Оглавление
4#2013
Оглавление
О главном
Гражданское общество
Губерния сегодня
Доска почёта
Звезда
Здравоохранение
Знак качества
Информационные технологии
История
Конкурс
Культура Самарской области
Леди / Клуб
Лето господне
Образование
Пищевая и перерабатывающая промышленность
Поколение
Политика и власть
Портрет
Сельское хозяйство Самарской области
Фестиваль
Экология
Юбилей

Встреча с Мастером

— Самара

Областной журнал «Самара и Губерния», номер 4#2013 (декабрь)

Юрий Филиппов стал одной из крупнейших фигур в истории самарской культуры. Его имя ассоциируется с такими понятиями, как талант, совесть, гражданственность, интеллигентность.

Юрий Филиппов

В октябре в галерее «Новое пространство» (Самарская областная научная библиотека) прошла выставка, посвящённая памяти известного самарского художника. Люди, лично знавшие Юрия Ивановича, говорили о богатом наследии мастера, год назад ушедшего из жизни. Тогда, в 2012 году, юбилейную выставку, приуроченную к 85-летию художника, супруга Тамара Филиппова открывала без него. И теперь, продолжая эту работу, она не просто знакомит нас с творчеством, эскизами, фотографиями нашего земляка – но транслирует его художественные мысли в развитии, по сути,  предъявляя документы эпохи, подарившей нам незаурядного живописца и колоритного человека.

Ещё в 1946 году он определил жизненное кредо в своём дневнике: «Пиши для себя. Если ты честен, не думаешь о корысти, это отразится в твоём произведении». В творчестве и в жизни художник оставался верным себе.

Он родился в Кинеле Куйбышевской области. В 1941 году поступил в Пензенское художественное училище, затем окончил Киевский художественный институт. В его по-взрослому тяжёлом детстве страсть к изобразительному искусству была, пожалуй, единственным спасением.

«8 сентября 1945 год. Пишу на уроке. Рисунок. Страшно хочется есть. Это нужно пересилить (насколько возможно). В рисунке – стремиться к целостному охвату фигуры». Уже в студенческие годы педагоги отмечали «живые, технически интересные» работы начинающего художника. Он учился рисовать, обращаясь к реалистическим традициям в живописи, его кумирами были Врубель, Тициан, Суриков. В 1945 году предел счастья – приобрести монографии по искусству.

«Меня ругают за то, что трачу огромные деньги на книги, а сам хожу в рванье и голодный. А как же иначе? Материальной пищей насытиться можно, духовной – нельзя... Возникают новые и новые задачи».

Самара-крепость. 2002

В 1957 году Филиппов приехал в Самару после окончания Киевского художественного института. На него, единственного художника-коммуниста, возложили все административные обязанности. Но живописец, воспитанный на лучших традициях передвижников-демократов, не мог потопить зерно либерализма в номенклатурном потоке. Вот как он сам оценивал тот период: «Я был болен болезнью, которая называлась сопротивление власть имущим. У меня два партийных выговора, потому что я влезал в драку, если видел несправедливость». В 60-е годы нападкам подверглись первые самарские импрессионисты. Отстаивая право художников на творчество, Юрий Филиппов, безусловно, рисковал. Чаще люди выбирают молчание – как необходимое условие приобретения личных выгод и преимуществ. Но это было не в его характере, он предпочитал ту «силу, которая в правде». До последних своих дней Юрий Иванович, будучи членом художественного совета при губернаторе Самарской области, бился за судьбу собратьев по кисти. Его вклад в развитие самарской культуры измеряется и творческим наследием, и общественной значимостью. Он возглавлял правление Союза художников, организовывал художественную школу и художественное училище, долгие годы был первым заведующим кафедрой рисунка и живописи на архитектурном факультете, а в 1994 году основал кафедру ИЗО и ДПИ в Самарском государственном педагогическом университете.

Долгое время Юрий Иванович сотрудничал с фирмой «Союзхудожэкспорт», которая устраивала выставки советского художника в США, Канаде, Англии, ФРГ, Финляндии, Болгарии, Италии. В эпоху перемен они приобрели ещё большую популярность, став украшением галерей и частных коллекций. Отмечалось авторское своеобразие полотен, выразительная эклектика реалистической манеры письма и импрессионистских тенденций. Как и всякий мастер, он познал муки творчества и восторг от озарения.

Запись в дневнике от 2008 года: «Ночью зримо представил законченную картину «Ширяево – вид из штолен». Видел всё с закрытыми глазами очень чётко, в том числе и Репина. «Вид на Ширяево с Поповой горы» – более подробная деталировка первых планов. «Репин в Ширяево» – необходим аромат, дух, запахи волжского села и волжского приволья. Репина писать в солнечных рефлексах».

Юрий Филиппов получил в дар собственную планету, где, по большому счёту, всё было подчинено служению искусству, рождающему «души прекрасные порывы». Его работы «Лунная ночь в Жигулях», «Вид на Ширяево с Поповой горы», «Ураган в Жигулях», «Самара-крепость», «Самара-городок» и другие – не что иное, как гимн любви месту, где он из месива красок учился делать облака, деревья, закаты и восходы. А портретная живопись даёт отчётливое понимание автора, наделённого способностью видеть внутреннюю  красоту человека.

Луна у Жигулёвских ворот. 1990-1998

Пройдёт жизнь, и в январе 2012 года появится мысль в дневнике, определяющая квинтэссенцию его творчества: «Искусство ответственно за идеи, содержание и форму, которое оно преподносит обществу. А так как жизнь состоит из материальной и духовной частей цельного жизненного ядра, то пренебрежение или упущение из внимания одного из компонентов будет ущербно влиять на воспитание человека».

...В 2012 году мне посчастливилось познакомиться с Юрием Ивановичем. Это был большой, красивый человек, с философским складом ума и редким по нынешним временам умением углубляться «в суть вещей Божьих». Причём в нём не было менторского знания истины, он размышлял, сомневался, был самоироничен. С удовольствием показывал свои картины. В его мастерской обращали на себя внимание два масштабных полотна. Не знаю, завершены ли эти работы – но даже в неоконченном варианте они производили сильное впечатление. Одна картина – этюд в багровых тонах «Террористы и жертвы». Художник искал, что происходит с людьми, когда они переступают черту, теряя человеческий облик. По силе таланта «картина кричала и рвалась наружу», она взывала о милосердии, перерастая в глобальную гуманистическую идею. Другая работа – «Гибель Атлантиды» – тоже находилась в процессе осмысления.

Юрий Филиппов рассуждал: «Почему красивая цивилизация не сумела сохраниться? У атлантов уже было атомное оружие, они завоевали полмира. Но, нарушив законы природы, люди не сумели воспользоваться своими богатствами. Земная твердь разверзлась, и в наказание их поглотила пучина. Почему, как Вы думаете? Они возомнили себя богами». Помолчав, добавил: «Мы тоже нарушаем эти законы».

Большой художник, в отличие от обычных людей, проникает за границы возможного, он видит «сквозь время». Живущие мало понимают, что провидение всегда созидательно, оно заставляет  вовремя остановиться. Сумеем ли – вот в чём вопрос. Этим был озабочен наш выдающийся земляк, так же, как и другие мыслители, ставшие для нас нравственными эталонами.

Автор: Людмила Круглова


Автор:Людмила Круглова