- Вера Глухова: "Я озеленяю планету"
- Женщина России 2009
- "Три вяза"
- Идти по жизни улыбаясь...
- Кружевное настроение
- Овации двух миллиардов ладоней
- Наталья Глухова: "Классика – это работа сердца и ума"
- Алла Кац:"Цифра 70 – не про меня"
- Дуэт "Баян-Микс" – пять новых причин гордиться земляками
- Объективный "Самарский взгляд"
- Жизнь без подсветки
- Талант увидеть красоту
- Алексей Петренко: "Можете считать меня настоящим самарцем"
- "Норма" на грани дозволенного
- Вера, талант и упорство
- Арт-сессия – экзамен для самарских талантов
- Царевна-лягушка
- Раиса Ермолаева
Лев Бекасов – руководитель оркестра СамГТУ
18 декабря 2009 года общественность Самарского государственного технического университета торжественно отметила пятидесятилетие факультета автоматики и информационных технологий. Выступая с приветственной речью, профессор, доктор технических наук и известный в Самаре джазмен Владимир Андреевич Виттих отметил, что, прежде чем появиться факультету, появился факультетский оркестр. Сегодня это джазовый оркестр «Ритм», история которого началась в далёком 1938 году.
За время существования оркестра его руководителями были: Борис Горохов, Григорий Галочкин, Юрий Маршев, Владимир Куйбышев (племянник В.В. Куйбышева), Владимир Малышев, Борис Комаров. С 1959 года бессменным руководителем, играющим дирижёром и аранжировщиком оркестра является доцент университета Лев Степанович Бекасов. Его жизненный путь можно разделить на три неравные части: детство и отрочество, служба в армии, послеармейская жизнь, главным стержнем которой стало служение джазу.
Трудное детство
Лев Степанович Бекасов – коренной самарец. Он родился 16 октября 1933 года, и на его долю выпало тяжёлое детство. Отец Лёвы Степан Васильевич в молодости уходил с «белыми» в Китай, пробыв там несколько лет, вернулся на Родину. Работал на кондитерской фабрике и в жес-током 1937 по доносу был арестован как «враг народа». Областной суд, разбирая дело, признал его невиновным, и после озвучивания оправдательного приговора Степан Васильевич скончался прямо в зале суда.
Мать, Серафима Михайловна, была домохозяйкой, воспитывающей троих детей. После смерти мужа она начала работать, но в декабре 1942 также по доносу была арестована как «враг народа». В процессе слушания дела трибунал признал обвинения необоснованными, и её освободили. Однако вскоре дело отдали на новое расследование, в результате она была осуждена по статье «Халатное отношение к работе» сроком на три года. В 1945 году по амнистии тюрьму заменили принудительными работами.
Из-за крайней нужды после окончания шестого класса в 1947 году Лёва поступил в ремесленное училище, куда вынужден был прийти босиком. И уже осенью 1948 года в актовом зале училища состоялся концерт художественной самодеятельности – Театрализованного джаз-оркестра, который и определил судьбу Лёвы как музыканта-любителя. После концерта он записался в музыкальный кружок при училище.
Окончив училище, Лев работал на Куйбышевском судоремонтном заводе, далее на предприятии п/я 147, контора Куйбышевского Горсвета. Работу совмещал с занятиями в вечерней школе и игрой на саксофоне в оркестре клуба ГРЭС.
Но несмотря на все невзгоды детства, по заявлению самого Льва Степановича, он не испытывает ненависти к советской власти и считает себя советским человеком.
Служба в армии
Годы службы в армии, куда он был призван в 1952 году, Бекасов считает лучшими годами в своей жизни. После окончания с отличием школы авиационных механиков в Прикарпатье ему, как курсанту-отличнику, предоставили право выбрать место службы из предложенного списка. Лев Степанович выбрал 356-й отдельный разведочный авиационный полк Ленинградского военного округа, где и начал служить авиамехаником. Казармы полка в то время располагались в бывшем дворце Петра III.
