Оглавление
1#2012
Оглавление
О главном
Гражданское общество
Здоровье
Информационные технологии
История
Культура Самарской области
Право
Пресс-служба
Сельское хозяйство Самарской области
Событие
Спорт Самарской области
Творчество
Туризм в Самарской области
Экология
Энергетика Самарской области
Юбилей

Великий пост или великие потрясения

Областной журнал «Самара и Губерния», номер 1#2012 (апрель)

Когда выйдет этот номер журнала, у нас в стране уже выберут президента. В этом году предвыборные (и послевыборные) страсти кипят как никогда бурно, вызывая сравнения то с Киевом 2006-го, то с «арабской весной», а то и с событиями 1917 года, выплёскиваясь многотысячными митингами на улицы.

Великий пост или великие потрясения

События после декабря раскололи общество на две непримиримые части, и в этой ситуации не очень-то утешает и то, что разумных людей всегда больше – ибо когда это революции и перевороты совершались большинством?.. В душном зазеркалье интернет-пространства всё кажется страшнее, резче, грязнее, озлобленнее, безнадёжнее, чем в реальной жизни, где люди заняты своими обычными делами – работой, домом, воспитанием детей… В этом году даже Масленица, традиционно завершающаяся Прощёным воскресеньем, приобрела отчётливо политический оттенок – где-то кипели баталии вокруг приготовленного к сожжению чучела «жулика и вора», «фальсификатора выборов», а где-то жгли тряпичные куклы вполне персонифицированных политических противников.

Однако наступил Великий пост – и может быть, именно он покажет, насколько мы действительно православная страна, насколько власть и общество сумеют извлечь правильные уроки из допущенных ошибок и научиться вести диалог. О том, как связана гражданская позиция человека с духовной, о том, на что стоит обратить особое внимание христианину во время Великого поста, мы задали вопросы нескольким молодым священникам Самарской и Сызранской епархии, которые ведут активную миссионерскую работу среди молодёжи.

Протоиерей Иоанн Мохов, настоятель прихода во имя святителя Спиридона Тримифунтского:

Наступает великая пора духовного собирания себя перед праздником святой Пасхи. Ведь Великий пост – это не просто время, когда мы отказываемся от скоромной пищи, это пора, которая даёт возможность углубиться внутрь себя, расставить точки над i, понять, что нам нужно изменить в собственной жизни. Да, у христианина должна быть активная гражданская позиция, но насколько должна быть активной позиция духовная? Мы должны читать Евангелие – обязательно, чтобы опираться на Священное Писание в решении тех вопросов, которые напрямую связаны с участью нашей души в жизни вечной.

И очень важный момент, когда мы говорим о посте, – это то, что поститься надо радостно, «поститься постом приятным». Многие начинают унывать: мол, если я не ем каких-то своих любимых продуктов, значит, всё плохо. Да ничего подобного. Пост – это время, когда ты буквально окрыляешься духовно. Молитва и пост человека укрепляют, дают ему возможность строить какие-то новые планы в горизонтах духовных. Ведь главное не то, от какой пищи ты отказался, а что ты сделал для души. Перестал ты своих родственников есть поедом, осуждать сотрудников? Перестал ругаться матом, курить?.. Это важный вопрос.

Великий пост или великие потрясения

Что же касается гражданской позиции, то она с духовной связана всецело, она находится в зависимости от внутреннего устройства человека. Надо быть разумным человеком, который помнит, для чего он существует. Надо быть верующим – и исходя из этого выстраивать отношения с государством, с обществом, с людьми. Если человек с Божьей помощью устрояет своё внутреннее совершенство, то и внешний мир вокруг себя он старается строить таким же образом. Христос же не сказал, чтобы мы спрятались в пещеры, Он сказал: «Идите и научите». Поэтому мы должны идти в мир и учить людей тому, чему научил Христос. Причём Христос сказал ученикам: вас будут гнать, вас не будут принимать, не будут слушать – готовьтесь к этому... Поэтому позиция христианина – это не просто достичь для себя внутреннего и внешнего комфорта: хорошая работа, жильё и так далее, – но постоянно развиваться, быть в движении, участвовать в жизни окружающих. У тебя всё хорошо – помоги другому, у кого трудности. Не замыкайся в своей коробочке.

