- Мы работаем, чтобы вы были здоровы!
- ГБУЗ СОКОД: 75 лет на страже здоровья!
- Подслушать сигналы мозга
- Империя диагностики
- ...Мы повышаем качество
- Движение духа во времени и пространстве
- Людмила Камелина: любовь к гармонии
- Наталья Глухова: «85-летие Самарского оперного театра постараемся встретить достойно»
- Анна Мария Прина. Специальный гость Самарского хореографического колледжа
- Жизнь в танце
- Первый казачий университет
- Внимание: одарённые дети!
- Звёздная страна
- 74-я родная сердце покорила навсегда...
- Воспитать человека
- Школа творчества – дверь в будущее
- ...Должны всегда смеяться дети
- Самара в игре
- Открытие стадиона в селе Большая Черниговка
- Интеллектуальное шоу «Великие модернисты. Революция в искусстве» в Самаре
- Промышленный салон – 2015
- Внутренний потенциал самарской туриндустрии
- Внутренний туризм: новые проекты, новые возможности
- Охота и рыбалка в лучших традициях
- Юбилейный «Сызранский помидор»
- Туристические маршруты Волжского района
- Магазин путешествий
- ООО «Житница»: стремление к развитию
- На ниве оптимизма
- СПК «Красная Звезда»: секреты благополучия
- Виктор Яковлев: «Я знаю, как возродить село»
- Не хлебом единым... Семейный бизнес Ольховых
- Верность традициям
- Важно не стоять на месте
- Семейная династия Гавриловых
- Кооперация – инструмент развития сельских территорий
74-я родная сердце покорила навсегда...
Областной журнал «Самара и Губерния», номер 3#2015 (октябрь)
Слова из гимна любимой школы знают все ученики. «Покорить сердце» каждого ребёнка – непростая задача, но с ней успешно справляется педагогический коллектив самарской школы №74, которая известна в районе, городе, в самарском регионе, в стране как федеральная экспериментальная площадка по проблемам школьного краеведения – организатор Российских ежегодных педагогических чтений имени академика РАО С.О. Шмидта, «Краеведческого педсовета» и Самарского ежегодного открытого краеведческого марафона «Самара, нет тебя дороже, Самара, нет тебя родней». Как базовая площадка для реализации проекта «Открой свой город» в рамках стратегии комплексного развития городского округа Самара на период до 2025 года.
Что нужно сделать для того, чтобы дети считали школу родным домом? Как воспитать неравнодушного человека, настоящего гражданина, человека с активной жизненной позицией?
На эти вопросы журналисту «Самары и Губернии» ответил директор самарской школы №74, обладатель высшей награды губернатора Самарской области – почётного знака «За труд во благо земли Самарской», отличник народного просвещения Анатолий Александрович Захаркин.
C&Г: Анатолий Александрович, как давно Вы связаны со школой и со сферой образования в целом?
Анатолий Захаркин: Тридцать восемь лет. Начинал работать в Куйбышевском районе в качестве учителя истории, затем стал директором школы, потом – заведующим районным отделом образования, а сейчас снова директор школы.
C&Г: Какими качествами, на Ваш взгляд, должен обладать настоящий учитель?
А.З.: «Познание начинается с удивления, педагогика – с любви к детям». Считаю, что самое главное качество, которым должен обладать учитель, – это искренняя любовь к детям. В школе ребёнок должен получать не только определённый объём знаний, но и чувствовать себя максимально комфортно, понимать, что здесь он окружён заботой и вниманием.
C&Г: Как Вам и вашему коллективу удаётся отвлечь детей от компьютерных игр и общения в Интернете и убедить их участвовать в различных социальных проектах?
А.З.: Non scholae, sed vitae discimus (лат.) – «Не для школы, а для жизни учимся».
Лозунг школы №74 – «От социальной активности – к жизненному успеху» – не случаен. Формирование социальной активности с детства позволяет воспитывать в учащихся ответственность за свои поступки, самостоятельность в принятии решений, осмысленное отношение к происходящим событиям в своём городе, стране и мире. Учась в атмосфере добра, почитания школьных традиций, уважения к историческому прошлому, дети обретают желание менять реальность, не оставаться в стороне от призывов о помощи, вносить свой вклад в создание светлого будущего своей Родины.
C&Г: Есть уже какие-то конкретные результаты?
А.З.: Наша школа стала победителем инновационного общеобразовательного проекта Самарского регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» «Достойные граждане великой страны» в 2008 году. Школа №74 из года в год подтверждает это звание. «Кто, если не мы?» – дружно отвечают ученики, когда встаёт вопрос об участии в волонтёрских мероприятиях, благотворительных акциях, социальных проектах. А ведь часто это требует дополнительного времени, физической и душевной отдачи, безвозмездной работы вне школы.
