Оглавление
4#2013
Оглавление
О главном
Гражданское общество
Губерния сегодня
Доска почёта
Звезда
Здравоохранение
Знак качества
Информационные технологии
История
Конкурс
Культура Самарской области
Леди / Клуб
Лето господне
Образование
Пищевая и перерабатывающая промышленность
Поколение
Политика и власть
Портрет
Сельское хозяйство Самарской области
Фестиваль
Экология
Юбилей

«Соль земли»: молодые лица и вечные ценности

Областной журнал «Самара и Губерния», номер 4#2013 (декабрь)

…На краю сцены оперного театра парадным воинским караулом выстроилась шеренга бронзовых архангелов Михаилов. Просто так совпало, что лауреаты, которых, по традиции, посадили в первый ряд, возвращаясь со сцены с наградой, бережно ставят тяжёлые статуэтки перед собой, на ближайшую удобную для этого поверхность. Строй крылатых копьеносцев растёт, к бронзовым прибавляются два серебряных, а на сцене уже объявляют победителя. Обладателем Гран-при – золотого архангела Михаила – в этом году становится кинодокументалист из Хабаровска Альберт Самойлов с картиной «SOSтояние приграничное»…

«Соль земли»: молодые лица и вечные ценности

Открытый Всероссийский фестиваль документальных фильмов «Соль земли», организованный Поволжским общественным историко-культурным фондом и Клубом Почётных граждан Самарской области при поддержке областного правительства и Министерства культуры России, в шестой раз прошёл на самарской земле, в кинотеатре «Художественный» областного центра. И, как каждый год, жюри очень трудно было отобрать из множества заявленных работ те, что должны были участвовать в конкурсной программе. «Нам прислали более 150 картин, – рассказывает президент фестиваля Мария Серкова. – Очень много было хороших работ, но нам пришлось остановиться лишь на тридцати восьми, иначе невозможно было бы показать их все за четыре-пять дней, которые длился фестиваль».

Мария Серкова

В этом году состав жюри немного изменился – туда вошли фотожурналист, миссионер диакон Андрей Радкевич из Москвы и президент Гильдии киноведов и кинокритиков России, ведущий программы «Документальная камера» на телеканале «Культура» Андрей Шемякин. Неизменный председатель жюри, заслуженный деятель искусств России и Армении, преподаватель ВГИКа Армен Медведев и режиссёр-документалист Борис Лизнёв в работе жюри участвовали заочно, отсмотрев всю фестивальную программу и вынеся свои суждения о номинантах.

Значимым для фестиваля событием стало утверждение в этом году новой весомой награды для победителей – приза губернатора Самарской области «За утверждение Российской государственности». Председатель губернской Думы Виктор Сазонов, выступая на закрытии, назвал фестиваль «Соль земли» «брендом Самарской области». Областные власти отметили и заслуги президента фестиваля Марии Серковой, за вклад в воспитание молодёжи наградив её почётным знаком «Патриот России». «Это не только моя заслуга, но и заслуга всего нашего коллектива, – сказала она в ответном слове. – А задача у нас у всех одна – чтобы наши дети, наша молодёжь росли крепкими – и физически, и самое главное, духовно. И конечно, самый низкий поклон – Почётным гражданам Самарской области, которые принимали самое активное участие в организации фестиваля. Это настоящие герои нашего времени».

Молодые лица

У каждого фестиваля «Соль земли» – своё лицо, каждый год он открывается новыми гранями, новыми ракурсами, намечаются новые тенденции, развиваются старые. Для меня лично в этом году фестиваль прошёл под знаком молодёжи. Задал этому тон состоявшийся сразу после открытия творческий вечер работ студентов ВГИКа. И пожалуй, именно тут, на просмотре ВГИКовских работ, я впервые ощутила свою принадлежность, так сказать, к поколению «отцов», – но какое же это было радостное, свежее, обнадёживающее ощущение! Наша юность пришлась на период полураспада – и великой страны, и ценностей, когда не то что сомнению – сокрушительному обесцениванию подвергалось буквально всё, от простых человеческих истин до великих страниц русской истории, молодость прочно стала ассоциироваться с бунтарством, сексом и дискотеками, а творчество – не то с заумными постмодернистскими «текстами» и «инсталляциями», не то с эффективными продажами. Как коротко и ясно сформулировал это персонаж пелевинского «Поколения П»: «Творцы нам здесь на… не нужны, нам нужны криэйторы».

