Оглавление
03#2010
Оглавление
О главном
Архитектура и строительство
Города и районы Самарской области
Гражданское общество
Культура Самарской области
Летопись Самарской губернии
Национальный проект. Здоровье
Национальный проект. Образование
Новые проекты
Пищевая и перерабатывающая промышленность
Поколение
Промышленность Самарской области
Сельское хозяйство Самарской области
Спорт Самарской области
Фестиваль
Экология

Главное – не идти на компромисс с совестью

— Самара

Игумен Вениамин

В начале июля этого года издательством Самарского государственного аэрокосмического университета в свет была выпущена книга игумена ВЕНИАМИНА (Лабутина) «История христианства на Западе: от Реформации до наших дней», автор которой исследует данную тему с позиции православного человека, священника, служителя Церкви Христовой. Анализ обширной отечественной и зарубежной научной литературы, святоотеческого опыта, современный подход к изучению церковной истории позволили автору показать истину, где Церковь предстаёт не одним из ряда общественных институтов, утверждающих демократические принципы, а проповедником Евангелия и хранителем Божией благодати, вводящей человечество в жизнь вечную.

Освещая это событие, журнал «Самара и Губерния» предлагает читателям отрывки из книги игумена ВЕНИАМИНА, который любезно согласился побеседовать на темы, затронутые в книге.

– Батюшка, на какой круг читателей ориентирована Ваша книга?

– Издание готовилось в первую очередь как пособие для студентов семинарии. Но вопросы, которые освещает книга, волнуют не только будущих священников. Отчего произошло разделение христиан? Почему исповедание одной, казалось бы, веры допускает существование православных, католиков, различных протестантских деноминаций? И кто из них хранит истину? Люди постоянно спрашивают об этом. Но какой ответ даёт традиционный школьный и вузовский курс истории Реформации, например? Буржуазии нужна новая идеология – протестантизм, отмежевавшийся от аристократии. Когда начинаешь анализировать точку зрения современных западных и российских историков, возникает ощущение, будто Лютер, Кальвин, Цвингли были какими-то политическими деятелями. На самом деле эти глубоко верующие люди остро переживали кризис Римско – Католической церкви и пытались найти рецепт ее оздоровления. Поэтому когда из них делают статистов, которые двигали идеи какого-то класса, теряется подлинный смысл христианской истории.

«…Подлинным Творцом истории является Господь, но будущее зависит и от свободной человеческой воли. Известный английский мыслитель Арнольд Тойнби понимал историю как непрерывный диалог Бога и человека. В каждой эпохе Бог ставит свой вопрос перед человеком и в зависимости от его ответа определяет пути дальнейшего развития как отдельного народа, так и всего человечества. Кульминацией этого процесса станет Второе пришествие Христово, которое положит конец современной человеческой цивилизации. Подлинным центром истории является Церковь Христова…»

– Если Реформации нельзя было избежать, то в чём ошибались протестанты, имевшие благие намерения, но не сохранившие единства в своей Церкви?

– К XVI веку в Римско – Католической церкви произошло искажение христианского предания, появились догматы, которые были основаны не на апостольском учении, борьба с ересями, инквизиция. А духовный кризис, утрата веры ведут к нравственному кризису, который можно усугубить или преодолеть. Бог ждёт от человека ответа, но протестанты дают ошибочный и даже опасный ответ. Они отвергают тот спасительный маяк, который мог бы привести человека, через бурное житейское море, к тихой гавани Царства Божьего – Священное Предание. А без него Церковь не может сохранять единство, святость, соборность и апостольское преемство.

– Но ведь и Русскую Православную Церковь не обошли реформы, и именно реформированная Церковь приобрела больший авторитет.

– Римский папа Бенедикт XVI очень метко назвал Реформацию стартом с нуля, настолько серьёзным был разрыв с предшествующей традицией. У нас же шла речь об исправлении некоторых обрядов, унификации текстов – в частности Псалтири, из-за больших расхождений в рукописных книгах. При этом не поменялось ни вероучение, ни литургический строй.

