Оглавление
4#2013
Оглавление
О главном
Гражданское общество
Губерния сегодня
Доска почёта
Звезда
Здравоохранение
Знак качества
Информационные технологии
История
Конкурс
Культура Самарской области
Леди / Клуб
Лето господне
Образование
Пищевая и перерабатывающая промышленность
Поколение
Политика и власть
Портрет
Сельское хозяйство Самарской области
Фестиваль
Экология
Юбилей

Этническая Россия в «пространстве играющих кукол»

Областной журнал «Самара и Губерния», номер 4#2013 (декабрь)

С 16 по 21 сентября в Самаре прошёл V Международный фестиваль национальных театров кукол «Радуга». За период развития фестиваля, который организуют на самарской земле один раз в два года, география его участников значительно расширилась за счёт наполнения фестивальных спектаклей этническим содержанием.

Этническая Россия в «пространстве играющих кукол»

В детстве мы все играли в куклы. Отчётливо вспоминаю и свои первые робкие опыты: в семейном кругу у нас существовал скромный кукольный театрик, для которого сами мастерили кукол – бумажных, деревянных, тряпичных, «разыгрывали» сказочные сюжеты по мотивам народных сказок. С упоением, томами прочитывали детскую литературу: сказки народов мира, русские народные сказки под редакцией А.Н. Афанасьева, сказания малых народов...

Фестиваль театров кукол позволил вновь окунуться в эту атмосферу. В течение фестивальной недели Самара находилась в «пространстве играющих кукол». Миссию аккумулирования культурной среды и формирования вокруг себя этнически пёстрой, «радужной» национальной палитры возложил на себя Самарский театр кукол.

К слову, фестивальный опыт стал залогом поиска новых творческих решений, образования неожиданных международных творческих тандемов. Например, Амела Вусенович из Сербии ранее неоднократно принимала участие в фестивале с режиссёрскими спектаклями. В результате творческого общения появились два новых: «Красивая как солнце» и «Ах, Самара», которые мы увидели в постановках Ингушского государственного театра юного зрителя и Самарского театра кукол.

Музыкальный спектакль «Красивая как солнце» – теневой. Развитие сюжета по мотивам ингушских сказаний мы наблюдаем, словно на кинематографическом экране, над театральной ширмой. В кульминационный момент из-за кулис появляются актёры, облачённые в костюмы джигитов, скрещивающих острия мечей в схватке. В спектакле сохранён колорит Северного Кавказа, в сюжетную линию повествования тонко «вплетён» синтез разных видов искусств – хореографии, музыки, актёрской пластики, сценической работы с куклами.

Этническая Россия в «пространстве играющих кукол»

Сюжет спектакля «Ах, Самара» сочинён по мотивам исторических событий – Второй мировой войны и Великой Отечественной войны. Категории жизни и смерти показаны сквозь призму любви и верности молодых супругов, разлучённых годами военного лихолетья. В центре театральной истории – образ стойкости и мужественности русского человека-освободителя, каким он сохранился в памяти многих народов.

Двадцать лет продолжается творческое общение между городами-побратимами – Самарой и Штутгартом. У истоков культурного союза находился и Самарский театр кукол. В фестивале был показан авторский спектакль немецкого режиссёра Нелли Айххорн – «Весёлая гусеница». По ходу развития действия рассказчик вовлекает зрителей в процесс общения. Он – садовник, ухаживающий за растениями. Вместе с садовником ребята в зрительном зале выполняют упражнения, виртуально помогая обрабатывать садовые грядки, отгадывая хитрые загадки.

Спектакль «Посиделки» Набережночелнинского государственного театра кукол выдержан в татарских традициях. Сюжеты татарских сказок в игре со зрителями чередуются с бытовыми обычаями и танцами.

Кукольные герои «Чародейного рюкзачка» (Гомельский государственный театр кукол) любимы и узнаваемы всеми детьми – Мишка, Маша и Мышка. В дорожном рюкзачке спрятаны сказки. Именно оттуда появляются увлекательные добрые истории для детей.

Этническая Россия в «пространстве играющих кукол»

Мотивами обретения духа свободы «пропитан» спектакль «Сын Кавказских гор» (Чеченский государственный театр юного зрителя). История освобождения родного селения от чар злого колдуна учит любви к родной земле, бесстрашию и отваге сердца.

Мифы мордовского народного эпоса легли в основу сказа «Дочь Вирявы». В спектакле создана атмосфера первородного язычества, когда, по народным поверьям, на мордовской земле обитали духи природы. Архаичный колорит создан при помощи звучания фолк-ансамбля «Торама», воссоздающего древнее аутентичное звучание.

