- Потенциал для развития района есть!
- Вековой юбилей районной больницы
- Сквозь века, изгнание, забвение
- Быть первыми и лучшими!
- ГУП СО «Купинское» делает новый рывок
- «Возрождение» в Безенчукском районе
- «Русское подворье»: труд, который в радость
- Творить историю делами
- Молоко из Красного Яра
- НПО «АэроВолга»: Крылья Красного Яра
- Секрет устойчивого развития
- Красноярское РТП: новые реалии
- На благо людей и села
- Переработка отходов – дело коллективное
- ТАРКЕТТ: Экология, эффективность, ответственность
- Не останавливаясь на достигнутом
- Высокая миссия группы компаний «ЭкоВоз»
- В Самарской области вновь назвали имена «ЭкоЛидеров»
НПО «АэроВолга»: Крылья Красного Яра
Областной журнал «Самара и Губерния», номер 2#2012 (июнь)
В это трудно поверить, но Красноярский район, сельское муниципальное образование, имеет на своей территории полноценное предприятие авиапромышленности. Научно-производственное объединение «АэроВолга» в декабре 2012 года отметит своё 10-летие. Сегодня это современное предприятие, на аэродромно-заводском комплексе которого осуществляется полный цикл производства лёгких гражданских самолётов, в том числе самолётов-амфибий и самолётов двойного назначения.
Своим возникновением, становлением и развитием НПО «АэроВолга» в большей части обязано председателю Совета директоров Сергею Вячеславовичу Алафинову, лётчику-спортсмену, члену сборной России по авиации, доктору экономических наук. Именно его идеи легли в основу построения предприятия, а вложенные им финансовые средства позволили материализовать эти идеи.
Как рассказал управляющий исполнительный директор ООО НПО «АэроВолга» Вячеслав Николаевич Лопухов, на территории Красноярского района предприятие находится уже в течение пяти лет. Первая очередь собственного аэродромного и производственного комплекса была построена в 2007 году на приобретённом участке земли со взлётной полосой, где раньше базировалась сельхозавиация.
«Предприятие создавали увлечённые своим делом люди, в основном лётчики, – говорит Вячеслав Николаевич. – Один из основателей нашего общества – генерал-майор авиации Михаил Михайлович Еманов, испытатель нашего первого самолёта. Он летал до последних дней жизни, умер в сентябре 2010 года и похоронен в селе Красный Яр. Ныне имя М.М. Еманова носит аэроклуб компании «АэроВолга».
Сам я почти полвека отдал авиастроению. В своё время окончил Московский авиационный институт, работал на авиационных предприятиях в Ташкенте и в Ульяновске. На Ульяновском авиационно-промышленном комплексе прошёл путь от заместителя начальника цеха до генерального директора. В Красноярский район приехал по приглашению Михаила Михайловича. Он понимал, что для создания серьёзного авиационного производства недостаточно одного энтузиазма и лётного мастерства, нужны профессионалы именно в авиастроении. С тех пор я был и начальником производства и заместителем директора по производству, а пять лет назад мне доверили управление предприятием».
Сегодня ООО НПО «АэроВолга» осуществляет полный цикл производства авиационной техники: проектирование, разработку, производство, наземные и лётные испытания, техническое обслуживание и ремонт. Компания имеет все необходимые сертификаты и лицензии. Наличие собственного аэродромного, испытательного и производственного комплекса позволяет значительно сократить время создания самолётов и затраты на их производство и испытания.
«В настоящее время основным видом деятельности компании, – дополняет главный конструктор предприятия Дмитрий Юрьевич Суслаков, – является разработка новых модификаций самолёта-амфибии ЛА-8, первый полёт которого был осуществлён в ноябре 2004 года. В 2006 году на самолёт ЛА-8 был установлен модифицированный двигатель с увеличенной на 25% мощностью и межремонтным ресурсом, а также имеющим на 15% меньший расход топлива (модификация ЛА-8С). В 2009 году была произведена и испытана следующая модификация самолёта – ЛА-8L, который был оснащён авиационным электронным оборудованием, новыми двигателями и винтами. Начиная с 2012 года разработаны новые модификации с увеличенной дальностью и мореходностью – ЛА-8L-RS и ЛА-8C-RS, имеющие усовершенствованные конструкции крыла и фюзеляжа».
Производительность первой очереди производственной линии предприятия составляет до 15 самолётов в год. Годовая производительность после ввода в эксплуатацию трёх сборочных линий составит до 100 самолётов в год.