Так вот, несомненной благой вестью, полученной на фестивале, было то, что «креативный класс» – это явление отживающее. И ему на смену приходит поколение просто творческое, жаждущее нормальных человеческих смыслов. Простых, ясных и надёжных, как земля и небо, как жизнь и смерть, как любовь и дружба, как смех и слёзы. Как хлеб в руках старой бабушки Азниф, вставшей со смертного одра, чтобы спасти непутёвого потомка, обронившего где-то в многолюдном тифлисском дворике чеку от зажатой в руке «лимонки» («Азниф» Эдуарда Оганесяна)… Как голос матери в телефонной трубке, который стремятся услышать сорвавшиеся в «самоволку» курсанты военно-морского училища, как песни про «усталую подлодку» и «наш гордый «Варяг», которые поют в хоре их товарищи в пронзительном фильме «Мама» Ильи Казанкова…

«Соль земли»: молодые лица и вечные ценности

Местами эти фильмы наивны и прямолинейны, как простенький даже в исполнении кукольный мультик «Мальчик и Лис» Светланы Тугайбей, построенный на цитатах из Экзюпери, но привлекает в них уже то, что этой наивности авторы не стесняются, не боятся простым языком говорить о насущных вещах, задавать миру детские, порой неудобные вопросы и искать на них ответы. И пробиваться, порой исподволь, к глубинным основам, к тому свету, что светит и во тьме… Как исподволь напоминает короткометражный фильм «Серёга» Ирины Басенко (озлобленный хулиган-подросток, ещё молодая, но вечно раздражённая, опустившаяся мать над очередной бутылкой пива) старую истину о том, что любовь – это видеть человека таким, каким его задумал Бог. Хотя о Боге там не говорится ни слова – но имеется в виду, если знать, что написан сценарий по мотивам святочного рассказа Леонида Андреева «Ангелочек». Просто – поражает героя в самое сердце увиденный на выставке дяди-фотохудожника портрет юной, летящей, полной жизни, настоящей мамы – той мамы, которой он уже привык стыдиться. Подаренный снимок Серёга приносит отцу-инвалиду, и оба засыпают, глядя на него, со счастливыми улыбками, а вошедшая мать, взяв портрет, всматривается в свой уже забытый образ, и по её лицу катятся слёзы… Это прозрение не влечёт за собой «хэппи-энда» ни для одного из героев, финал остаётся открытым: сумеет ли теперь Серёга взглянуть на мать глазами любви или возненавидит ещё больше за поруганный образ; найдёт ли она силы и ресурсы для исцеления или впадёт в ещё большее отчаяние… Выбор остаётся за каждым.

И, конечно, эти фильмы не могли оставить равнодушными присутствовавших в зале юных зрителей, которых в этом году на фестивале было на удивление много. «Многие номинанты, – рассказывает Мария Серкова, – которым даже приходилось уступать места ребятам в заполненном зале, отмечали: мы видели этих детей, их глаза, видели, что они не играют на сотовых телефонах, не жуют жвачку – они смотрят и думают…».

Интереснейшие творческие встречи с режиссёрами-документалистами прошли и в нескольких вузах Самары.

«Неформат»

Почётной гостьей фестиваля стала на этот раз заслуженная артистка РСФСР Елена Санаева, кстати, родившаяся именно в Куйбышеве. Рассказ её на творческой встрече со зрителями посвящался в основном её супругу, знаменитому актёру и режиссёру Ролану Антоновичу Быкову, а также её собственной работе в документальном кино, которая стала для неё настоящей отдушиной, возвращением в творчество после полосы забвения. «Это удел всех жён знаменитых людей: когда они живы, то к тебе бегут целовать руки, приглашать куда-то, когда же этот человек уходит, то мимо тебя проходят как мимо пустой стены. И я пришла на выставку замечательного журналиста и фотохудожника Юрия Роста, и она меня вылечила…».

Елена Санаева

О выставке Юрия Роста и о нём самом Елена Санаева сняла два фильма, потом – картину о своём старом товарище, режиссёре Алексее Германе. А вот фильм о Ролане Быкове, который ей предложил снять Первый канал, постигла неудача. «Самым простым было бы настричь фрагментов из его фильмов, расспросить кого-нибудь о нём, чтобы говорили о том, какой он необыкновенный, и так далее, – рассказывает Елена Всеволодовна. – А я решила построить картину на его монологах, чтобы люди увидели в нём мудреца, философа, человека с собственной гражданской позицией, поэта… Но на телевидении это оказалось «неформатом» – гораздо интереснее было бы, если бы я говорила о любовницах, внебрачных детях, выпивке…» Актриса рассказала также о том, какая борьба шла в своё время за выход на экран знаменитой картины Ролана Быкова «Чучело», в которой она сыграла роль учительницы.

