Оглавление
4#2013
Оглавление
О главном
Гражданское общество
Губерния сегодня
Доска почёта
Звезда
Здравоохранение
Знак качества
Информационные технологии
История
Конкурс
Культура Самарской области
Леди / Клуб
Лето господне
Образование
Пищевая и перерабатывающая промышленность
Поколение
Политика и власть
Портрет
Сельское хозяйство Самарской области
Фестиваль
Экология
Юбилей

ООО «Скорпион»: профессионалы в овощеводстве

— Безенчукский район

Областной журнал «Самара и Губерния», номер 4#2013 (декабрь)

Опасения за судьбу отечественного агропрома после вступления России в ВТО кажутся совершенно безосновательными при знакомстве с ООО «Скорпион». Мощное, высокотехнологичное и высокоэффективное предприятие представляет собой яркий образец компании нового типа, нацеленной на качественное удовлетворение запросов современного покупателя. О потрясающей динамике развития, секретах успеха и задачах на ближайшее будущее мы беседуем с исполнительным директором ООО «Скорпион» Сергеем Тимофеевичем Калмыковым.

увеличить

С&Г: Сергей Тимофеевич, нынешний год – год 15-летия ООО «Скорпион». Какие моменты жизни предприятия являются знаковыми?

Сергей Калмыков: ООО «Скорпион» образовано в 1998 году на базе фермерского хозяйства В.Г. Денисова в Безенчукском районе Самарской области. Владимир Гаврилович по образованию строитель, а его супруга Татьяна Николаевна – экономист. Возможно, в этом сочетании кроется один из секретов последующего успеха. С образованием «Скорпиона» был определён приоритет дальнейшей деятельности – выращивание картофеля и овощей на мелиорированных землях.

Начиналось всё с 300 га земли в районе села Ольгино. После накопления опыта и совершенствования технологии производства овощей с 2005 года начался период активного развития предприятия, когда произошло резкое увеличение обрабатываемых площадей, рост валового производства, было приобретено много современной высокоэффективной техники.

Группа компаний «Самарские овощи» возникла после выделения из «Скорпиона» специализированных структур с целью оптимизации управления. Сегодня в неё входят ООО «Скорпион», ООО «Весна» и ООО «Самарский виноград», занимающиеся выращиванием и переработкой сельхозпродукции, ООО «Самарские овощи», отвечающее за реализацию продукции и логистику, ООО «АгроМелиоСтрой», осуществляющее реконструкцию мелиоративных систем, строительство овощехранилищ.

Мы имеем три производственные базы – в Безенчуке, сёлах Ольгино и Песочное. Общая площадь пашни – 5509 га, причём все земли мелиорируемые. Только под картофель в этом году было занято около 2160 га. Также выращиваются другие наиболее востребованные на рынке овощи на площади около 450 га.

По валовому производству картофеля мы безоговорочно лидируем в Самарской области и занимаем 3-4 место в России. Складские помещения наших овощехранилищ позволяют единовременно хранить до 100 тыс. тонн продукции, а мощности распределительного центра дают возможность отгружать до 700 тонн продукции ежедневно, из них – 200 тонн мытой продукции, что сегодня очень важно для успешной реализации.

ООО «Скорпион»: профессионалы в овощеводстве

С&Г: Насколько успешным стал для предприятия нынешний 2013 год?

С.К.: Для нас, как и для большинства других хозяйств, год выдался очень непростым. По причине обильных сентябрьских дождей общий недобор урожая по всем российским производителям составил около 30%. И даже в этих сложных условиях по состоянию на начало ноября мы убрали практически весь выращенный урожай.

Неоценимый опыт в работе нам дал такой же трудный и дождливый 2011 год. В дальнейшем мы подобных трудностей не боялись, потому что знали, как с ними работать. Посредством изменения технологических параметров и режимов работы техники и оборудования, особенностей организации производства, коллектив успешно справился с трудностями.

Урожайность в нынешнем году мы оцениваем в 315 ц/га по товарному картофелю, лук дал 450 ц/га, морковь – 400 ц/га, капуста – 600 ц/га, свёкла – 300 ц/га, редька – 300 ц/га. Хорошими темпами осуществляется реализация продукции. Среднесуточная отгрузка по всем трём базам составляет 300-350 тонн в сутки.