Поучительная шутливая история «Ветреная сказка» по мотивам удмуртского фольклора о неработящей семейной паре – муже и жене, получивших в подарок волшебный бочонок, – спектакль Государственного театра кукол Удмуртской Республики.

Путешествие из Индии на берега Волги совершил герой сказки «Лопоухий Илюк» – Слонёнок. Постановка Чувашского государственного театра кукол отмечена жюри нескольких международных фестивалей. Сказка о дружбе и преданности сердец, о взаимопонимании родителей и детей.

Сюжет юмористического спектакля «Ванька доброй» многим известен по популярной мультипликационной экранизации. В кукольной интерпретации увлекательную историю представил Оренбургский государственный областной театр кукол. Сохранён и фольклорный колорит, и языковой диалект северных наречий, добавляющий «терпкую» ноту в канву характерного повествования о доб-ре, горе и человеческой чести.

В инсценировке «Кентервильское привидение» сложный и запутанный сюжет, полный парадоксов, адаптирован для детской аудитории. Спектакль, воссоздающий атмосферу холодного английского старинного замка – недавняя премьера Московского детского камерного театра кукол.

Этническая Россия в «пространстве играющих кукол»

Камерный спектакль голландской театральной труппы «Поющая арфа» состоялся под эгидой празднования 2013 года как года российско-голландского сотрудничества. В Самаре детский спектакль был показан на русском языке.

Авторскую философскую притчу для детей и взрослых «Куклы в моей жизни» представил португальский театр «Тrule». Спектакль без слов с работой усложнённых тростевых кукол и использованием разных техник управления. В поэтической истории восхищает мастерство актёров. Подобно тому, как пальцы профессионального пианиста извлекают из фортепиано музыкальные созвучия, так и куклы «оживают», благодаря движениям пальцев кукольников.

Спектакль «Трое на соломе» шведского театра Штефана Бьорклунда несёт в себе идею семейственности. В жизни автор, режиссёр, декоратор, кукловод живёт у леса в собственном доме. В процесс сочинения историй и создания персонажей «вовлечены» его жена, дети и внуки. Штефан показал зрителям пример «экологически чистого театра», ведь его персонажи – картофель, лук и морковь. Кстати, на подготовку очередного гастрольного реквизита требуется не более часа. Штефан идёт в магазин и покупает необходимые овощи.

Чешский кукольный театр «Марионетки Павла Вангели» показал спектакль «Свингующие марионетки», в сюжете которого встретились герои народных балаганных историй: клоуны, ангел, чёрный человек, семь скелетов и английские джентльмены.

Обилие фольклорных мелодий Румынии, Греции, Албании, Сербии и Болгарии услышали в спектакле «Балканский путешественник» (Драматический кукольный театр «Иван Димов»).

Этническая Россия в «пространстве играющих кукол»

Традиционный Лондонский уличный театр представил зрительскому вниманию старинный спектакль «Приключения мистера Панча». Панч – герой комических и сатирических спектаклей балаганных народных театров перчаточных кукол.

Экспериментальный молодёжный театр кукол «Золотой петушок» из Челябинской области показал недавнюю премьеру – спектакль «Федорино горе». Герои, одетые в свободные комбинезоны и кепки, динамично движутся на сцене в такт звучащим джазовым мелодиям.

Под занавес фестиваля Бурятский республиканский театр кукол «Ульгэр» показал этнический спектакль «Дочь Байкала – Ангара», созданный на основе бурятских эпических преданий. Легендарная история любви любимой дочери Байкала – Ангары, убежавшей к своему возлюбленному – богатырю Енисею – лежит в основе сказания о верности, свободе духа и полноте жизни. Поднятые «со дна вечности» темы обретения человечности и гуманности – вне национальной принадлежности людей.

Чем мы становимся старше, тем чаще вспоминаем мир собственного безоблачного детства, возможно, внутренне его идеализируя. Существует мнение, что пора детства, даже если она сопряжена со сложными историческими периодами, остаётся в человеческой памяти прекрасным временем. Детству нашего поколения выпала мирная эпоха, мы росли в мирной стране. Смеем надеяться, что и новые поколения не будут знать конфликтов, возникающих из-за различия этнических культур, и будут воспитаны на лучших гуманных образцах отечественного и мирового литературно-музыкального наследия.

Автор: Елена Воеводина


Автор:Елена Воеводина