Оглавление
03#2010
Оглавление
О главном
Архитектура и строительство
Города и районы Самарской области
Гражданское общество
Культура Самарской области
Летопись Самарской губернии
Национальный проект. Здоровье
Национальный проект. Образование
Новые проекты
Пищевая и перерабатывающая промышленность
Поколение
Промышленность Самарской области
Сельское хозяйство Самарской области
Спорт Самарской области
Фестиваль
Экология

Женский взгляд Натальи Шепелевой

— Самара

Наталья Шепелева

«…Я вообще-то с компьютерами не дружу», – на этих словах голос художницы Натальи ШЕПЕЛЕВОЙ слегка дрогнул. Что это – неловкость? Досада от вынужденного признания в компьютерном дилетантстве матери троих детей – таких современных, таких продвинутых во всех этих ю-эс-би, джи-пегах и других англоморфных аббревиатурах?

Сочувствие к растерянному гуманитарию, помноженное на женскую солидарность, отвлекло от Наташиной работы «Утро» – домашнего портрета сына: улыбка ликующего арбузного ломтя, более сдержанно повторившись в изгибе банановой пары канареечного цвета, хлебной округлости бутерброда с чем-то солнечным и липким, осталась на губах ребёнка, её Лёвушки… Хотелось утешить: «не стоит переживать», «вы ещё научитесь», «для вашей профессии это не главное». Не пришлось. Вместо членораздельного текста из горла вырвалось только сдавленное «А-ах!» Голос хозяйки художественной мастерской доносился из щели между стеной и спинкой стула, куда она уверенно нырнула с головой в поисках какой-то нужной на тот момент картины. Свесившись вниз и обеими руками перебирая написанные ранее работы, Наташа сопровождала нечаянную инвентаризацию своего живописного фонда подрыгиванием левой балетки голубого цвета: «это не то», «ах, вот она где», «теперь она совершенно иначе воспринимается». И весь этот рискованный эквилибр непринуждённо балансировал на кончиках пальцев правой ноги. Других точек опоры НЕ БЫЛО! Обескураженный здравый смысл, хватаясь за любую соломинку, тут же дорисовал недостающие элементы композиции: то ли стрекозиные, то ли эльфийские крылышки на спине грациозной художницы. Их трепетание было почти различимо в мастерской и казалось более реальным и отрезвляющим, чем нашатырный спирт. Наконец искомое было найдено, и слюдяные крылышки растаяли на фоне оконного проёма.

ЭКСПРЕССИЯ НА ХОЛСТЕ

В его раму, как в импровизированный багет, по-свойски можно вставить узнаваемые зимние этюды и летние цветочные натюрморты самарской художницы Натальи Шепелевой, написанные тут же, во дворе дома посёлка Управленческий, во время прогулки с детьми, пока те заняты выяснением, кто из них старше, а кто главнее. Она идёт дальше – и застаёт торжество Воскресения Христова, которое празднует на раннюю Пасху Лысая гора, ещё не до конца стряхнувшая с себя пушинки зимней перины. Как, став свидетелем этого таинства, не исказить его, сохранив доверенное тебе на холсте? Разлив в Царевщине, весна в Коптевом овраге – любимое время года, любимые места. Даже в, казалось бы, экзотическом тунисском пейзаже Натальи проступают такие линии рельефа и краски, которые роднят его с волжским берегом: кварцевый песок, нерезкие очертания холмов, как в Белом овраге у села Ермаково на Самарской Луке.

Никакой ксенофобии. Среди её работ есть и сочный, неизменно вызывающий благие отзывы коллег по цеху римский дворик с домом цвета красного грейпфрута, немного остуженного кустистой зеленью в выносных кашпо. Темпераментные «Красные крыши» коренастых домов в Анталии – перифраз восточного базара. А вот Цюрихское озеро в Швейцарии.