«Там же думать надо»

В этом году на фестивале были представлены две работы, снятые самарскими «телевизионщиками» канала «Губерния». И это, безусловно, добрый знак. Однако в политике самих местных телеканалов, давно и прочно вписавших фестивальное кино в категорию «неформата», ничего существенно не изменилось. Около года назад к организаторам фестиваля «Соль земли» обратились представители одной из телекомпаний, предложив показать на телевидении лучшие картины. Те обрадовались, передали на студию диски с фильмами, а дальше – тишина. Что такое? «Ну, там же думать надо», – был ответ. Как считает член жюри, профессор ВГИКа Галина Семёновна Прожико, эта «неформатность» большей частью обусловлена тем, что документальное кино конфликтно по отношению к тому образу жизни, который демонстрирует телевидение, поскольку предлагает нам реальные картины нашей жизни. Но телевидение предполагает и совершенно другой формат: клиповую манеру, отсутствие пауз, постоянное звучание дикторского текста – ведь надо втиснуть в отведённый промежуток времени максимум информации. Здесь непозволительной роскошью покажутся, например, «молчащие» фильмы, такие, как фильм «Дыхание тундры» молодого московского режиссёра Михаила Горобчука, за лучшую операторскую работу удостоенный серебряного Архангела Михаила. Надо посмотреть эту картину, чтобы, затаив дыхание, обнаружить вдруг, что звучащая, объёмная тишина, перемежаемая звуками природы и человеческого быта, может рассказать о тундре больше, чем непрерывно читаемый на фоне того же видеоряда текст о горах и реках, об оленях и рыбах, об истории, географии и жизненном укладе местных жителей…

«Документальное кино – это всё-таки воздух, это свобода, – считает президент фестиваля «Соль земли» Мария Серкова. – Надо включать душу, мозги, думать, сопоставлять, понимать, рассуждать… Но почему люди решают, что это не вызовет никакого интереса у телезрителей? Я с удовольствием смотрю на Первом канале телепрограмму «Голос» и очень уважаю одного из её ведущих – Александра Градского. Когда в прошлом году в разговоре с журналистами ему сказали, что его песни «неформат», он ответил, что люди едят такую еду, какую им дают. Что у нас звучит по радио? «О боже, какой мужчина». Сутки напролёт. И все сначала плевались, а теперь уже поют – потому что это навязали… Так же и в кино – дайте другую пищу, и люди будут рассуждать и задумываться… И я очень рада, что на этом фестивале авторы, которые к нам приехали, увидели, что их картины действительно смотрят. Ведь они в первую очередь приезжают не за призами, а чтобы увидеть живой отклик на свои картины, пообщаться с другими номинантами, посмотреть их работы, чтобы пропитаться этим, зарядиться творческой энергией и работать дальше…»

Канарейка в шахте

Киновед Андрей Шемякин в разговоре, рассуждая о роли документального кино, вспомнил слова Курта Воннегута, который сравнил писателя с канарейкой в шахте: этих птичек шахтёры действительно брали в забой, так как они первыми чувствовали выделяющийся из пластов породы газ метан и своим поведением предупреждали людей об опасности. «Документалисты – это тоже «канарейки в шахте», – заключил он. – Они не репортёры, но они на каком-то внутреннем глубинном уровне чувствуют эти подспудные тектонические сдвиги». Фильм «SOSтояние приграничное» режиссёра Альберта Самойлова, снятый на Дальнем Востоке, на берегах Амура, получил признание фестиваля «Соль земли» в дни, когда трагические события, происходившие в тех краях, были на слуху у всего мира, и это, конечно, тоже помимо воли автора наложило свой отпечаток на его восприятие зрителями и жюри. Однако сам фильм был снят и смонтирован задолго до страшного наводнения и повествует о других проблемах.