C&Г: В Самаре 74-я школа известна и как лидер разработки и реализации программ духовно-нравственного развития личности...
А.З.: Да. В школе создан волонтёрский отряд «Кто, если не мы?», ребята с большим энтузиазмом берутся за любую работу. Только в этом году, приуроченном к празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне, они участвовали во многих всероссийских акциях: «Георгиевская ленточка», «Письмо ветерану», «Сирень Победы» (высадка кустов сирени в зелёных зонах города), «Бессмертный полк», в очень важной акции «15 дней до Великой Победы», в ходе которой ребята стояли в почётном карауле около мемориальных досок с именами участвовавших в Великой Отечественной войне учителей и учеников на бывшей территории школы №57 Куйбышевского района Самары, расположенной на улице Главной. А 9 Мая члены школьного волонтёрского отряда и учащиеся школы №74 встречали шествие ветеранов на парад, возлагали цветы к Вечному огню на площади Славы.
C&Г: Как в школе реализуется патриотическое направление воспитания школьников?
А.З.: Вместе с куратором направления «Патриотизм» городской лиги волонтёров, заместителем директора по воспитательной работе школы №74 Ириной Александровной Анненковой ребята инициируют и проводят различные акции. Жителям района запомнился предновогодний волонтёрский вояж, когда дети в костюмах Деда Мороза и Снегурочки навещали ветеранов, приносили им подарки и дарили праздничное настроение. Ребята увидели, что пожилые люди действительно их ждут, готовятся к встрече, как к особому случаю.
Такое же сильное впечатление произвела акция «Подарок солдату», которая проводится в канун Дня защитника Отечества. Волонтёры посещали ветеранов Великой Отечественной войны, чтобы поздравить и сказать тёплые слова благодарности за Победу.
Кроме традиционных мероприятий, приуроченных ко Дню Победы, ребята организовали и провели «Битву хоров» – соревнование на знание песен Великой Отечественной войны, акцию «Панно Победы» – передвижные выставки детских рисунков в честь 70-летия Великой Победы. 24 апреля был дан старт акции «Письмо Победы» в торговом центре «Амбар». Ребята показали жителям города выступление агитбригады «Письма войны» и предложили присутствующим написать письмо своему родственнику – участнику войны. А 26 апреля все учащиеся школы с первого по одиннадцатый класс написали письма Победы.
Участники городской лиги волонтёров выезжают в пансионаты, дома ветеранов, госпиталь ветеранов войн. Волонтёрский отряд школы №74 участвует в этих выездах и оказывает адресную помощь ветеранам в своём районе: к памятным датам в этом году они помогли пожилым людям привести в порядок их квартиры и территорию возле их домов.
Считаю, что для детей такие акции – лучший урок патриотизма.
C&Г: Какие ещё интересные проекты удалось реализовать?
А.З.: Кроме мероприятий, приуроченных к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, школьники неравнодушны и к тому, что происходит в мире. Они мгновенно реагируют на сообщения о беде, предлагают различные варианты решения проблем. Так, всей школой к 1 сентября собирали канцтовары для детей Донбасса. Объявление с просьбой принести свою ручку или свой карандаш, тетрадку или альбом оказалось намного эффективнее, чем просьба сдать деньги. Такая помощь по силам каждому – и все 1100 учеников школы поделились частичкой своей доброты.
C&Г: Какое событие в школьной жизни Вы бы отметили уже в этом учебном году?
А.З.: 1 сентября на торжественной линейке ученице школы №74 Екатерине Анненковой, лидеру волонтёрского отряда «Кто, если не мы?», вручили нагрудный знак «Горячее сердце». Главный федеральный инспектор по Самарской области аппарата полномочного представителя президента РФ в Приволжском федеральном округе Сергей Яковлевич Чабан наградил ученицу и отметил, что это хороший пример для других школьников и что люди с активной жизненной позицией формируют сильное государство.
Юный гражданин, неравнодушный, самостоятельный, целеустремлённый, духовно и нравственно развитый, с патриотическим стержнем – конечная цель нашей работы.
Вячеслав Бирюков, 10 А класс:
В 74-й школе я учусь второй год. Сейчас школа для меня – это не просто место, где я получаю образование, это настоящий дом, это семья, где учат достигать желаемого, учат уважать не только окружающих, но и себя. Здесь каждый ученик стремится быть лучшим, а каждый учитель рад тебе помочь. Для меня школа – это место, куда хочется возвращаться.
Автор: Ирина Киселенко