Мне часто задают вопросы, за кого голосовать на выборах. Потому что священник для многих – это последняя инстанция, хотя на самом деле это неправильно. Мы считаем, что у каждого человека есть голова на плечах, и каждый должен сделать выбор, а уж кого выбрать – это ему подсказывает сердце. Единственное, что я могу сказать – это то, что мы убеждаем всех своих прихожан, чтобы они участвовали в выборах. Потому что я считаю, что если я – гражданин своего Отечества, то это один из аспектов, который определён Богом. Я не выбираю родителей и не выбираю Отечество – это мне Бог даёт. И в этом Отечестве я обязан проявлять себя как гражданин уже Царства Божия. Если мы здесь плохие граждане, то какие мы будем граждане небесного Царства? Поэтому я считаю, что у христианина должна быть своя гражданская позиция, и мы обязаны участвовать в делах государства.

Иерей Алексей Богородцев, настоятель храма святой мученицы Татианы при СамГУ:

Многие считают, что духовность либо вообще никак не связана с гражданским долгом, либо это связь какая-то очень опосредованная. Но мне кажется, что духовная позиция – это и есть самая гражданская позиция. Ведь любой человек – гражданин какого-либо общества, в данном случае – российского. Если он живёт духовной жизнью, если он живёт по заповедям Христовым, в мире с людьми – в своей семье, на месте своей работы или учёбы, в своём городе, в своей стране, – то это и есть самая гражданская позиция. Если бы все люди жили так, то проблем в обществе вообще бы не возникало. И это было бы не просто гражданское общество, а настоящее христианское общество, где отношение к государству, к обществу выстраивается только на основах любви – любви к Богу и любви к человеку.

С&Г: Когда те или иные политические силы противостоят друг другу, каждый из участников этой борьбы считает, что борется со злом, что он на стороне правды. И в каждом лагере, как правило, есть православные христиане, и каждый считает, что исполняет свой христианский долг, что Христос их благословляет…

Великий пост или великие потрясения

Алексей Богородцев: Давайте вспомним заповеди Блаженства. Там есть слова: «Блаженны миротворцы». Там нет заповеди: блаженны те, кто победит в политическом споре, или блаженны те, кто имеет чёткую политическую платформу. Блаженны миротворцы – то есть те, кто не враждует, а примиряет. Политические партии часто преследуют свои личные политические интересы, враждуют между собой, не пытаясь найти точки соприкосновения и примирения. Не пытаются помочь тому обществу, в котором они живут, быть более развитым, более гармоничным, а ищут своих интересов: мол, вы за этих не голосуйте, а голосуйте за тех, этих вы не слушайте, они неправильные или их время уже прошло…

Политические партии часто демонстрируют разделение в обществе и призывают людей к разделению, сеют вражду вместо умиротворения. Даже если происходит объединение, создание каких-то союзов, то часто тоже в каких-то корыстных целях, а не с целью помочь своему народу. Поэтому я всё-таки думаю, что блаженны миротворцы – то есть те, кто примиряют, а не те, кто разделяет. Ведь, насколько я понимаю, и само слово «партия» происходит от латинского слова «часть». А христианство радеет за цельность. Цельность человеческой натуры, цельность государства, цельность всего человечества перед Богом. И если партии разделяют, то христианство призвано к тому, чтобы соединять.

С&Г: Но иногда действительно нельзя примириться с какими-то делами или идеями, которые продвигают те или иные люди или партии. Неужели не нужно критиковать, указывать на недостатки, неправоту?

Алексей Богородцев: Это серьёзный вопрос. Причин для критики может быть несколько, и часто это – желание доказать, что мы много лучше, чем вы, и мы это вам сейчас докажем, указав на ваши недостатки. В Евангелии сказано: «Если брат твой согрешит против тебя, обличи его наедине между тобою и им». Если гражданин или партийный лидер видит, что лидер другой партии или кто-то из её членов совершает какие-то противоправные действия, допускает несправедливость, нужно наедине сказать ему: слушай, брат, это же не по-христиански – то, что ты делаешь! Но чаще-то мы видим обычную драку, попытки просто перетянуть людей на свою сторону, и в этом не видится ничего особо христианского.

