Оглавление
03#2010
Оглавление
О главном
Архитектура и строительство
Города и районы Самарской области
Гражданское общество
Культура Самарской области
Летопись Самарской губернии
Национальный проект. Здоровье
Национальный проект. Образование
Новые проекты
Пищевая и перерабатывающая промышленность
Поколение
Промышленность Самарской области
Сельское хозяйство Самарской области
Спорт Самарской области
Фестиваль
Экология

СРО – почему вопросов больше, чем ответов?

— Самара

СРО: почему вопросов больше, чем ответов

Произошедший год назад переход российских строителей на саморегулирование – прекрасный повод поговорить сегодня о том, что удалось сделать отрасли, а что нет. Журнал «Самара и Губерния» решил разобраться в непростых проблемах, которые ждут быстрых и эффективных решений, как со стороны власти, так и со стороны бизнес-сообщества.

Что произошло за последние год-полтора на строительном рынке? Строители создали свои клубы по интересам, а
изыскатели и проектировщики – свои, зарегистрировали эти некоммерческие партнёрства в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор РФ) и получили долгожданный статус саморегулируемых организаций (СРО). Так был сделан первый шаг к собственной независимости от государства.

Следующим этапом реформы перехода от морально устаревшего государственного лицензирования на рыночные рельсы саморегулирования было создание административной надстройки. Именно ей делегировали роль общего и единого координирующего центра всех российских строителей. Эта цель была достигнута, все СРО собраны в «один кулак», в одну общественную организацию, получившую название Национальное объединение строителей (сокращённо НОСТРОЙ).

Одним из очевидных успехов реформы следует признать то, что по всей стране более 80 тысяч строительных организаций стали членами СРО, в Самарской области – около 2 тысяч. Отрасль избавилась от такого порочного явления, как умышленное дробление бизнеса на множество мелких юридических лиц, с целью использования упрощённой системы налогообложения. Таким образом, фирмы-однодневки потеряли питательную почву для своей жизнедеятельности, ушли со строительного рынка и находятся теперь вне правового поля.

Ещё один положительный момент проведённой реформы – возникшая коллективная финансовая ответственность строителей друг за друга. Её обеспечивает созданный в каждом СРО компенсационный фонд, аккумулируемый из взносов всех членов добровольного союза строителей. Компенсационный фонд гарантирует возмещение возможных убытков, которые могут возникнуть при строительстве. Все члены СРО будут расплачиваться собственными деньгами за недобросовестных коллег, допускающих ошибки в своей работе. В свою очередь, это способствует развитию более серьёзного отношения к работе и жёсткому отбору членов «команды» СРО (за прошедший год самарские СРО уже исключили из своих рядов несколько строительных компаний) и, как следствие, – улучшению качества и увеличению безопасности возводимых построек. Следующим этапом реформы станет развитие полноценной системы страхования рисков, возникающих при строительстве и выполнении опасных видов работ на стройплощадке.

Первая проблема: морально устаревшие нормативы

Несколько лет назад, когда закон о саморегулировании в нашей стране только разрабатывался, Самарской гильдией строителей предлагалось подобные объединения (СРО) создавать по комплексному типу, чтобы строители, проектировщики и изыскатели могли собираться вместе на добровольных началах парт-нёрства. Увы, но предложение о создании таких универсумов («комплексных» СРО) не нашло отклика у депутатов Государственной думы, и поправка не прошла в действующий закон.

Напомним, что в 2014 году Россия будет проводить зимнюю Олимпиаду в Сочи. Под эгидой проведения столь масштабного мероприятия международного уровня много и громко государственными мужами говорится о модернизации, в том числе производственного и строительного потенциала страны. Однако нормативная база в стройиндустрии безнадёжно устарела и не обновлялась со времени распада СССР!

В советское время к разработке строительных норм и правил был очень серьёзный научный подход, над СНиПами работали маститые учёные, сильные творческие коллективы, специальные проектные институты. Работа была плановой и системной. Нормы и правила постоянно обновлялись, что и давало базис отрасли для фундаментальных технологических прорывов.

Таким образом, есть факт, что за последние два десятилетия почти не велась работа по введению в действие новых СНиПов, не утверждён ни один современный технический регламент. Кстати, большинство из этих регламентов и вовсе действуют с 70-х годов прошлого века. Именно СНиПы и регулируют качество и надёжность тех сооружений, в которых мы живём, работаем, проводим досуг.

Уже на наших глазах в развитии технологий строительства и проектирования за рубежом произошёл серьёзный прорыв: появились новые строительные материалы, внедряются энергосберегающие технологии, изменились стандарты и представления потребителей о качестве жизни и многое другое. Кое-что перенимают у зарубежных коллег и самарские строители, но не благодаря национальной нормотворческой базе, а вопреки этой системе и преодолевая её. Очевидно, чтобы процесс адаптации российской стройиндустрии к европейской был максимально коротким, нужно привести все действующие нормативы в состояние, учитывающее реалии сегодняшнего дня и имеющие запас прочности по актуализации на десятилетие вперёд.

Благодаря созданию системы СРО власти делегировали полномочия самим участникам рынка – строителям, отрасль получила шанс самостоятельно исправить ситуацию. Но власти забыли «позволить» строителям, проектировщикам и изыскателям объединить свои потенциалы. Очевидно, что вытянуть только на плечах проектировочных СРО реформу введения новых СНиПов почти невозможно, для этого у них недостаточно материальных и человеческих ресурсов. Именно универсумы – «комплексные» СРО позволят строителям и изыскателям принять участие в совместном финансировании реформы технических регламентов за счёт средств, которые зарабатывает сегодня бизнес. СНиПы как раз и могут защитить интересы большинства потребителей строительной продукции (читайте, всего населения).