В каком-то смысле его можно назвать «картиной в картине»: режиссёр со съёмочной группой ездит по приамурским городкам и сёлам и расспрашивает местных жителей о том, что они знают об известном русском первопроходце Ерофее Хабарове, 360 лет назад присоединившем эти дикие края к России. Но разговор о Хабарове, как иголка нитку, вытягивает за собой целую череду более насущных и болезненных тем – о потомках первых поселенцев-казаков, доживающих свой век в полузаброшенных сёлах и станицах, о нынешней и будущей судьбе восточных рубежей некогда могучей Российской Империи. О загубленных предприятиях и зарастающих полях, о молодёжи, уезжающей в поисках перспектив или деградирующей от водки и наркотиков, о стариках, вымирающих от болезней, о природных богатствах, уходящих за рубеж, о наступающем на пятки пассионарном юго-восточном соседе – Китае, о жгучей обиде на власть, словно забывшую, что может потерять этот огромный регион, некогда таким трудом добытый и освоенный силами русских людей. Неужели эти усилия окажутся напрасными?

«Фильм очень острый, и на многих фестивалях его просто не брали из-за боязни, – делится Мария Серкова. – Хотя я об этом не знала, и подобных мыслей у меня даже не возникло. Режиссёру предлагали вырезать некоторые моменты, но он на это принципиально не пошёл, потому что он живёт там, он дышит этим воздухом, он болеет всем этим, это его боль, крик души…».

«Самым главным для меня здесь, на самарской земле, была радость общения со своими братьями по крови, – сказал, получая главный приз фестиваля, Альберт Самойлов. – У меня появилось столько новых друзей, потому что мы там на Дальнем Востоке живём одни…». И это, как мне кажется, тоже ключ к пониманию главной проблемы его картины – чтобы плодотворно трудиться и развиваться, человеку очень важно чувствовать, что он не один, что он нужен, что он востребован. И людям на Дальнем Востоке очень важно знать, что они не одни, что они нужны своей стране, и что страна всегда придёт им на помощь… Что этот регион нужно обязательно спасти и сохранить для настоящего и будущего. Ведь не напрасно же кадеты в фильме Альберта Самойлова каждое утро поднимают на плацу перед школой флаг России…

Альберт Самойлов

И, возвращаясь к теме «канарейки в шахте», вспомним и о других картинах, ставящих трудные и болезненные вопросы. Фильм Людмилы Коршик из Екатеринбурга «Вернулись мы на Родину», удостоенный на фестивале приза от Клуба Почётных граждан Самарской области, рассказывает о судьбе русских людей, уехавших двадцать лет назад, после распада Советского Союза, из Таджикистана и до сих пор ютящихся в вагончиках на окраине города Борисоглебска, где подрастает уже второе поколение вынужденных переселенцев.

А режиссёр Павел Медведев, чей фильм «После Византии» завоевал специальный приз жюри в номинации «Русский собор» и приз Гильдии киноведов и кинокритиков Союза кинематографистов России, занят поисками следов византийской цивилизации в бывшем Константинополе, ныне Стамбуле. Сквозь мозаики и росписи древних базилик, городские пейзажи, монашеские распевы, исторические хроники, разговоры с современными православными христианами – греками, турками, арабами, русскими эмигрантами – перед зрителем предстает невыразимо прекрасный, величественный, может быть, несколько идеализированный и утопический образ ушедшей Византии, которую сменила совершенно другая, более молодая и энергичная, менее рефлексирующая цивилизация. Как сказал после показа Павел Медведев, представители турецкой стороны, просмотревшие этот фильм, посоветовали не показывать его в их стране, а лучше «уделять больше внимания Турецкой Республике, ездить на пляж и ни о чём не задумываться». Повествуя о трагической судьбе «второго Рима», режиссёр, которого Андрей Шемякин, вручая приз от Гильдии киноведов, назвал одним из самых ярких продолжателей такого мощного явления отечественного документального кино, как ленинградская школа, исподволь подводит зрителя к размышлениям о будущем православной цивилизации в современном мире, о том, не повторит ли Россия – Третий Рим – судьбу Рима второго?

О предвоенной жизни двух столиц – российской и германской – в конце 30-х годов, о людях, которым предстояло стать врагами в самой кровопролитной войне XX века, рассказывает фильм Юрия Кузавкова «Москва – Берлин», ставший победителем в номинации «Времена не выбирают». Как, почему простые, обычные люди увидели в Гитлере спасителя и кумира миллионов, какими были их ожидания и надежды, почему они последовали за чудовищной нацистской идеологией и каким страшным бывало порой прозрение, можно увидеть на примере современных пожилых немцев, кого так или иначе затронула война, из трагического рассказа одного из героев о судьбе брата, некогда убеждённого члена гитлерюгенда, разочаровавшегося в идеях нацизма и покончившего с собой на Восточном фронте…

