Оглавление
03#2010
Оглавление
О главном
Архитектура и строительство
Города и районы Самарской области
Гражданское общество
Культура Самарской области
Летопись Самарской губернии
Национальный проект. Здоровье
Национальный проект. Образование
Новые проекты
Пищевая и перерабатывающая промышленность
Поколение
Промышленность Самарской области
Сельское хозяйство Самарской области
Спорт Самарской области
Фестиваль
Экология

Окно в мир горний

— Самара

Наталья Чибрикова

Красота и великолепие убранства старинных православных храмов завораживает и притягивает взоры не только глубоко верующих прихожан, но и светских людей, которые любят и чтят произведения искусства. Однако для верующего – и просто для сведущего человека иконы и настенная роспись – не просто украшение внутреннего пространства церкви. Окно в мир горний – так называл православную икону замечательный учёный и богослов XX века священник Павел Флоренский. И каждая мелкая деталь, и цвет, и стройная система расположения библейских сюжетов в иконостасе, на стенах и под куполом, и сама архитектура храма, – всё несёт в себе глубокий символический и духовный смысл. И потому иконописец – не просто художник…

К нам в редакцию журнала «Самара и Губерния» пришла удивительная гостья и интересная собеседница – художник Наталья Чибрикова. Уже десять лет она пишет иконы и расписывает храмы. О жизни и о секретах мастерства – наш сегодняшний разговор.

– Правда ли, что росписи в христианских храмах в древности появились только потому, что большинство прихожан просто не умели читать?

– Да, так оно и было. Не секрет, что многие не могли самостоятельно прочитать Библию. В нашей-то стране безграмотность победили, с исторической точки зрения, буквально вчера – а если точнее, то всего четыре поколения назад.

Поэтому в эпоху раннего христианства художники, чтобы доходчивее донести до человека смысл евангельской проповеди, библейские сюжеты, историю земной жизни Христа, начали писать образы, которые впоследствии эволюционным путём развились в самостоятельные жанры: иконы и настенную живопись. И сейчас, когда большинство людей умеют писать и читать, визуальный ряд позволяет глубже понять и осмыслить написанное…

– Почему в убранстве храмов так много золота и позолоты?

– В этом скрыта особая философия: здание храма олицетворяет человека, а богатое убранство – его богатый внутренний мир. Человеческое тело – это вместилище души, а душа должна быть прекрасна и пронизана божественным светом. Ведь золото в иконописной традиции символизирует свет.

– В каком стиле Вы пишете?

– Конечно, я уважаю византийскую традицию, где широко используется приём обратной перспективы. Однако в настоящий момент большую часть работ пишу в академическом стиле, он более реалистичен и продолжает традиции живописи, заложенные ещё великими Джотто и Рафаэлем. Наиболее близко мне творчество Джованни Тьеполо как живописца и монументалиста. Он является одним из величайших мастеров восемнадцатого столетия.

– Каков Ваш любимый цвет?

– Сам по себе цвет – это ничто, говорю как художник. Его красота проявляется в окружении других цветов. Важна их гармония и сочетание друг с другом. Благодаря симфонии цветов и создаётся у зрителя душевный настрой и то ощущение, впечатление, которое передаётся от художественного произведения. Наверное, это заложено в тайнах мышления человека, над разгадкой которых так долго бьются учёные. А художники почувствовали эту тайну интуитивно и отображают в своём творчестве. Многие из великих мастеров, вошедшие в историю, продолжают жить в своих картинах и вести немой диалог с людьми, передавая им эмоции, переживания и яркие впечатления.

ДЕСЯТЬ ЛЕТ ТВОРЧЕСТВА

Для Натальи никогда не стоял вопрос, куда пойти учиться и кем стать. Искусство она любила с раннего детства. А на выбор профессии влияние оказал отец и его друг, которые в непростые 90-е создали художественную артель. На её глазах они шаг за шагом осваивали искусство росписи и иконописи.

– Конечно, заразили меня искусством мои родители. А также друг отца меня буквально уговорил попробовать. Я достаточно долгое время слышала от него: «Давай писать иконы! Пытайся! Давай действуй!» Он вдохновил меня на первый и самый сложный шаг в творчестве.

– Наталья, как давно Вы работаете самостоятельно?

– В эти дни у меня первый творческий юбилей – десять лет.

– Трудно совмещать занятия живописью и семью?

– Спасибо мужу, мне повезло. Он понимающий и даже помогает искать заказы. Они вместе с папой всегда меня поддерживают. Если мне приходится работать в Оренбурге, то супруг на пару недель во время творческих командировок работает в семье за двоих, становясь для нашей дочки и мамой и папой одновременно.

О ТАЙНАХ ПРОФЕССИИ

Как расписывают купол? Ведь, зайдя в храм и глядя снизу, трудно понять, как можно, работая на многометровой высоте, покрывать росписью огромные закруглённые поверхности сводов. Наталья рассказала нам, что сначала рождается идея, создаются эскизы, потом картоны (вроде лекал) в натуральную величину. Всё тщательно проверяется и выверяется. Затем перекрывают купол (вертикальную стену или горизонтальный потолок) лесами и начинают работу. Главная сложность росписи на стенах, потолке или куполе в том, что нельзя отойти подальше и всё тщательно рассмотреть, пока не убраны леса…

– Как справлялись с аномальной жарой во время работы этим летом?

– Расписывать потолок или купол в таких условиях непросто. На вертикальной стене даже отдыхаешь. Втягиваешься в работу, не забываешь делать гимнастические упражнения и обязательно массаж рук и шеи. А потом находит вдохновение, и забываешься – по восемь-десять часов работаешь буквально на одном дыхании. Ну и с вентилятором не расставалась (улыбается).

– Когда читаешь про фрески великих – Леонардо да Винчи или Рафаэля, – всегда удивляешься масштабам их творений. Фреска же огромная! Как удаётся видеть общую картину и соблюдать масштаб наносимого на поверхность изображения?

– На помощь приходит абстрактное мышление, навыки академической живописи и, конечно, великая сила интуиции. Для выполнения поставленной задачи есть масса технических приёмов, которые несколько облегчают работу. Написал художник часть потолка – леса на этом месте разбираются, чтобы автор мог отойти и оценить роспись. Но бывает, что это сделать просто невозможно – например, когда леса в три или даже в пять ярусов. Тогда на помощь приходят своеобразные уловки, у каждого автора свои секреты.

Важная часть технологии нанесения изображения на поверхность стены или потолка – это применение картонов, с их помощью рисунок переводится на поверхность. Он и становится как бы скелетом и основой изображения, которое должен нанести впоследствии художник. Картоны изготавливаются в мастерской, а роспись в храмах мы ведём масляными красками.

Конечно, лучше сразу вести всю работу комплексно. Но если своды храма сложные по геометрической форме, то приходится работать от «пятна», от куска изображения.

– Какое из последних Ваших самых ярких профессиональных и неожиданных открытий?

– Очень увлекательное дело – реставрационные работы. Когда я трудилась над росписью старинного мастера Маковского, признаюсь, что аккуратно процарапывала иглой закопчённую временем стену, чтобы понять, каким был первоначальный цвет палитры нанесённой им живописи. Многому у Маковского научилась, его технике и уникальной школе. Вспоминаю также с благодарностью моего проводника в профессию и талантливого современника – Юрия Александровича Коневского.

– Ближайшие творческие планы?

– Собираюсь в командировку в Оренбург на роспись храма. Нужно всё успеть сделать к 1 октября, ведь у владыки скоро будет 70-летний юбилей.

Автор: Андрей Большаков


Автор:Андрей Большаков