Оглавление
1#2012
Оглавление
О главном
Гражданское общество
Здоровье
Информационные технологии
История
Культура Самарской области
Право
Пресс-служба
Сельское хозяйство Самарской области
Событие
Спорт Самарской области
Творчество
Туризм в Самарской области
Экология
Энергетика Самарской области
Юбилей

Первые шаги, первая ступень

— Кинель

Областной журнал «Самара и Губерния», номер 1#2012 (апрель)

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа-интернат №5 «Образовательный центр «Лидер» городского округа Кинель Самарской области является одной из самых ярких достопримечательностей территории. Пять лет назад в нашем журнале рассказывалось о новой во всех отношениях школе со столь амбициозным именем. Но оказалось, что «Лидер» обладает ещё более мощным инновационным потенциалом, чем это можно было предположить. Сегодня об этом рассказывает директор ГБОУ СОШ №5 «Образовательный центр «Лидер» Тепаев Василий Сергеевич.

Тепаев Василий Сергеевич

Во исполнение Постановления Губернатора 1 января 2012 года в Кинеле официально было создано по существу новое образовательное учреждение – не муниципальное, как это было изначально, а государственное бюджетное. Принципиальное его отличие – в присутствии всех ступеней образования, начиная с дошкольного, а не только с начального, как это было раньше. Так нашим структурным подразделением стал детский сад «Сказка», очень достойный партнёр.

ГБОУ СОШ №5 «Образовательный центр «Лидер»

Наличие всех образовательных ступеней было одним из главных условий конкурса на участие в государственном проекте «Школа информационного века в «Сколково». При этом акцент делается на индивидуализированный образовательный процесс на каждой ступени, то есть педагоги в этой школе должны понимать, что любой ребёнок – отдельная уникальная личность, развитие которой начинается в самом раннем возрасте. В числе других составляющих – наличие условий для инклюзивного образования, выполнение федерального образовательного стандарта и т.д. Так вот, 200 лучших образовательных учреждений России участвовали в конкурсе, по итогам которого лишь 12 стали победителями, и в их числе – образовательный центр «Лидер»! Мы вошли в Ассоциацию школ информационного века в «Сколково», и теперь всё, что будет у нас происходить, все наши инновации будут транслироваться на весь регион, да и на другие тоже.

ГБОУ СОШ №5 «Образовательный центр «Лидер»

В конце февраля я был в Одинцово, участвовал в семинаре, где основным направляющим был Аркадий Владимирович Дворкович, помощник Президента России, от имени которого он заверил нас, что то, чем мы сейчас занимаемся, чрезвычайно интересно и важно для страны. Какого же результата ждёт от нас государство? Как бы просто ни прозвучало, но это – социализация. Это воспитание и образование людей как эффективных граждан.

Европа в этом плане уже движется. В лидерах – Финляндия. Англия успешно торгует новейшими технологиями, которые создают образованные люди. Мы отстаём, находясь не в первой двадцатке рейтинга, а можем войти в число семи лучших, и, понимая это, Президент очень рассчитывает на тех, кто готов сделать мощный прорыв, то есть на нас. А для этого уже здесь и сейчас нужно складывать и внедрять, как пазлы, элементы образовательных технологий. На начальном этапе – это коммуникативно-ролевое общение, взаимодействие ребёнка и взрослого, совместное проживание ситуаций в заданных условиях. Педагоги не будут теми людьми, кто лишь функционально передаёт некие знания детям. Это будет скорее педагогическое консультирование, основанное на живом практическом интересе ребёнка к познанию социума. Педагоги должны стать тьюторами (от англ. tutor – исторически сложившаяся особая педагогическая позиция, которая обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ учащихся и студентов и сопровождает процесс индивидуального образования в школе, вузе, в системах дополнительного и непрерывного образования. – Материал из Википедии), способными предвидеть и отслеживать то, как в дальнейшем ребёнок будет использовать полученные знания. Далее, в основной школе, это будут безответственные пробы, и уже в старшем школьном возрасте у ребёнка должна быть сформирована ответственность за усвоение знаний, когда он абсолютно добровольно и осознанно сможет добирать те компоненты знаний, которые он сам определил для себя, как необходимые. На это я прошу особо обратить внимание, потому что именно этот аспект уже реализуется в нашей школе. Частичный уход от классно-урочной системы и переход на поточно-групповые направления уже работает.

