли Гран-при, – рассказала режиссёр школьных театров Лариса Олеговна Малахова. – Детский театр родился в стенах школы в 1993 году, а взрослый состав сформировался в 2007. Мы стараемся показывать спектакли не только внутри школы – для детей и родителей, но и участвовать в фестивалях, ездили на гастроли в город Похвистнево. Стремимся любовью к театру увлечь и жителей нашего микрорайона. Профессия учителя артистична, поэтому актёрам нашего театра не трудно вжиться в свои роли. Репетируем с педагогами в основном по вечерам, в свободное от проведения школьных занятий время».

Уникальность театра «Цветы запоздалые» отметил и режиссёр Владимир Васильевич Голкин, научный сотрудник РАО: «Такой учительский школьный театр я не видел нигде: отрадно, что этот коллектив существует. Спектакль создал такую атмосферу праздника в школе, что логичный финал выступления – бурные аплодисменты артистам».

С самобытной методикой, помогающей устранить на ранних этапах дефекты речи, познакомила педагог-логопед Татьяна Николаевна Хавизова. Артисты «Театра теней» школы №5 показали спектакль «Морозко», в котором ученики в игровой форме совершенствуют произношение слов и учатся грамотной речи.

Обязательная составляющая практической части семинара – теоретическая лаборатория. Руководитель проблемной группы театра и экранных искусств, кандидат педагогических наук, театровед Людмила Некрасова провела круглый стол на тему «Театр и его возможности в воспитании и образовании детей и молодёжи». Участники семинара представили к обсуждению теоретические наработки театральных методов работы с детьми, творческие мастерские – игровые и кукольные театры.

Координационную работу по вопросам воспитания в направлении «Театр и школа» осуществляет руководитель педагогической частью Людмила Владимировна Сушко. В числе выступающих присутствовали педагоги разных уровней – школьные учителя, преподаватели учебных заведений среднего звена и ВУЗов: Поволжской государственной социально-гуманитарной академии, Самарского государственного областного университета Наяновой, Самарской гуманитарной академии. Они рассказали о своих практических наработках, поделились проблемами и успехами, достигнутыми в деле приобщения школьников и студентов к театральному искусству. Через систему вопросов и ответов пытались прийти к общему знаменателю в поиске и развитии инновационных методов современного обучения.

Ольга Германовна Шапиро, заместитель директора театра «СамАрт» на встрече с участниками семинара

Комлева Вероника Викторовна, кандидат педагогических наук, научный сотрудник Института художественного образования РАО:

В добукварный период дидактически ребёнок мало что может понять. И мы, педагоги, должны научить его учиться, но не сидя за столом, а в движении и творчестве: рисуя, прыгая, играя, музицируя. Театрально он должен переживать то, что ему объясняет взрослый. Ребёнок рождается играющим, и ему в игровой форме легче воспринимать всё, что ему говорят воспитатели. С помощью театра можно и нужно учить детей воспринимать и любить окружающий мир. Многие дети изначально зажаты, и не каждый может встать и рассказать, какой он есть на самом деле, раскрыть свою творческую природу. А когда ты играешь с ребёнком, он способен раскрыть свой внутренний потенциал.

Губарева Лариса Федоровна, руководитель Управления дополнительного образования воспитательной работы и внеурочной занятости детей Департамента образования г.о. Самара:

В процессе обсуждения школьному театру была отведена роль аккумулятора психологически здорового климата в школе. Арт-терапия желательна для детей с ограниченными возможностями и для детей с хрупкой психикой, театральные занятия координируют внутренний мир ребёнка, помогая адаптироваться ему и во внешнем пространстве.

Фото из архива школы №139

Автор: Елена Воеводина


Автор:Елена Воеводина