Оглавление
4#2013
Оглавление
О главном
Гражданское общество
Губерния сегодня
Доска почёта
Звезда
Здравоохранение
Знак качества
Информационные технологии
История
Конкурс
Культура Самарской области
Леди / Клуб
Лето господне
Образование
Пищевая и перерабатывающая промышленность
Поколение
Политика и власть
Портрет
Сельское хозяйство Самарской области
Фестиваль
Экология
Юбилей

Поклон великому маэстро

— Самара

Областной журнал «Самара и Губерния», номер 4#2013 (декабрь)

4 и 5 декабря в Самарском академическом театре оперы и балета прошёл VI Международный музыкальный фестиваль «Мстиславу Ростроповичу». Инициатор этого фестиваля – выдающийся дирижёр современности, художественный руководитель-директор Мариинского театра Валерий Гергиев, фестиваль проводится при поддержке Правительства Самарской области.

Валерий Гергиев с оркестром

Свидетельством особой значимости этой культурной акции является то, что на официальном сайте Валерия Гергиева фестиваль «Мстиславу Ростроповичу» занимает третью строку после руководимых им всемирно известных фестивалей «Звёзды белых ночей» и Московский пасхальный фестиваль. Стоит особо отметить и то, что этот самарский фестиваль стал первым в России фестивалем, посвящённым памяти великого музыканта ХХ столетия.

От каждого фестиваля «Мстиславу Ростроповичу» самарцы ждут музыкальных и исполнительских откровений, и нынешний не стал в этом плане исключением. В нём приняли участие выступившие под управлением Гергиева симфонический оркестр и солисты Мариинского театра, а также приглашённые им выдающиеся инструменталисты.

В первый вечер в концертном исполнении прозвучала одноактная опера Петра Чайковского «Иоланта». Порадовало богатейшее по краскам и тембровому богатству звучание ведомого маэстро Гергиевым оркестра и исключительно ровный состав исполнителей – уже получивших известность и молодых солистов Мариинки. Хочется особо отметить сопрано Екатерину Гончарову – Иоланту, баритона Алексея Маркова – Роберта – и тенора Дмитрия Воропаева – Водемона. В исполнении «Иоланты» принял участие хор Самарского оперного театра.

По традиции один из концертов фестиваля, адресованный ветеранам, студентам и совсем юным слушателям, был благотворительным. Его открыла представляющая собой подлинный шедевр симфоническая сказка для детей Сергея Прокофьева «Петя и Волк». Затем были исполнены необыкновенная по красочности и русскому национальному колориту сюита из музыки к балету Игоря Стравинского «Жар-птица» и насыщенный драматическими коллизиями Концерт №2 для скрипки с оркестром Дмитрия Шостаковича, в котором солировала молодая, но уже прочно утвердившаяся на мировом исполнительском олимпе скрипачка Алёна Баева.

Заключительный концерт фестиваля был полностью посвящён творчеству Игоря Стравинского. В первом отделении прозвучали никогда не исполнявшиеся в Самаре сочинения композитора: музыка к балету «Игра в карты», заказанная Стравинскому Джорджем Баланчиным, и виртуозное Каприччио для фортепиано с оркестром, в котором солировал известный американский пианист грузинского происхождения Александр Торадзе. Завершила программу музыка к балету «Весна священная», которая, благодаря мастерской интерпретации Валерия Гергиева, погрузила слушателей в сакральную атмосферу языческих обрядов.

Все концерты фестиваля прошли с большим успехом. Перед началом заключительного концерта губернатор Николай Меркушкин поздравил Валерия Гергиева с присвоением звания Героя Труда РФ и сердечно поблагодарил его за личное участие в самарском фестивале, а также за деятельность, способствующую просвещению молодёжи и возрождению в нашей стране традиции хорового пения. В ответном слове маэстро подчеркнул, что, если каждый губернатор будет поддерживать культуру так же, как Николай Меркушкин, в России с культурой всё будет в порядке.

Валерий Гергиев: «В прошлом году мы с губернатором Самарской области Николаем Ивановичем Меркушкиным подписали соглашение о долгосрочном сотрудничестве, открывающее новые перспективы для фестиваля «Мстиславу Ростроповичу». Я полагаю, что вопроса о продолжении фестиваля вообще не возникало. Я не мог и подумать, что рождение такого фестиваля или его потенциальное прекращение может зависеть от смены власти. Это либо нужно, либо не нужно людям. Такой вопрос решает публика. Я бы не стал предлагать то, что не вызывает у неё интереса. Замечательно, если Самара войдёт в небольшую группу серьёзных партнёров Мариинского театра. Это станет большим нашим общим достижением. Всё реально, но для этого нужно совместно много поработать».

Автор: Валерий Иванов


Автор:Валерий Иванов