Оглавление
3#2015
Оглавление
Звезда
Здоровье
Здравоохранение
История
Качество и конкурентоспособность
Культура Самарской области
Лето господне
Образование
Пищевая и перерабатывающая промышленность
Сельское хозяйство Самарской области
Событие
Спорт Самарской области
Туризм в Самарской области
Фестиваль
Сохраняя село – сохраним Россию!

Владимир Высоцкий

— Самара

Областной журнал «Самара и Губерния», номер 3#2015 (октябрь)

Владимира Высоцкого – артиста, поэта и барда – знали практически все жители нашей огромной многоликой страны, тогда ещё Советского Союза. Популярность Высоцкого росла лавинообразно начиная с 1970-х годов, а в 2010 году по результатам общественного опроса он занял второе место в списке «кумиров XX века» после Юрия Гагарина.


И это совсем не случайно. Именно в нашем городе в 1967 году состоялись первые в СССР публичные концерты Высоцкого в государственных залах – до этого он выступал только в неофициальной обстановке в учреждениях, институтах, на предприятиях.

Инициатива приглашения Высоцкого в Куйбышев принадлежала Городскому молодёжному клубу «ГМК-62» – известной в городе общественной организации, которой в 1967 году исполнялось пять лет. Находясь в командировке в Москве, вице-президент клуба Артур Щербак встретился с Юрием Любимовым, художественным руководителем Театра на Таганке, где служил Высоцкий, и получил разрешение на приезд артиста в наш город. В то время Высоцкий ещё не являлся абсолютным кумиром, хотя его популярность была велика и записи песен в его исполнении ходили по стране. Именно «ГМК-62» впервые стал приглашать в Куйбышев бардов, чего раньше никогда не было.

В нашем городе уже побывали Александр Городницкий, Евгений Клячкин, Юрий Кукин, Александр Вихарев. На этой волне и появился в нашем городе Владимир Высоцкий.

24 мая 1967 года Высоцкий дал два концерта. Вначале он выступил в зале филармонии, а спустя полтора часа – в клубе имени Дзержинского. Об этом концерте у автора этих строк сохранились несколько необычные воспоминания. В ту пору о Владимире Высоцком я практически ничего не знал. Придя в клуб по личным делам, заглянул в распахнутые по случаю жары двери зрительного зала, откуда доносились гитарные аккорды и поразивший меня характерной, свидетельствующей о болезненном состоянии связок хрипотой голос певца. В зале было совсем немного – пожалуй, не больше сотни – слушателей, в основном пацанов 17-20 лет, и почти столько же экзотических по тем временам переносных магнитофонов, которые занимали практически всё пространство зала перед сценой. Проходя во время антракта через сцену, увидел на её задворках отдыхающего исполнителя – Владимира Высоцкого. Обнажённый по пояс, он сидел на сквозняке перед распахнутыми настежь воротами во внутренний двор и курил. Еле сдержался от того, чтобы подойти к артисту и предостеречь его от простуды.


Майские концерты Высоцкого вызвали целую бурю откликов и заявок от тех, кто не сумел на них попасть. В связи с этим в «ГМК-62» возникла идея организовать концерты Высоцкого для значительно большей аудитории – во Дворце спорта. И её удалось осуществить 29 ноября того же года. В течение целой недели активисты клуба занимались распределением билетов, чтобы не обидеть желающих попасть на два запланированных концерта.

Но если в мае для выступлений Высоцкого не нужно было хлопотать о специальном разрешении, то когда зашла речь о многотысячном зале Дворца спорта, потребовалось «добро» с самых верхних этажей власти. Оно было получено буквально в самые последние минуты, когда люди уже заполняли зал Дворца спорта. Его дал тогдашний первый секретарь обкома партии Владимир Орлов, осознавший, что в тот момент не нужно было препятствовать выступлению Высоцкого.

На другой день, 30 ноября, по просьбе комитета комсомола политехнического института Высоцкий выступил в актовом зале института. Это был тоже «битковой» концерт – в зале даже сломали двери.

А ночью того же дня он пел уже в домашней обстановке в узком кругу членов «ГМК-62».

Вот строчки из воспоминаний одного из основателей и ветеранов клуба Исая Фишгойта: «После получивших огромный резонанс концертов Высоцкого в Куйбышеве в городе появилась группа энтузиастов, которые начали заниматься Высоцким. В 1985 году они создали музей его имени, который первоначально размещался в подвале одного из домов на улице Галактионовской, между Вилоновской и Ульяновской улицами. Там музей просуществовал недолго. Его второе рождение произошло в 1995 году, когда по инициативе ветеранов «ГМК-62» Всеволода Ханчина, Вячеслава Климова, Артура Щербака и моей был создан региональный фонд Владимира Высоцкого. Его президентом стал Ханчин. У городской администрации удалось получить помещение для музея Владимира Высоцкого на углу Галактионовской улицы и переулка Специалистов. Экспозицию составили фотографии, афиши, программки, автографы артиста. В 1997 году стараниями фонда на фасаде Дворца спорта в память о прошедших в нём легендарных концертах Владимира Высоцкого появилась мемориальная доска, а в 1998 году, к 60-летию Высоцкого, в сквере в переулке Специалистов был установлен один из первых в нашей стране бюст поэта работы скульптора Ивана Мельникова. Переулок Специалистов был переименован в переулок Владимира Высоцкого. Кстати, против этого переименования высказались только пять человек из всех живущих в окрестных домах».


В Москве, где Высоцкий жил и работал практически всю свою жизнь, улица его имени появилась только в нынешнем, 2015 году.

Вот ещё несколько строчек из воспоминаний Исая Фишгойта: «В нашей стране, где существуют два МХАТа, два театра на Таганке, два Союза писателей, было бы просто нелогичным отсутствие двух центров Владимира Высоцкого. Так оно и вышло.

В 1999 году Ханчин, которого правление фонда, воздав должное за прежние заслуги, всё же не избрало на очередной срок президентом, отдав предпочтение Михаилу Трифонову, создал ещё один, аналогичный существующему Фонд Высоцкого, который начал заниматься разными видами концертной деятельности».

Сегодня Самара, пожалуй, единственный в России город, где сосуществуют две независимые одна от другой общественные организации, занимающиеся пропагандой творчества Высоцкого: «Центр Владимира Высоцкого в Самаре» и ООО «Центр Владимира Высоцкого».

Важными акциями фонда, возглавляемого Михаилом Трифоновым и объединившего большинство ветеранов «ГМК-62», стали организация научных конференций, посвящённых творчеству Высоцкого, издание сборника докладов, регулярные программы о Высоцком на радио «Самара-Максимум», а также реставрация и издание на CD-дисках ставших уже историческими записей концертов Высоцкого в Куйбышеве в 1967 году. Эти записи сделаны Вячеславом Климовым, были использованы также фонограммы из архивов Фонда Высоцкого. Вышли и CD-диски с концертами в клубе имени Дзержинского и в политехническом институте.


А в 2007 году в Самаре перед Дворцом спорта появился ещё один памятник Владимиру Высоцкому. Его автор – всемирно известный скульптор и общественный деятель Михаил Шемякин.

В первые десятилетия нового века, когда в окружающем нас мире столько катаклизмов и откровенной жестокости, творчество Высоцкого по-прежнему согревает людей, вселяет оптимизм и надежду в их души.

Автор: Валерий Иванов


Автор:Валерий Иванов