Оглавление
4#2013
Оглавление
О главном
Гражданское общество
Губерния сегодня
Доска почёта
Звезда
Здравоохранение
Знак качества
Информационные технологии
История
Конкурс
Культура Самарской области
Леди / Клуб
Лето господне
Образование
Пищевая и перерабатывающая промышленность
Поколение
Политика и власть
Портрет
Сельское хозяйство Самарской области
Фестиваль
Экология
Юбилей

Самарскому театру «Камерная сцена» – 20 лет

— Самара

Областной журнал «Самара и Губерния», номер 4#2013 (декабрь)

В самом центре Самары, на пересечении улиц Фрунзе и Некрасовской, в здании бывшего клуба «Рассвет» полнокровной творческой жизнью живёт Самарский муниципальный театр драмы «Камерная сцена».

25 декабря нынешнего года этот театр, основателем, неизменным художественным руководителем и режиссёром-постановщиком спектаклей которого является Софья Рубина, отмечает своё 20-летие.

Софья Рубина – жительница Самары в четвёртом поколении. Она окончила филологический факультет Самарского государственного университета, защитила кандидатскую диссертацию. Была редактором литературной части, а затем ассистентом режиссёра академической драмы, откуда ушла спустя четыре года и в 1993 году создала свой театр.

Спектакль «Натали»

«Камерная сцена» родилась в непростые 1990-е годы. Это была эпоха перестройки, романтический период, когда все во все верили, дерзали, на что-то надеялись. Софья Рубина признаётся: всё, что она делала в то время, сегодня ей кажется каким-то безумием. На собственные деньги она арендовала Пушкинский дом – Клуб 1905 года. Полностью оснастила зрительный зал световой и звуковой аппаратурой, починила сценический круг, подъёмы. Тогда ей казалось, что если сделать интересный театр, все тут же кинутся ему помогать, всё будет быстро и легко.

Но легко и быстро не получилось. Только в 2002 году театру было передано здание по улице Некрасовской, 27, построенное архитектором Щербаковым в начале 1920-х годов. На выделенные администрацией города средства в 2006 году в этом здании были произведены капитальный ремонт и реконструкция, в результате чего театр обрёл зрительный зал на 228 мест.

Софья Рубина прошла серьёзную профессиональную подготовку у известных мэтров режиссуры. Три года она была в режиссёрской лаборатории Леонида Хейфеца, а затем шесть лет училась у Камы Гинкаса.

Спектакль «Трамвай «Желание»

В «Камерную сцену» приглашаются актёры с хорошим профессиональным образованием. Сегодня в труппе окончившие театральное отделение Саратовской консерватории, Казанское театральное училище. Есть и выпускники Самарской академии культуры и искусств. В течение нескольких лет с молодыми артистами ведётся работа над чисто техническими проблемами. Так, многие из них плохо владеют сценической речью, невнятно артикулируют. Это – от стремления к гиперреализму: чтобы на сцене всё было так, как в жизни. Занятия дают свои плоды, но случается, что, добившись первых же успехов, молодые актёры покидают театр и срываются в Москву. Но это жизнь...

За двадцать сезонов в «Камерной сцене» выпущено более пятидесяти премьер. В репертуаре театра преимущественно классическая проза: Пушкин, Достоевский, Чехов, Бунин, Набоков, Боккаччо, Фолкнер, Уильямс, но есть и современная молодёжная драматургия.

Создаваемые Софьей Рубиной инсценировки известных литературных произведений отличаются цельностью замысла. Есть спектакли, в основе которых не одно, а нескольким произведений. Так, спектакль «Азияты» создан по мотивам рассказов Николая Лескова и Алексея Толстого, а спектакль «На какой-то звезде...» соткан из нескольких рассказов Владимира Набокова. В каждом из рассказов Рубина выделяет одну-единственную сюжетную канву, тот или иной человеческий характер. Такие спектакли представляют собой переплетение независимых один от другого повествований, неуловимо связанных внутренней логической канвой, которую обнаруживает в них автор инсценировки. При этом не ощущается резких стилистических и композиционных «швов», а череда следующих один за другим эпизодов воспринимается как единое целое.

Спектакль «На какой-то звезде...»

В инсценировках Рубиной сохраняются и стилистические особенности литературных первоисточников. Хороший пример – спектакль «На какой-то звезде...». Проза Владимира Набокова обладает особой, если не сказать колдовской притягательностью. В его произведениях обыденные жизненные ситуации, в которых оказываются персонажи, часто окутаны аурой загадочности, обретают почти инфернальный колорит. Всё это в той или иной степени присутствует и в спектакле «На какой-то звезде...», само название которого как бы предполагает зыбкость и нереальность того, что происходит на сцене.

С точки зрения общей постановочной стилистики, а также сценического поведения актёров спектакли «Камерной сцены» достаточно традиционны. Впечатления от них связаны не с какими-то режиссёрскими приёмами и изысками, а с особой, свойственной именно этому театру манерой подачи литературного материала. Принимая во внимание репертуарную специфику театра, одним из важнейших «действующих лиц» каждого спектакля становится именно произносимый актёрами текст, который практически всегда – из разряда высокой литературы.

При в целом достаточно скромных сценическом оформлении и световой партитуре спектаклей «Камерной сцены» основная нагрузка по созданию их визуального ряда и эмоционального тонуса ложится на плечи исполнителей. От них требуются особая степень отдачи, психологическая достоверность, а также недюжинный темперамент и точность в элементах и деталях чисто актёрского ремесла. Будем откровенны: в полной мере это удаётся не всем актёрам труппы. Но есть и запомнившиеся актёрские работы. В их числе Виктор в «Натали», Парфён Рогожин в спектакле «Между людьми и деревьями» по страницам романа Ф. Достоевского «Идиот» и Стэнли в «Трамвае «Желание» Т. Уильямса в исполнении молодого актёра Руслана Бузина, получившего профессиональное образование в Казани. Его манере, не лишённой романтической возвышенности, свойственны чувственность и интеллигентность, а также недюжинный темперамент. Большой удачей для актрисы Ольги Базановой стала сложнейшая в психологическом плане роль Бланш в «Трамвае «Желание».

Спектакль «Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»

«Камерная сцена» регулярно принимает участие в традиционных фестивалях, проходящих в Москве, Санкт-Петербурге, Лобне, Тамбове, Орле и Кишинёве. На них постановки театра не раз отмечались в номинациях «За лучший спектакль», «За лучшую режиссуру», «За самый стильный спектакль», «За актёрский ансамбль», «За лучшую работу художника».

Только в прошлом сезоне приз за лучшую режиссуру на фестивалях получили два спектакля театра – «Сказка о любви» Л. Андреевой и «Между людьми и деревьями». В нынешнем году на губернском конкурсе «Самарская театральная муза» в номинации «Лучшая женская роль» отмечена исполнительница роли Бланш Ольга Базанова.

К своему юбилею театр подготовил премьеру по роману Л. Толстого «Анна Каренина».

Автор: Валерий Иванов


Автор:Валерий Иванов