«Уникальность созданного нами самолёта – в его универсальности, – делится Вячеслав Лопухов. – Он может садиться и взлетать с твёрдого покрытия, с грунта и с воды. Причём после посадки на воду самолёт может подплыть к берегу, выпустить шасси и выехать на берег. И то же самое – в обратном порядке. Мы довели проект до необходимых параметров и сегодня выпускаем изделие серийно. Шесть самолётов уже выпущено, и ещё на шесть есть заказы».
В производстве используются лёгкие и прочные композитные материалы, современные комплектующие. Модификации самолёта, выпускаемого НПО «АэроВолга», могут оснащаться различными приборами по желанию заказчика. В зависимости от этого, самолёт имеет разное назначение: грузопассажирский и почтово-багажный варианты, исполнение для санитарной авиации, туристический вариант, модификации для тушения пожаров, патрулирования территории и т. д.
«Самолёт неоднократно показал себя в деле, – рассказывает Вячеслав Лопухов. – На нём мы патрулировали газо- и нефтепроводы на предмет повреждений. Также по просьбе правоохранительных органов искали и успешно нашли украденную строительную технику. В 2010 году мы предложили наш самолёт главам регионов для использования при тушении лесных пожаров, а также для патрулирования и обнаружения ранних очагов возгорания. Предприятие готово реализовать модификацию самолёта, который сможет забирать до полутора тонн воды прямо с поверхности водоёмов. Незаменимым самолёт является в условиях бездорожья Сибири и Дальнего Востока, где роль взлётно-посадочной инфраструктуры для него играют реки и озёра».
Самолёт НПО «АэроВолга» по ряду параметров выгодно отличается от зарубежных аналогов. Дальность его беспосадочного перелёта, по заверениям конструкторов, в ближайшее время достигнет 3500-4000 км, длина пробега при взлёте и посадке составляет всего 250-300 метров. Причём самолёт может взлетать и в непогоду при величине волны до 60 см, поэтому его возможно использовать и на морской акватории. Для заправки используется обычный автомобильный бензин АИ-92. При всех преимуществах стоимость красноярского самолёта примерно в 2-2,5 раза ниже зарубежных аналогов.
«Мы были со своими самолётами во многих городах России, – говорит Вячеслав Лопухов. – Постоянно участвуем в международных выставках и салонах – в Москве, в Геленджике, в Германии, в Индии. Самолётом заинтересовалось много клиентов за рубежом, особенно в Индии, Юго-Восточной Азии, Австралии. До кризиса мы готовили полёт пяти своих самолётов вокруг земного шара и сегодня опять возвращаемся к идее осуществления этого мероприятия».
В НПО «АэроВолга» работают около 70 человек, из которых как минимум полтора десятка – ветераны предприятия, проработавшие на нём более 5 лет. «Костяк коллектива сложился, – считает директор. – Достигнут достаточно высокий уровень культуры производства и дисциплины. Однако проблемой остаётся нехватка специалистов. Не каждый, живя в Самаре, захочет ездить в Красный Яр, хотя сегодня таких людей у нас немало, и мы создаём нормальные условия для работы. Сотрудничаем с аэрокосмическим университетом, студенты которого проходят у нас практику, делают дипломные и курсовые работы. Мы с удовольствием их принимаем, потому что ребята продвинутые, талантливые, идейные. Но, к сожалению, далеко не все из них ценят уникальную возможность получить практическую конструкторскую подготовку в области авиации, которую даёт наше предприятие».
У руководства НПО «АэроВолга» сложились нормальные деловые отношения с районными и областными властями. Предприятие неоднократно оказывало помощь району в организации и проведении различных праздничных мероприятий.
«Такого массового участия бизнеса в развитии малой авиации, какое есть в Самарской области, я больше нигде не видел, – признаётся Вячеслав Лопухов. – Разработкой и производством лёгких самолётов здесь занимаются порядка 30 организаций и предприятий. Но, к сожалению, отрасль разобщена. В сотрудничестве, в кооперации многие вещи нам обходились бы дешевле, многие проблемы решались бы проще. Это относится, например, к вопросам снабжения, таможенного оформления импортных комплектующих, производства отдельных компонентов самолёта, использования ремонтной базы и взлётно-посадочной полосы. Определённую помощь здесь могло бы оказать государство, которое, я уверен, заинтересовано в развитии отрасли».
Автор: Алексей Сергушкин