Если до вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО) у нас не будет своего технического законодательства, всем российским предприятиям придётся работать по законам конкурентов, мы рискуем сдать рынок иностранцам без боя. Здесь уместно провести аналогию с известным высказыванием: «Если мы не станем кормить свою армию, мы будем кормить чужую».

Вторая проблема: резкая смена правил игры

Сегодня разрабатываются и принимаются поправки в Градостроительный кодекс. Строители выступили с обращением в адрес Правительства РФ объявить мораторий на изменение законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность в строительстве. Хотя бы на переходное время становления СРО в стране – на год-полтора.

Однако печально знаменитый в профессиональных кругах приказ Министерства регионального развития №624 уже кардинально изменил правила игры в деятельности СРО. Существенно снижен, с точки зрения законодателя, порог понимания безопасности строительства и перечня работ, выполняемых на стройплощадке, которые принято считать опасными. Теперь СРО должны выполнить огромную бумажную работу по замене всех выданных свидетельств о допуске к опасным видам работ в строительстве (допуски).

Напомним, выдача допусков реально началась всего около года назад, и по философии реформы они должны были выдаваться единожды, навсегда, бесплатно и не всем. Пока жива СРО, пока строительная компания, получившая свидетельство, имеет и подтверждает наличие производственного и кадрового потенциала для выполнения заявленных работ, допуски действуют.

Кому нужно и кому выгодно ввергать строителей в пучину бумажной волокиты и переоформления практически всей ранее выданной строительным компаниям документации, дающей право на работу, вместо того, чтобы заниматься своим прямым делом – строить и сдавать жильё в эксплуатацию?

Летом 2010 года все самарские СРО обменивали большинство ранее выданных допусков на новые свидетельства, учитывающие изменения в связи с приказом №624.

Третья проблема: жёсткая борьба

28 июня текущего года в Общественной палате Российской Федерации (ОП) состоялись слушания по законопроекту о внесении изменений в Градостроительный кодекс. 7 июля Национальное объединение строителей в своём официальном письме отреагировало на них и опубликовало реакцию на своём сайте.

По словам очевидцев, слушания в ОП были лишь прикрытием для проведения так называемого учредительного собрания по созданию альтернативного национального объединения строителей (АНОС). По данным НОСТРОЯ, в учреждении АНОС приняло участие около 10 СРО, руководители которых объединены в недавнем прошлом совместной работой в Федеральном лицензионном центре (при отмене государственных лицензий он был распущен за ненадобностью). АНОС себя позиционирует как альтернативный федеральный союз строителей, невзирая на то, что создан он совсем недавно. Неужели союзу-новоделу должно быть делегировано право высказывать мнение от имени всего строительного сообщества страны? Чем-то эта ситуация неуловимо напоминает августовский путч образца 1991 года. Ситуация жарко обсуждается в среде строителей-профессионалов до сих пор.

Если быть кратким и перейти к результату произошедшего инцидента, то наступившей осенью все строители будут вынуждены снова собираться на всероссийском съезде и выбирать, кто будет на федеральном и международном уровне представлять их интересы. Хотя ожидалось, что выборы произойдут не ранее 2011 года.

Этим летом Президент РФ Дмитрий Медведев переподчинил Ростехнадзор (РТН) напрямую правительству РФ. Официально об этом было сообщено и опубликовано в «Российской газете», №5225, 6 июля 2010 года. По мнению Николая Кутьина, главы Ростехнадзора, факт переподчинения налагает на его ведомство больший уровень ответственности за качество работы. Дмитрий Песков, пресс-секретарь премьер-министра РФ, объяснил перемены тем, что в скором будущем ожидается существенное увеличение полномочий этого ведомства. В то же время от нашего внимания не ускользнул факт, что функции Ростехнадзора по проведению экологической экспертизы переданы в другое ведомство – Росприроднадзор. Кстати, этому же ведомству (Росприроднадзору) отошли функции в сфере охраны окружающей среды – по ограничению негативного техногенного воздействия и обращению с отходами. Налицо пока сокращение функций, а не их расширение.

Напомним, что выдавать допуски имеют право только те СРО, которые вошли в государственный реестр. А его как раз и ведёт РТН. Если СРО по каким либо причинам исключается из реестра РТН, то все ранее выданные допуски теряют силу, и деятельность строительной компании на стройплощадке в части выполнения опасных работ становится невозможной.

Резюме

Мы не берём на себя роль судьи в возникшем глобальном конфликте в стане строителей, но отметим, что наблюдаемая политика по бесконечному, даже избыточному правовому реформированию системы саморегулирования как-то уводит индустрию от главного. От ответов на вызовы времени…

Как обеспечить граждан доступным, качественным, современным жильём? Как строить по европейским технологиям XXI века? Как перестать прозябать на базисе морально устаревших советских СНиПов и кто их будет заново разрабатывать? Почему закон имеет обратную силу, и ранее выданные допуски строительным компаниям из рук российских СРО (легитимность которых ни у кого год назад не вызывала сомнений), по чьему-то капризу, подлежат замене?

Автор: Андрей Большаков


Автор:Андрей Большаков