Да, зло должно быть обличаемо. Но чаще, когда зло обличается из корыстных побуждений, оно становится ещё более злым. Представьте, что человек, скажем, подвержен недугу пьянства или какому-то другому пороку. Если ему постоянно говорить: ты такой-сякой, негодяй, подлец! – как вы думаете, человек будет исправляться? Скорее всего, он скажет: да, я такой, а поэтому чего исправляться? Я всё равно таким и останусь! А вот если ему сказать: ты на самом деле хороший, замечательный, но ты неправильно поступаешь – подумай, почему это происходит?.. Но в политической борьбе этот мотив часто не имеет никакого значения. Тут играет роль мотив подавить и показать, что мы лучше, а наше движение прогрессивнее…

Великий пост или великие потрясения

Иерей Максим Соколов, клирик храма святителей Кирилла и Мефодия:

Могу сказать за себя: не только в пост, но и в любой момент своей жизни христианин должен думать о спасении души и о свидетельстве истины, которая есть Христос. Поэтому я как человек всё-таки недостаточно сдержанный в своих чувствах, эмоциях, для себя выбор сделал определённый – лучше избегать, а в пост тем более, участия в интернет-дебатах, митингах и тому подобных акциях. Слишком уж мало там любви, к сожалению. По крайней мере, я любви там не вижу, а вижу за всем этим (я имею в виду и поддержку существующей власти и борьбу против неё) действия каких-то хитрых кукловодов, сценаристов, которые гораздо хитрее и умнее многих из нас и которые раздувают страсти в каких-то своих целях.

Да, необходимо выполнить свой долг перед государством, кесарю кесарево отдать. Помолиться Богу и, полагаясь на волю Божию, на милость Его, проголосовать за того, за кого мы считаем нужным, или кого Бог вложит нам в сердце. Полагаясь на сердце, на молитву, на любовь. Если кто-то, пусть даже очень убедительно, говорит нам, почему хорош тот или иной кандидат и плох другой, но в этом нет любви, то мне кажется, это уже показатель того, что это не стоит слушать…

Иерей Сергий Рыбаков, клирик храма святой мученицы Татианы при СамГУ:

Пост – это не горестное время скорби, когда мы ущемляем свою плоть, отказываемся от определённых продуктов. Напротив, издревле посту люди радовались. Для православного христианина пост – это истинная радость, весна духовная, когда человек расцветает внутренне, духовно. Он начинает думать о душе, старается насадить в себе добродетель, вести особую борьбу с грехом, со страстями. Поэтому, на мой взгляд, самое главное, что надо сделать в Великий пост, – это понять то направление, в котором нужно работать над собой. В каком направлении вести войну, борьбу, кто враг в твоей жизни. Враг прежде всего не внешний, а духовный. Может быть, это страсть чревоугодия, может, это страсть блуда, может, страсть праздного проведения времени? Я, например, как молодой священник, Великим постом стараюсь отказаться от Интернета, от телевидения. Не говорю, что это плохо и греховно само по себе, но лично мне это мешает. Лично для меня это те враги, которые меня развлекают, отвлекают и мешают в духовной жизни. Поэтому я ухожу из «Контакта», из других социальных сетей и сокращаю интернет-общение до того уровня, какое действительно необходимо.

Великий пост – удивительное время: как только человек начинает жить духовно, то сразу наружу вылезает именно то, что нужно в себе победить. Он вроде бы продолжает жить обыденной жизнью – ходит на работу, учится, ездит в транспорте, но уже на всё взирает под иным углом. Не столько на внешнее смотрит, сколько внутрь себя. Это очень сосредоточенное время напряжённого размышления о жизни, о Боге, о духовной жизни, о себе самом. Ведь душа у нас в течение обыденной жизни зачастую находится в забытьи, мы о ней думаем редко. И это прекрасное время, когда человек может взять в руки духовную литературу, начать в первый раз в жизни путь истинного, подлинного покаяния, причаститься в первый раз, сделать первый шаг в сторону духовной жизни.

Фото: Юрий Стрелец

Автор: Надежда Локтева


Автор:Надежда Локтева