«…Пытаясь очистить Римскую церковь от многочисленных средневековых заблуждений, протестанты не заметили, как вместе «с грязной водой выплеснули и ребёнка» – многовековой соборный опыт Церкви. Протестантам не удалось создать единую Церковь, и они образовали множество различных конфессий и сект, каждая из которых претендовала на свою сотериологическую исключительность. Рационалистический подход протестантов к вопросам веры, непонимание ими мистической природы Церкви привели к отрицанию большинства церковных Таинств, необходимости апостольского преемства иерархии, почитания Богородицы и святых. Разум становится главным критерием истины, религия начинает рассматриваться как частное дело каждого человека».

– Но невоцерковлённый человек часто смотрит на Церковь именно как на хранителя морали и нравственности, считая, что это более важно для общества, чем вера, Таинства, посты, молитвы.

– А с другой стороны, вспомните известную максиму Достоевского: «Если Бога нет, то человеку всё дозволено». Церковь может быть хранительницей морали, только представляя Бога в этом мире, напоминая о Боге, загробной жизни, воздаянии. Почему человек должен быть морален, если Бога нет, если он не будет за свои действия нести никакой ответственности? Когда идёт упадок веры, то разрушается и мораль в обществе, что мы с вами и видим. А кризис христианства на Западе – это очень серьёзная проблема.

«…Многие политологи стали говорить о нарастающем конфликте между христианством и исламом. На наш взгляд, такая трактовка является неправомерной, ведь современная Европа называет себя постхристианской цивилизацией. Речь должна идти о конфликте секулярной и религиозной культур, причём в этом споре Запад всё более уступает свои позиции Востоку».

– Получается, что причиной межэтнических столкновений, о которых Вы упоминаете, является не отсутствие веротерпимости у конфликтующих сторон, а наоборот, протест против безверия и бездуховности?

– Приезжающие с Востока иммигранты, исповедующие ислам, конфуцианство, буддизм, не хотят принимать систему ценностей Запада, которая отвергает основополагающие принципы человеческого мировоззрения: веру в Бога, уважение к старшим, целомудрие и другие семейные ценности. Только самоизолируясь в своеобразных гетто, они могут избежать интеграции в это бездуховное общество. А в гетто падает уровень жизни и формируется недовольство, которое рано или поздно прорывается, как во Франции в 2004–2008 годах.

«…Практическое применение принципов толерантности начинает вызывать у христиан серьёзные опасения. Если необходимость уважительного отношения к многообразию культур, религиозным традициям или политическим взглядам не вызывает сомнения, то насколько допустимыми являются принципы толерантности в вопросах морали? Должны ли мы с уважением относиться к таким проявлениям «человеческой индивидуальности», как гомосексуализм, воинствующий феминизм, пропаганда абортов и «свободной любви»? Толерантность часто начинает пониматься как моральный релятивизм, то есть терпимое отношение к греху». «Принять подобную систему ценностей Церковь никогда не сможет, она всегда называла грех грехом, а мерзость – мерзостью, ведь она имеет попечение обо всём, что затрагивает душу человека, противостоит силам зла и осуждает любые проявления безнравственности». По слову святителя Игнатия (Брянчанинова): «Грех содержит человека в порабощении только посредством неправильных и ложных понятий. Пагубная неправильность этих понятий состоит в признании того, что, в сущности, не есть добро, и в признании злом того, что, в сущности, есть убийственное зло». Обличая грех, Церковь учит человека, как победить его в своём сердце, лишь она является солью и светом этого мира».

– «По плодам их узнаете их», сказано в Евангелии от Матфея (гл.7, ст.16). Можно много говорить о каких-то социальных и культурных заслугах протестантизма в прошлом, но когда ты смотришь на то, что сейчас происходит в Европе, становится страшно за её будущее. Европа умирает в своей картинно-блестящей оболочке: Пасху и Рождество отмечают, но при этом многие не понимают их значения, воспринимая эти даты как время покупок, траты денег на подарки. Быть христианином только по воскресеньям и по большим праздникам нельзя, потому что ты всегда ходишь перед Богом, а у Бога нет выходных.