С&Г: Как складывается ваше сотрудничество с торговыми сетями?

С.К.: Ещё лет десять назад стало ясно, что торговлю будут определять крупные федеральные и региональные сети. Крупнооптовые поставщики, обеспечивающие необходимый ассортимент овощей, пользуются преимуществом в работе с сетями. Поэтому мы избрали для себя крупный опт в качестве основного направления в реализации.

С сетями мы работаем с 2008 года и очень многому у них научились, особенно в области предпродажной подготовки продукции. Жёсткие требования сетей, на которые сетуют некоторые производители, обусловлены стремлением к качеству, они воспитывают в нас культуру поставки продукции потребителю.

Сегодня ООО «Скорпион» уделяет большое внимание приданию продукции товарного вида, обеспечению её качества и сохранности. В том же 2011 году, когда из-за дождей весь картофель был грязным, мы в течение месяца закупили и запустили две мощные моечные линии и весовую компьютерную станцию по фасовке продукции в полиэтиленовые пакеты и мелкую сетку. Приобретены десять рефрижераторов, благодаря чему продукция доставляется потребителю охлаждённой.

Отдел маркетинга – чуть ли не главная структура нашей компании. Ведь какие бы ни были у нас выдающиеся агрономы и технологи, какие бы большие урожаи не собирали механизаторы, самым главным остаётся реализация товара и получение результата, выраженного в денежном эквиваленте. От этого зависит и зарплата наших сотрудников, и наше развитие. Поэтому работаем очень гибко, стараемся глубоко изучать рынок, чтобы оперативно реагировать на его требования.

От общего объёма валового сбора продукции примерно 30% уходит в торговые сети. Большие поставки осуществляются в Москву, Санкт-Петербург, Ижевск, Пермь, Казань, Уфу, а также в десятки других городов России и ближнего зарубежья.

Интересно, что если в 2008 году только десятая часть наших овощей оставалась в Самарской области, то сегодня уже около 50% объёма продукции реализуется внутри региона. Тем самым вносится весомый вклад в обеспечение его продовольственной безопасности.

ООО «Скорпион»: профессионалы в овощеводстве

С&Г: Как развивается система орошения, и в чём особенности технического оснащения предприятия?

С.К.: Нам удалось сохранить и поддерживать в работоспособном состоянии мелиоративную систему, созданную ещё в советские годы, в том числе поливные и магистральные трубопроводы. И когда в 2011 году в Самарской области появилась целевая программа развития мелиорации, наше предприятия сразу же в неё включилось и начало реконструкцию мелиоративных систем.

Хочется поблагодарить сотрудников областного министерства сельского хозяйства, которые курировали этот проект, за обеспечение оперативного возмещения части наших затрат на реконструкцию. Средства, полученные в качестве возмещения затрат на проектирование, мы смогли сразу же использовать при реализации проекта реконструкции. При привлечении кредитов на эти цели нам бы пришлось гораздо тяжелее.

Таким образом, если в 2011 году в рамках программы мы получили 1,5 млн рублей из бюджета, то в 2012 году – уже 25 млн рублей. Были реконструированы 18,6 км поливных сетей на ольгинском участке и 8,5 км в Песочном, что в общей сложности обеспечивает орошение более 2800 га земель. Замена старых труб на новые полиэтиленовые увеличила срок службы поливных трубопроводов ещё на 25-30 лет.

Мы планируем и в дальнейшем принимать участие в программе развития мелиорации, тем более что сейчас в ней произошли важные изменения, касающиеся замены поливных агрегатов. Все поливные агрегаты типа «Фрегат» работают ещё с советских времён. Они достаточно надёжные, однако заметно устарели по своим технико-экономическим показателям, что не в лучшую сторону сказывается на себестоимости продукции.

Так что мы стараемся очень оперативно работать, чтобы максимально использовать возможности господдержки. Это касается и приобретения новой техники. На сегодняшний день не существует российских аналогов многих видов техники, которые нам необходимы для возделывания картофеля и овощей. Поэтому мы давно сотрудничаем с компанией «GRIMME», используем их превосходную сортировочную технику, моечные линии, загрузочные транспортёры, погрузочные машины и т. д. Причём вся эта техника имеет высокую производительность. Также мы используем десять высокопроизводительных тракторов «JOHN DEERE», большое количество посевных агрегатов, прицепного сельскохозяйственного оборудования, уборочной техники. Есть даже самоходный комбайн на гусеничном ходу, позволяющий работать в сложных погодных условиях.

