Оглавление
1#2020
Оглавление
Гражданское общество
Замечательные женщины Самарской области
Звезда
Культура Самарской области
Лицо с обложки
Образование
Пресс-служба
Сельское хозяйство Самарской области
Событие
Спорт Самарской области
Творчество
Юбилей
Содружество
Год Тольятти в Самарской области
Год памяти и славы
Мужчина Самарской области

Маленькие патриоты большой страны

— Самара

Областной журнал «Самара и Губерния», номер 1#2020 (апрель)

Воспитание маленького гражданина начинается с самого близкого для него – родного дома, детского сада, любимого города. Детский сад – это место, где ребёнок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для него сферах жизни.

МБДОУ «Детский сад № 303» городского округа Самара

Патриотическое воспитание дошкольников – одно из приоритетных направлений, реализуемых в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 303» городского округа Самара.

«В нашем детском саду в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования реализуются проекты по нравственно-патриотическому воспитанию, педагоги формируют у воспитанников такие важные качества, как любовь к родному краю, к Родине, истории, уважение к людям других национальностей, знакомят детей с символами государства, историческими личностями, развивают интерес к русским традициям и творчеству», – рассказывает Ирина Анатольевна Воронкова, заведующий детского сада № 303.

Патриотическое воспитание

Нравственно-патриотическое воспитание – это совокупность мероприятий, главная цель которых заключается в системном воспитании у детей любого возраста национального самосознания, а также чувства ответственности по отношению к Родине, её благоустройству. Нравственно-патриотическое воспитание невозможно проводить эпизодично, это ежедневная работа.

МБДОУ «Детский сад № 303» городского округа Самара

«В каждой возрастной группе детского сада созданы центры «Моя Родина – Россия». По мере взросления знания малышей о родине обогащаются, – добавляет старший воспитатель Любовь Викторовна Мартынова. – В младшей группе дети знакомятся с понятиями «моя семья», «мой дом», «мой город», с природой родного края. Со средней группы начинается знакомство с государственными символами. В подготовительной группе закрепляются и обогащаются знания детей о России, мире, о государственных символах – флаге, гербе, гимне. В день Самарской символики в детском саду проходили тематические занятия для детей старшего возраста, где дети узнали интересные факты о Самарском знамени, гербе и гимне».

«Моя малая Родина»

«Мы стараемся создать условия для проявления детской фантазии, любознательности и творчества, – продолжает Любовь Викторовна. – Впечатления о родном крае дети могут отражать в рисунках, поделках из бумаги, природного и бросового материала. Так, например, в средней группе реализуется проект «Моя малая Родина». Воспитатель Ирина Васильевна Осипова обогащает знания малышей о нашем городе, области, народах, населяющих наш регион, особенностях природного мира. Изучение города начали с тех времён, когда Самара была крепостью. Дети настолько заинтересовались, что мы с помощью родителей решили воплотить проект города-крепости из дерева, подготовили эскизы. Несмотря на то, что проекты в основном краткосрочные, этот решили продолжить и на следующий год».

Патриотическое воспитание

«Мы помним, мы гордимся»

В рамках мероприятий к 75-летию Великой Победы воспитатель Анастасия Игоревна Мальчикова разработала и реализует проект «Мы помним, мы гордимся». Воспитанники вместе с родителями готовят новую экспозицию в музей детского сада: собирают архивные документы и предметы быта времён Великой Отечественной войны. «При непосредственном участии в проекте ребёнок максимально полно погружается в тему, у него возникает личностное переживание, которое и формирует нравственное отношение к вопросу. А совместная работа с родителями даёт не абстрактную картинку, а реальную: ребёнок понимает, что именно в его семье есть прабабушка или прадедушка – герои, которыми нужно гордиться», – говорит воспитатель.

Экологическое воспитание

Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе. Экологическое воспитание нельзя отделить от патриотического. Ведь забота об окружающей природе – это забота о своей Родине. Изучая природу, дети изучают и историю своей страны. Воспитанники детского сада № 303 ежегодно успешно участвуют в конкурсе проектов «Я узнаю мир», организованный Департаментом образования городского округа Самара, во Всероссийском экологическом конкурсе, во Всероссийской олимпиаде дошкольников «Живая природа», в экологическом проекте «Жители лесной опушки». В рамках сотрудничества с Самарским зоопарком детсадовцы приняли участие в празднике «Международный день птиц» и экологическом конкурсе «Лучший скворечник – 2019».

Под руководством воспитателя Юлии Валентиновны Савиной в саду создана лаборатория, в которой дети проводят исследования и эксперименты с разными материалами, изучают природные явления. Летом с воспитателем Яной Владимировной Халэпа ребята из средней группы наблюдали за жизнью и средой обитания муравьёв, затем конструировали муравейник, лепили муравьев из солёного теста, была организована экскурсия выходного дня в Ботанический сад.

Патриотическое воспитание

«От Фрёбеля до робота»

С 2019 года детский сад № 303 является инновационной площадкой ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» (г. Москва) по внедрению парциальной программы дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров». В инженерном направлении работает одна группа с педагогами Анастасией Павловной Жабиной и Алевтиной Васильевной Гордеевой. Программа реализует модель технического образования детей. От игрового набора «Дары Фрёбеля» через различные конструкторы и робототехнику закладываются предпосылки занятия техническим творчеством в школьном возрасте. Это и обучение, и творчество одновременно. «Благодаря системе мы можем с лёгкостью формировать у детей желание и готовность к изучению технических наук средствами игрового оборудования в самой доступной форме, – поясняют педагоги. – Даже если ребёнок не станет инженером. Основная наша цель – увлечь, заинтересовать детей, дать актуальные знания об объектах, которые их окружают, о производственных процессах и существующих технических профессиях. Именно в дошкольном возрасте закладываются личностные качества, которые помогут детям быть успешными в профессиональной деятельности».

В рамках этой программы детьми вместе с воспитателями и родителями созданы целые инженерно-экологические проекты: «Завод по переработке мусора», «Солнечные батареи», «Электростанция», «Умные машины».

В реализации всех проектов детского сада помогают инструктор по физвоспитанию Оксана Юрьевна Мальцева и музыкальный руководитель Вера Васильевна Шерстобитова. Утренники, необычные квест-игры формируют у детей навыки взаимовыручки, работы в команде, развивают чувство сплочённости и отзывчивости.

Детский сад №303 часто становится площадкой для проведения актуальных научно-практических конференций, открытых занятий в рамках демонстрации коллегам опыта по применению новых педагогических технологий и методов обучения.


Автор: Юлия Леонтьева


Автор:Юлия Леонтьева