ЦВЕТЫ ЖИЗНИ

Самое прекрасное на свете, считает она, – дети и цветы. Глаза нежной матери наблюдают за взрослением её собственных детей, образы которых часто появляются в работах Натальи. Ей интересно всё, что происходит с ними, интересен их внутренний мир. О чём думает застенчиво улыбающаяся Алиса с притихшим в её руках кроликом? Растает или нет первая снежинка на мороженом, которое держит в руках Лёва («Первый снег»)? Бросит или вытянет на берег свой маленький кораблик слегка уставший от игры с морем младший Платон («Мальчик и море»)? Эти и другие работы, выставленные в Доме актёра в рамках совместного с коллегой Еленой Солодовник проекта «Детский альбом», имели успех. Один из портретов дочери сейчас украшает частную коллекцию.

Рядом с мамой-художницей и дети не могут остаться равнодушными к живописи. Наташа до сих пор с удивлением вспоминает, как двухлетний Платон среди нескольких десятков картин в галерее «Вавилон» безошибочно узнал именно её работы, а свои изображения, проработанные маминой кистью, никогда не путал ни с чьими другими. Пятнадцатилетняя Алиса, накопив опыта в живописи, сейчас серьёзно увлекается фотографией. А Лёва уже не первый год с помощью шариковой ручки сражается в «Звёздных войнах», обнаруживая способность к созданию сложных композиций. Иногда в них вихрем проносится чудище-горгонище, подозрительно напоминающее любимую старшую сестру. Вроде и не придерёшься, но 1:0 засчитано.

СТРЕМЛЕНИЕ К КРАСОТЕ

Каждый год из последних одиннадцати отмечен участием Натальи Шепелевой в персональных или конкурсных выставках, как в России, так и за рубежом. Личный приз директора Самарского художественного музея Аннетты Басс в конкурсе «Самара – открытый город», дипломы за первые места в выставках на приз газеты «Известия» «Молодой взгляд: свежо и остро» и «Четвёртый осенний салон» во французском городе Монтри, – всё это свидетельство высокой оценки её творчества авторитетными профессионалами.

ПЕДАГОГ НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА

С детьми нельзя общаться вполсилы – преподавателя школы искусств №8 Наталью Александровну Шепелеву (ещё одно направление её деятельности) не убедить в обратном. Они требуют полного к себе внимания. Прийти усталой на урок и отсидеться просто не позволят. Детей нужно «зажигать», мотивировать, но какой же мощной бывает тогда отдача от этого творческого процесса, дающая стимул для обоюдного развития ученика и учителя. Занятия своего любимого педагога, нынешнего директора самарской художественной школы №2 Башкирова Владимира Ивановича Наталья продолжала посещать и после окончания в 2002 году с красным дипломом факультета изобразительных искусств Тольяттинского государственного университета.

ЖЕНСКИЙ ВЗГЛЯД

Как у заботливого садовника, на её полотнах раскрывают свои бутоны и соцветия литые жёлтые тюльпаны у зимнего окна, многоокие флоксы, неутомимые петунии с дворовой клумбы, сдержанные и холодноватые астры.

«Получается, что в моих картинах нет никакого драматизма, нет никакой проблемы, как в большинстве своём пишут художники-мужчины, – резюмирует Наталья. – Но я и не пытаюсь мыслить, как мужчина, о чём-то глобальном. У меня, естественно, женский взгляд, женское восприятие».

Наталья с готовностью откликнулась на предложение принять у себя группу первоклашек – одноклассников её сына с экскурсией «Город мастеров. Мастерская художника». Забавно было наблюдать, как они, горошинами перекатываясь от стены к стене, от портрета к портрету, шелестели: «Смотрите, вон Лёва. И тут тоже…» А он, жмурясь в лучах славы, как разомлевший лев в полуденной саванне, поглядывал на маму и тихонько гордился ею. Ей ничего не стоит выйти из подъезда и, собрав, как цветы в охапку, друзей своих детей, дать им краски: рисуйте.

Тем летним днём детские ручки жёлтой, синей, оранжевой краской утверждали своё право на радость: самый высокий – в верхнем углу железной двери подъезда неистребимым солнышком, щедрым на лучики-соломинки; тот, кто пониже, – портретом неизвестной в технике «точка, точка, запятая»; кому пока и это трудно – цветной геометрией из треугольничков, кружочков. Пусть незатейливо, но следы той весёлой игры они теперь видят каждый день: «мама, папа, смотрите – это мой рисунок». И за него ни капельки не стыдно.

Автор: Галина Бочкарёва


Автор:Галина Бочкарёва