«Соль земли»: молодые лица и вечные ценности

Приз в номинации «Камо грядеши...», а также приз зрительских симпатий заслуженно получила картина «День ангела» режиссёра Олега Якушенкова. «Улица Макаренко, 14» – таков адрес воспитательной колонии для несовершеннолетних в Рязанской области, где отбывают наказание девочки-подростки, девушки от 14 до 18 лет, в своих бесформенных форменных платьицах марширующие по плацу под песню «Надежда – мой компас земной»… Юные лица, чистые глаза, письмо Татьяны Лариной, что читает наизусть одна из героинь, надежды на то, что всё ещё в жизни будет хорошо… Удивительно, что ни одна из девочек, что решились поведать перед камерой свою историю, не думала, совершая преступление, что всё закончится именно так, что всё всерьёз, не понарошку, и что за это посадят…

Олег Якушенков

По словам режиссёра, картина, показанная на фестивале – это лишь подготовительный материал для другого, более подробного, полнометражного фильма: «Мне важна была ваша реакция – собратьев по режиссёрскому цеху и самарских зрителей. И я получил ответ на свой вопрос, нужно ли мне продолжать эту работу. В картине очень многое осталось за кадром, но хочу сказать два слова: на территории воспитательной колонии для девочек стоит маленький деревянный храм, построенный их же руками. И когда я задал вопрос настоятелю этого храма, отцу Игнатию, который теперь стал епископом: «С помощью чего вы ежедневно врачевали сердца этих «падших ангелов», какие у вас были ключи к душам этих девочек?» – он ответил: «Любовь, больше ничего». Я думаю, что и мы, режиссёры, тоже должны этим нашим главным ключом открывать двери в сердцах и наших героев, и наших зрителей...».

«Любовь – и больше ничего…»

Любовь – и больше ничего. Или такая любовь, которая вмещает в себя всё, которой хватает на всех, кто встречается на пути… Любовь, которая осеняет свыше, всегда пребывает с человеком. Иначе как объять необъятное, столько уметь и столько успевать, щедро делясь этими знаниями и этой любовью с окружающими, порой людьми иного языка, иного житейского уклада, иной веры, просвещая их и приводя к Христу, как выдающийся миссионер XIX века, митрополит Иннокентий (Вениаминов), фильм о котором «Простой епископ» Татьяны Карповой из Москвы награждён призом губернатора Самарской области «За утверждение Российской государственности» и дипломом жюри «За возвращение нашей памяти образа великого созидателя Великой России».

Татьяна Карпова

Любовь движет людьми великими – и не очень, как простой военный лётчик, ставший священником, которого благословили на двойное служение – быть офицером Российской армии и пастырем для своих сослуживцев (картина Константина Давыдкина «Отец Дмитрий, гвардии майор», награждённая призом от Самарской губернской Думы). Или жителями маленького белорусского села, которые каждый год на Рождество вскладчину, собственноручно изготавливают для храма три большие свечи, чтобы зажигать их по праздникам, поминая родных и близких, как в очень светлом и радостном фильме Ирины Волох из Минска «Братская свеча» (первое место в номинации «Русский собор»).

Константин Давыдкин

А чем, как не любовью к родной земле, к родным горам, к своему народу, к делу всей жизни руководствовался герой фильма «Таштанбек – крепче камня» режиссёра из Кыргызстана Тыная Ибрагимова (первое место в номинации «Чти отца твоего и матерь твою»)?

И, возвращаясь к актуальной на каждом фестивале теме поиска героя нашего времени, зададимся вопросом: не это ли и есть главный критерий героя, источник его сил и вдохновения – любовь к людям, любовь к Богу, любовь к избранному делу, к Родине? Любовь не всегда громкая, не выражающаяся и не нуждающаяся в демонстрациях и патетических заявлениях, как любовь к родному городу петербуржца, героя фильма Александра Киселёва «Лоцман во времени», который работает лоцманом в порту, клеит с дочерьми модели парусных кораблей и соединяет в фотошопе снимки блокадного Ленинграда с современными ракурсами тех же мест…

Или врач медицины катастроф в фильме «Чрезвычайные будни» режиссёра Андрея Титова из Екатеринбурга (диплом жюри «За яркий портрет настоящего героя нашего времени») – этот спокойный, надёжный, уверенный в себе человек просто, деловито и чётко делает свою работу, спасая жизни людей и заряжая своим спокойствием и уверенностью отчаявшихся родных. Никакого пафоса, никаких подвигов – обыкновенная работа…