Современная высокопроизводительная техника позволяет успешно решать задачу снижения затрат. Вообще, особенность нашей компании в том, что мы знаем, как работает каждый рубль. Все затраты строго обоснованы, тщательно просчитаны и работают на будущее. Политика нашего руководства строится на современном экономическом мышлении и опирается на грамотный целеустремлённый коллектив.

ООО «Скорпион»: профессионалы в овощеводстве

С&Г: Насколько квалификация персонала соответствует целям и задачам компании?

С.К.: Большой личной заслугой Владимира Гавриловича Денисова я считаю то, что он всегда аккумулировал вокруг себя лучшие кадры – механизаторов, водителей, инженеров, – считая это важнейшим фактором жизнеспособности организации. Хорошим специалистам, ответственным работникам он всегда создавал лучшие условия для работы. И это сегодня действует, даёт результаты в каждом нашем подразделении.

Понятие «крестьянин» не определяется только занятостью в сельском хозяйстве. Это особый психологический склад человека, предусматривающий ответственность за результаты труда не только в течение рабочего дня, а все 24 часа в сутки. Работники на селе проходят своеобразный отбор, и каждый, кто вписался в коллектив – ценен вдвойне. Особенно это касается молодёжи, талантливых выпускников Самарской  сельхозакадемии, которых в «Скорпионе» немало и которые быстро находят здесь своё призвание. Кстати, в настоящее время компания рассматривает совместно с районной администрацией планы по строительству жилья для молодых специалистов.

Сегодня на предприятиях ГК «Самарские овощи» трудятся порядка 600 человек. ООО «Скорпион» включено в Реестр социально ответственных предприятий и организаций региона за 2012 год. Обеспечивая работой сотни человек, ведя активное строительство, оказывая помощь школам и детским садам, компания вносит свой вклад в благополучие десятков сёл, в улучшение условий жизни сельчан. Благодаря этому на карте Безенчукского района становится всё меньше депрессивных территорий. В сёла стали возвращаться те, кто в 90-е годы уезжал в поисках лучшей жизни.

С&Г: Что Вы думаете по поводу опасений некоторых сельхозпроизводителей по поводу вступления России в ВТО?

С.К.: Я всегда говорю, что места на рынке хватит всем. Мы, например, не конкурируем с фермерами, которые выращивают 100 тонн картофеля за сезон и успешно торгуют им на рынках. Это их ниша. У нас своё направление – крупнооптовая торговля. Точно так же отечественный агропром найдёт своё место в масштабах глобального рынка. Важно лишь не стоять на месте, а развиваться, постоянно искать новые пути снижения себестоимости.

Наша компания никогда не гналась за сверхдоходами, нам нужен такой уровень прибыли, который бы позволял жить и развиваться. Сейчас у нас отпускная цена картофеля – 11 рублей за килограмм при себестоимости 6 рублей. Если мы повысим отпускную цену, например, до 20 рублей, это нас погубит. В первую очередь потому, что у нас сразу появится великое множество конкурентов, в том числе и иностранных, которые быстро насытят рынок. То есть ВТО обернётся против нас только в том случае, если мы начнём завышать цены на внутреннем рынке.

С&Г: Несколько слов о ближайших планах.

С.К.: Планируем перейти на более высокий уровень качества. До сегодняшнего дня главным для нас был количественный рост, наращивания производственных мощностей, увеличение валового производства. Сегодня эта задача отходит на второй план. Мы достигли оптимальных объёмов, которые позволяют нам при сложившемся уровне себестоимости достигать необходимой для развития рентабельности.

Самое время уделить более пристальное внимание качеству работы предприятия в целом работе, что включает как оптимизацию затрат, так и повышение качества поставляемой продукции. Тем более что сознание потребителя постепенно меняется. Всё больше людей покупают овощи не на рынках, а в супермаркетах, предпочитая отсортированный, чистый и упакованный продукт. И мы должны во всеоружии подойти к тому моменту, когда торговля овощами полностью перейдёт в цивилизованное русло.

Автор: Алексей Сергушкин


Автор:Алексей Сергушкин