– Но чаще ситуация иная: я не хожу в храм, но я верю в Бога, и мне этого достаточно.

– Это очень опасное заблуждение. Понимаете, вера начинает восприниматься как некий интеллектуальный посыл. Я знаю, что Земля круглая, но мне от этого не жарко и не холодно. Когда мне будет плохо, я могу ему помолиться. Но, ещё раз цитируя Достоевского, скажу: «Бог и дьявол в мире борются, и поле битвы – сердца людей». Идёт невидимая брань – борьба за человека. Если у тебя нет благодати и Господь тебя не хранит, то ты проиграешь. Ты утратишь лучшие качества души, начнёшь по пустякам проматывать своё состояние. Это опасно, ведь когда человек не живёт церковной жизнью, его внутренние резервы быстро иссякают. Вера возникает не от признания, что Бог есть. Вера – это полное доверие человека своему Творцу, который предстаёт перед нами как Отец Небесный. Маленький ребёнок во многом является идеал подлинной веры – он бежит за матерью, боится один остаться. А когда так: у меня, Господи, своя жизнь, отличная от твоего замысла обо мне, – то это уже не вера, а голый формализм. Он человека не спасёт в критические моменты его жизни. Протестанты фактически упразднили мистическую жизнь Церкви, они не верят, что хлеб и вино становятся Телом и Кровью Христовой. Там люди собрались, попели гимны, пообщались и разошлись. Невольно возникает вопрос: зачем мне туда идти, если я и дома помолюсь кратенько? Но сам себя не ОСВЯТИШЬ изнутри. Нужна Церковь – подлинное Тело Христово, где происходит освящение человека.

– Батюшка, в качестве преподавателя Вы читаете лекции в светских вузах. Как встречает молодёжь проповедь о Боге?

– Молодёжь не образует некоего единого целого. Среди слушателей есть те, кому это безразлично, есть интересующиеся. К молодёжи надо выходить не с монологом, а вступать с ней в диалог о смысле веры, о любви Божией. Если ты доверился Богу, к каким изменениям ты придёшь? С другой стороны, надо сделать так, чтобы молодёжь, которая пришла к вере в Бога, не загоняли в «культурное гетто». У нас порой бывает такое представление: если ты стал православным, телевизор не смотри, книги не читай, тут грех, там грех. Можешь лишь делать то, что непосредственно связано с богослужением: читай Писание, слушай жития святых, церковную музыку, можешь спортом заниматься ещё.

Но молодёжи может нравиться трилогия «Властелин колец» Толкиена, а в ней глубокие христианские мотивы. Или «Хроники Нарнии» Льюиса, где языком мифа автор пытается донести христианскую идею о Воскресении, его значении. Православные ценности немного шире церковных заповедей. Высшая православная ценность – сохранить себя, свою душу, очищенную от греха, для Бога, и не идти на компромисс с совестью. Это можно найти во многих культурах. Поэтому наша задача христианизировать мир, расширить границы общения. Пусть человек пока не понимает значение Церкви, но он чист, искренен, что-то ищет.

– Христианизировать мир – значит идти навстречу тому, кто ищет Бога?..

– Апостол Павел сказал: «Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести» (1Кор 10:33). Сейчас увеличилось число людей, приходящих к православной вере. Но на массовость не следует рассчитывать. Это очень сложный процесс. Христос называет свою паству «малым стадом», потому что быть верующим сложнее, чем быть неверующим. Трудно не предавать, не изменять, не мстить, не осуждать. Церковь призывает по Евангельскому слову: «Стою у двери и стучу, если кто услышит голос Мой и отворит дверь, – войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откровения Иоанна Богослова. Гл. 3, ст. 20). Отворишь Богу сердце – он к тебе войдёт. Ну а не откроешь – это твой выбор, за который в конце жизни ты дашь ответ перед Богом.

Автор книги особенно благодарит президента Самарского государственного аэрокосмического университета профессора Виктора Александровича Сойфера за большой вклад и личную заботу, без которых это издание не увидело бы свет.

Автор: Галина Бочкарёва


Автор:Галина Бочкарёва