И даже человек, которому преодолевать приходится неизмеримо больше, чем остальным, слепоглухой доктор психологических наук, окончивший МГУ, учёный, мыслитель, поэт, педагог, публицист, занимающийся проблемами людей с ограниченными возможностями, Александр Суворов, как оказалось, не любит пользоваться словом «преодоление» – для него это обстоятельства жизни, к которым приходится приспосабливаться, с благодарностью принимая помощь от окружающих и помогая тем, кому в состоянии помочь. Фильм Елены Лобачёвой-Дворецкой из Ярославля «Мы вам нужны» (диплом жюри «За постановку на экране острой социальной проблемы») снят по сценарию этого яркого, сильного человека и представляет собой его монолог о себе, о других инвалидах, о людях, о вере, о том, кто и кому нужен в этой жизни.

«Соль земли»: молодые лица и вечные ценности

Другой фильм, посвящённый проблемам людей с ограниченными возможностями и удостоенный приза дирекции фестиваля, «Невозможное возможно», снят режиссёрами самарского телеканала «Губерния» Антоном Анисимовым и Сергеем Александровым и рассказывает о наших земляках, спортсменах-рыболовах, регулярно отправляющихся на рыбалку в Заполярье. Среди них – бывший воин-интернационалист Константин, почти утративший зрение, но на равных с товарищами разделяющий трудности походной жизни и черпающий силы в своём увлечении.

И, конечно, героев нашего времени можно найти среди самих кинематографистов – так, на фестивале традиционно присуждается приз «За честь и достоинство в профессии». В этом году он достался организатору и Почётному президенту Международного фестиваля документальных, короткометражных игровых и анимационных фильмов «Послание к человеку», кинорежиссёру, Заслуженному деятелю искусств России Михаилу Сергеевичу Литвякову – человеку, который всю свою жизнь отдал и продолжает отдавать документальному кино, передавая свой опыт молодёжи. «Думал ли я мальчишкой, когда ехал в поезде в эвакуацию, на барже, которая причаливала к городу Куйбышеву, когда впервые ощутил себя пацаном в Алексеевском районе, мог ли я думать, что встречусь с Архангелом Михаилом в городе Самаре? Это ж какое счастье! – потрясённо произнёс Михаил Сергеевич, приняв в руки серебряную статуэтку своего небесного покровителя. И, обратившись к зрителям, призвал всех любить друг друга и помнить, что все мы – дети Божьи: «Можно обмануть маму, папу, учителя, товарища, но не своего небесного покровителя. Он всё видит, Он всё знает, и нам придётся за это отвечать. Так что спешите жить и делать добро!».

Дипломом жюри «За верность теме и высокий профессионализм» был награждён фильм о поэтессе Ольге Берггольц «Ленинградка» петербурженки Людмилы Шахт. Приза Совета ветеранов кино Самарской области удостоился фильм «Город М» московского режиссёра Игоря Морозова.

Наталья Бесхлебная

А «приз симпатий» редакции информационного партнёра фестиваля – Областного журнала «Самара и Губерния» достался фильму москвички Натальи Бесхлебной «История моей бабушки», где сквозь портреты и судьбы нескольких пожилых женщин перед зрителем раскрывается целая эпоха, целый мир городских бабушек, на чьих руках выросли целые поколения наших современников. «Этот фильм такой по-настоящему домашний, как семейная реликвия, изготовленная собственными руками, – сказала, вручая режиссёру приз – картину, – главный редактор журнала Юлия Галочкина. – Поэтому и подарок у нас такой домашний, изготовленный добрыми руками, нежной душой замечательного самарского художника Аллы Шахматовой…».

Андрей Шемякин:

 Андрей Шемякин

Я рад, что вижу здесь столько молодых красивых лиц. «Соль земли» – один из немногих фестивалей, который ни с кем не конкурирует, не спорит. Он строит свой ряд, и каждый, кто хочет, может строить рядом с фестивалем…

Архимандрит Вениамин:

Архимандрит Вениамин

Название самарского фестиваля «Соль земли» отсылает нас к Нагорной проповеди Христа. Так Он определял тех христиан, которые своей целостной верой, жертвенным подвигом и активной жизненной позицией не дают чрезмерно опресниться нашему миру, погрязнуть в стяжании материальных благ, удовольствиях, забыть о совести, забыть о духовном предназначении человека, несущего в себе образ Божий. Этот фестиваль выполняет очень важную задачу – приобщение человека к подлинной красоте, созерцание которой приводит мысли и сердце к её источнику – к Богу…

Автор: Надежда Локтева


Автор:Надежда Локтева