Оглавление
2#2012
Оглавление
Гражданское общество
Губерния сегодня
Женское дело
Здоровье
История
Лето господне
Образование
Право
Репортаж
Самарские имена
Событие
Спорт Самарской области
Фестиваль
Экология
Энергетика Самарской области

Турбизнес в России возьмут под жёсткий контроль!

Областной журнал «Самара и Губерния», номер 2#2012 (июнь)

Турбизнес в России возьмут под жёсткий контроль!

Недавние события краха крупных туристических компаний, нарастающее недовольство российских туристов, неоднократные жалобы в уполномоченные органы, вопиющие случаи безалаберности и безнаказанности российских турфирм – всё это заставило законодательную власть задуматься об ужесточении мер ответственности туроператоров и укреплении механизмов защиты российских туристов как внутри страны, так и во время пребывания за границей.

В результате был разработан комплекс изменений федерального законодательства, регулирующего деятельность в сфере оказания туристских услуг. Авторами законопроекта № 547123-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» стали депутаты Государственной Думы В.А. Головнёв, Х.М. Салихов, В.Ф. Звагельский, И.А. Яровая, предложившие принципиальным образом изменить порядок реализации туристского продукта на российском рынке услуг.

Во-первых, уточняется понятие «туроператорская деятельность»; вводятся новые термины «маршрут (туристический маршрут)» и «маршрут, представляющий повышенную опасность». Данное нововведение позволит классифицировать случаи ограниченных мер ответственности и финансового обеспечения, страхования туристов.

Во-вторых, устанавливается запрет на осуществление туроператорской деятельности юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, сведения о котором отсутствуют в Едином федеральном реестре туроператоров, а также запрет на реализацию туристского продукта от своего имени. Таким образом, любая турфирма (турагентство), не являющаяся официальным представительством крупного туроператора, должна быть либо ликвидирована, либо приведена в соответствие с изменениями.

По мнению российских туроператоров, подобные ограничения нецелесообразны, поскольку вызовут передел федерального рынка и, как следствие, удорожание стоимости туристских путёвок. Ведь не каждое турагентство может быть аккредитовано туроператором в силу территориальной удалённости, отсутствия необходимого финансового обеспечения и контроля, а также по иным объективным причинам. Кроме того, у крупного туроператора тысячи агентов, и чтобы проконтролировать деятельность каждого из них, понадобятся огромные средства и дополнительные ресурсы, которыми обладают лишь немногие крупные туроператоры.

Сегодня турагентства реализуют туристский продукт от собственного имени, они свободны в выборе и последующем предложении турпутёвок, в большой степени ориентируются на сезонный потребительский спрос. С учётом же вводимых изменений турагентства будут вынуждены руководствоваться прайсом и предложением конкретного туроператора (одного или двух), у которого они смогли аккредитоваться. Без аккредитации посредничество между туристом и туроператором невозможно, поскольку турагенты не смогут продавать туристский продукт напрямую, от собственного имени. Предполагается введение обязательного института саморегулирования в туристской отрасли и разработка жёсткого механизма ответственности членов саморегулируемой организации (СРО). Одной из основных функций СРО станет создание специального денежного фонда, средства которого пойдут на урегулирование проблем, возникающих у туристов.

В-третьих, предлагается ввести дополнительное основание для исключения сведений о туроператоре из Единого федерального реестра – по решению арбитражного суда по иску заинтересованного лица. При этом в случае принятия судебного решения об исключении, туроператор в течение одного года будет лишён возможности повторно обратиться с заявлением о внесении сведений о нём в реестр и возобновлении туристской деятельности. Также готовится пакет изменений Уголовного кодекса Российской Федерации и Кодекса об административных правонарушениях с целью усиления мер ответственности за незаконную предпринимательскую деятельность в сфере туристского бизнеса.

Турбизнес в России возьмут под жёсткий контроль!

Согласно законопроекту на туроператоров как официальных продавцов туристского продукта возлагается обязанность вести регистрацию всех путёвок на бумажных и электронных носителях и направлять информацию о зарегистрированных путёвках в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг в сфере туризма. Кроме того, вводится обязанность туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере выездного туризма с годовым оборотом более 100 млн. рублей, проводить обязательный аудит своей деятельности с представлением отчётов в уполномоченный федеральный орган.

Значительные изменения коснутся сферы въездного российского туризма. Законодатели предлагают снизить размер финансового обеспечения для таких туроператоров с 10 млн. рублей до 500 тыс. рублей, поскольку, согласно анализу практики обращения туристов (по данным Российского союза туриндустрии), число страховых случаев в сфере въездного туризма ничтожно мало. Вместе с тем, для туроператоров, занятых выездным туризмом, не предусмотрено увеличение финансового обеспечения.

По мнению Российского союза туриндустрии, размеры финансового обеспечения должны быть более тесно увязаны с реальными объёмами ответственности туроператоров перед своими клиентами, причём верхний предел суммы гарантий не стоит ограничивать. Наиболее эффективной мерой защиты потребителя является страхование ответственности туроператора по каждому договору о реализации туристского продукта. Однако эксперты Министерства спорта и туризма говорят о том, что к страхованию ответственности по каждому отдельному договору (по типу ОСАГО) российские туристы еще не готовы.

Ряд законодательных изменений касается медицинской страховки путешественников. Практика показывает, что стандартного страхового возмещения недостаточно для покрытия страхового случая. В то же время гарантированный объём лечения и набор медицинских услуг, заложенный в стоимость страхового полиса, не может быть навязан туроператором, а значит, выбор между безопасностью и ценой туристского продукта вновь встанет перед потребителем.

В таком виде законопроект рассмотрен Государственной думой Российской Федерации в первом чтении, были внесены некоторые уточнения и замечания региональных властей. В настоящий момент законопроект находится во втором чтении, назначен ответственный комитет – Комитет Государственной думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству. Однако, большинство экспертных органов и уполномоченных организаций – таких, как Ассоциация туроператоров России, Российский союз туриндустрии, Торгово-промышленная палата, Федеральная антимонопольная служба выступают с критикой законопроекта и указывают на откровенное лоббирование интересов крупных туроператоров в ущерб правам российского туриста.

С целью предотвращения внесения изменений в Федеральный закон «Об основах туристкой деятельности в Российской Федерации» в том виде, в каком предлагают депутаты Государственной думы, Экспертный совет предлагает обратиться в Правительство Российской Федерации и снять законопроект со второго чтения для существенных переработок и изменений. Ведь так или иначе, но пользователям туристского продукта важен конечный результат – качество и цена путёвок. И ни одна из предложенных законодателями мер предосторожности не должна отражаться на стоимости продукта, дабы действительно отвечать интересам покупателей, а не отдельно взятых продавцов, как это часто случается на практике…

Елена Домбровская
Центр Правовых Технологий «ЮРКОМ»