ГБОУ СОШ №5 «Образовательный центр «Лидер»

Мы нацелены на то, чтобы на выходе в самостоятельную жизнь наш ученик мог состояться как уверенный в себе и востребованный обществом индивидуум, полноценная личность, постоянно стремящаяся к самосовершенствованию. На том же семинаре в Одинцово господин Е.Л. Рачевский высказал гениальную, на мой взгляд, мысль о «школе без тупиков», то есть о такой школе, где дети либо одарённые, либо ещё не открытые педагогами. Каждый ребёнок в чём-то талантлив! При этом Федеральных образовательных стандартов никто не отменяет. Но и Единый государственный экзамен для наших старшеклассников – не глухая стена, за которой мы уже не должны их видеть. Напротив, именно здесь, в школе, нас крайне волнует и интересует то, как будут развиваться наши выпускники, как будет проходить их профессиональное становление. Поэтому на нашей территории присутствуют практически все ведущие самарские вузы. В рамках договоров преподаватели вузов приезжают к нам в школу и проводят элективные курсы для учащихся старшей ступени, которые в свою очередь регулярно выезжают на занятия в вузы, осваиваясь в студенческих аудиториях. И здесь действительно открываются замечательные возможности! Так, например, факультет базовой подготовки и фундаментальных наук Самарского государственного аэрокосмического университета предложил использовать университетскую нанолабораторию! В то время, когда кто-то о подобном не смеет и мечтать, мы получаем такую возможность.

ГБОУ СОШ №5 «Образовательный центр «Лидер»

Школа будущего должна быть ещё и культурным центром сообщества. Мы должны являть пример отношения к детям для их родителей, для окружения, для социума в целом. Но прежде всего, мы должны быть примером для детей, то есть современный педагог должен быть современным, а значит – интересным, авторитетным для ребёнка, старающимся идти если не на шаг впереди, то на равных и, в то же время, стимулировать учеников к опережению. Согласитесь, это очень трудная задача. Но для нас – выполнимая.

Безусловно, поддержку нам оказывает Правительство Самарской области, наше министерство, курирует проект Ефим Яковлевич Коган. Когда журналисты губернского телеканала спросили его о времени получения результата, Ефим Яковлевич ответил, что уже через год он сможет сообщить им о первых результатах. А через три года, как и заявлено в проекте, эту систему можно будет транслировать. Этот срок включает в себя несколько этапов: до 1 мая 2012 года – детальная разработка программы развития, лето 2012 – приобретение оборудования для реализации первых этапов, с сентября – безответственные пробы, о которых я говорил выше, и т.д. В результате то событие, о котором я расскажу сейчас, должно стать для нашей школы делом обычным. А было следующее. 5 июля 2011 года к нам приехала представительная делегация довузовской подготовки Самарского госуниверситета и попросила о встрече с детьми, проходившими элективные курсы. В итоге было предложено, не откладывая до 30 июля, когда завершала свою работу приёмная комиссия, а прямо в этот же день, зачислить все пять человек на различные факультеты университета, что и сделали. Разве это не результат? Разве не результат, что оборудование наших кабинетов и уровень преподавания технологии позволяет учащимся уверенно владеть трудовыми навыками, началами профессиональных умений? Профориентация проводится настолько серьёзно, что 30% учащихся в прошлом году, например, сделали свой выбор уже к 9 классу, и значит, в ближайшем будущем в стране станет больше высококвалифицированных рабочих. На мой взгляд, это и есть самое важное – выполнение заказа самого молодого человека, его родителей, общества и государства на качественное образование и социализацию.

Автор: Диана Леонова


Автор:Диана Леонова