Затем была школа воздушных стрелков-радистов в городе Балашове, после окончания которой Бекасов служил воздушным стрелком-радистом (Северный Крым). Будучи на армейской службе, он активно участвовал в армейской художественной самодеятельности. Именно здесь Лев Степанович получил первые навыки руководителя музыкального коллектива – квартета музыкантов. Он не уклонялся и от спорта, был капитаном баскетбольной команды дивизии.
Авиационная дивизия, в которой служил Лев Степанович, вела охрану черноморских границ, поэтому личный состав находился под строгим надзором особого отдела. Наблюдая за Бекасовым, сотрудники КГБ пришли к выводу, что, хотя Бекасов не был не только коммунистом, но даже комсомольцем, он достоин поступления в Высшую школу им. Дзержинского. Однако на это почётное предложение Бекасов ответил отказом.
ГМК и джазовые фестивали
После демобилизации Лев Бекасов окончил десятилетку, в 1965 году – Куйбышевский «политех». В 1968 он перешёл на преподавательскую работу в Кубышевский политехнический институт на кафедру автоматики и телемеханики, где работает до сего времени.
Однако в Самаре Лев Степанович Бекасов более известен не как преподаватель, а как активный джазмен, один из организаторов Городского молодёжного клуба в 60-е годы и организатор джазовых фестивалей Поволжья. Путь к этим достижениям начался сразу после демобилизации в 1956 году, когда он пришёл саксофонистом в оркестр клуба им. Ф.Э. Дзержинского, который к этому времени приблизился к биг-бенду. Оркестром тогда руководил Роман Идельчик, а с 1959 года – Борис Любимов. Последний сумел собрать лучших музыкантов, прекрасно понимающих искусство свинга.
«Дзержинка» благодаря биг-бенду становится самым модным и престижным местом досуга молодых людей Куйбышева. По стечению обстоятельств тогдашние джазмены были преимущественно технари. Состав оркестра Любимова более чем наполовину состоял из студентов, многие из них учились в Куйбышевском индустриальном институте (ныне СамГТУ), и все они были настоящими активистами внутриинститутской жизни. Пианист оркестра Владимир Виттих предложил на базе этого оркестра создать любительский коллектив эстрадного оркестра индустриального института, а обязанности руководителя возложить на Льва Бекасова. Таким образом, с 1959 года Лев Степанович стал руководителем институтского оркестра, одновременно продолжая играть в оркестре Любимова.
То было время «хрущёвской оттепели», которая порождала самые смелые социальные идеи. В стенах «Дзержинки» тогда появилась идея создания молодёжного клуба, где можно было бы проводить различные дискуссии и общаться с интересными людьми. Автором этой идеи был Евгений Варламов – музыкант биг-бенда Бориса Любимова. Один из его близких знакомых Климов обратился к первому секретарю горкома ВЛКСМ Н. Фролову, мыслящему прогрессивно, и он поддержал эту идею. Одновременно Климов предложил музыкантам, чтобы вновь испечённый студенческий коллектив под руководством Бекасова возглавил кампанию по созданию Городского Молодёжного Клуба (ГМК-62).
На все организационные встречи и обсуждения ушло почти два года. В июне 1962 года ГМК был создан, а оркестр Льва Бекасова стал его первым музыкальным коллективом и основой джаз-секции. Благодаря популярности оркестра среди городской молодёжи ГМК-62 быстро набирал мощность.
23 декабря 1962 года во Дворце культуры металлургов по инициативе Льва Бекасова и Бориса Брюханова, трубача оркестра, состоялся первый Куйбышевский джаз-фестиваль. Так было положено начало фестивального движения в Куйбышеве.
Джаз-секция в 1965 году переросла в джаз-клуб «Квинт», президентом которого стал Лев Степанович Бекасов. За время своего существования джаз-клуб провёл 24 фестиваля, восемнадцать из которых организовывал Бекасов.
В настоящее время оркестр ведётактивную культурно-просветительную работу на базе Дома учёных и является школой профессионального становления начинающих музыкантов.
Автор: Славадий Севостьянов