- Интенсивное растениеводство КФХ Переходко Н.А.
- Голштинский рецепт эффективности
- Возрождение традиций коневодства
- Генетика как фактор успеха
- XXI Поволжская агропромышленная выставка
- Поздравление Дмитрия Азарова с 20-летием «Самары и Губернии»
- От «Дукса» до «Прогресса»: 125 лет делаем лучшую технику
- Легендарный конструктор Дмитрий Козлов
Олег Предтеченский. Пропагандист счастливых дней
Областной журнал «Самара и Губерния», номер 3#2019 (октябрь)
Он родился в Новокуйбышевске, высшее образование получил в Самаре, а сейчас живёт и работает в Москве. Музыка для этого человека сначала была всепоглощающим хобби, но впоследствии стала профессиональной работой. Стартовав здесь, на волжских берегах, музыкальная дорога закинула его на самую вершину российского шоу-бизнеса. Вот уже 20 лет он является главным вокалистом и гитаристом легендарной группы Стаса Намина «Цветы». Пожалуй, в истории отечественной рок-музыки это единственный наш земляк, осуществивший столь блистательное восхождение. Но, несмотря на успешную карьеру в этом прославленном коллективе, он не стал останавливаться на достигнутом, а параллельно начал развивать и раскручивать собственный проект, который получил название «Счастливый день». Безусловно, в перспективе планируется и его презентация в Самаре. На родине нашего героя. О своём уникальном творческом пути, о тех, с кем он начинал и с кем продолжил работать, о роли Самары в его судьбе и о самарских корнях нынешнего проекта в эксклюзивной беседе нам рассказал фронтмен группы «Цветы» и самый счастливый человек на российской рок-сцене Олег Предтеченский.
«Хобби»
На правах давних друзей мы с Олегом начинаем беседу без лишних прелюдий: «Когда после возвращения с сентябрьской «картофельной повинности» вместе с другими новоиспечёнными студентами я зашёл в аудиторию Куйбышевского политехнического института, ко мне подошёл незнакомый долговязый парень: «Говорят, ты на картошке отличился. Поёшь что ли?» – «Пою!» – «А то нам в крутую группу нужен хороший вокалист». – «Ну, это смотря какая группа!» Вот примерно на таких понтах и произошла та судьбоносная встреча. «Тогда приходи сегодня вечером в тюрьму!» «Тюрьмой» тогда называлось общежитие Медицинского института на улице Арцыбушевской. Короче говоря, 1 октября 1980 года я впервые переступил тюремный порог (смеётся). Для меня это был шок! Акустика в актовом зале ужасная, и грохот стоял просто неимоверный. Однако всё звучало довольно гармонично. За ударной установкой «Энгельс» сидел тот высокий парень, который меня пригласил. Ещё на сцене было двое бородатых чуваков с гитарами, один из которых дурным голосом вопил в микрофон партию Джона Фогерти из группы «Криденс». Конечно, я сразу же оценил уровень его произношения. Как выяснилось впоследствии, это был Женька Коган, и он закончил знаменитую английскую спецшколу № 11. Ну, а я – весь такой оглохший и ошарашенный. Ведь я первокурсник, которому всего 17 лет. Мне предложили что-нибудь спеть. В общем, выдал им «Child In Time». Прямо как у Гиллана из «Deep Purple»! И ещё что-то спел. Вердикт оказался единодушный: «Ты нам подходишь!»
С огромной теплотой вспоминаю сегодня всех наших ребят. Барабанщиком был Андрей Емелин – именно он пригласил меня в коллектив. На соло-гитаре играл Владимир Аполлонов. Бас-гитарист – Владимир Нагорный, который впоследствии занялся компьютерной графикой и посвятил этому всю свою жизнь. За клавишные отвечал Сергей Филиппов, который сейчас работает на руководящей должности в нефтяной компании. Одним из авторов наших песен был гитарист Саша Цыбин. В настоящее время он – заместитель главного врача Городской станции скорой помощи. Кстати, он написал музыку к песне «Акрополь мечты» из моего нынешнего альбома, который называется «Счастливый день». Ну и, конечно, главный автор песен репертуара группы «Хобби» – Евгений Коган.
Поначалу мы играли и в ресторанах, и на многочисленных танцах, пока не занялись собственным творчеством и серьёзной рок-музыкой. С 1984 года начали работать со своим оригинальным музыкальным материалом. А первый официальный концерт группы «Хобби» состоялся в 1986 году в Концертном зале Политехнического института на улице Первомайской, 1. Это было полноценное представление, целиком состоящее из собственных произведений. В 1987 году я показал ребятам пример, поступив в Музыкальное училище. Откровенно им заявил: «Тоже принимайте решение по музыкальной карьере. Давайте делать выбор!» Целых два года пытался их «заразить». В конце концов стало ясно, что никто из них профессионально в музыку не пойдет. Ну, а в начале октября 1990 года на грандиозном Всесоюзном рок-фестивале «Формула-9» в Ростове-на-Дону состоялось моё последнее памятное выступление в составе группы «Хобби». Мы играли на одной сцене с такими грандами, как «Алиса», «Чайф», «ДДТ», «Бригада С», «Лига блюза». Кстати, нам хорошо заплатили за выступление. Но даже после столь яркого и знакового события никто из наших парней так и не пошёл в профессионалы. Что очень и очень жаль! Вскоре я покинул «Хобби» и уехал выступать за границу. Они же какое-то время продолжали ездить по фестивалям и участвовать в телепередачах. Их даже приглашали на «Ступень к Парнасу». Но в 1994 году история «Хобби» всё-таки завершилась. Казалось, что навсегда и безвозвратно...»
Женя Коган
«Всем кажется, что если работаешь в таком прославленном коллективе, как «Цветы», да к тому же довольно продуктивно, то ничего больше в жизни и не нужно, – улыбается Олег. – Но, наверное, это не совсем правильно. В моём подсознании всегда жили песни моей молодости. Но поскольку никто из куйбышевской группы «Хобби» так и не стал профессиональным музыкантом, все наши песни оказались попросту бесхозными и со временем окончательно бы забылись. Надо было срочно что-то делать. И вот, когда «Цветы» в очередной раз собрались в Самару, я приехал на пару дней пораньше. Специально, чтобы встретиться с теми «пацанами», с которыми мы когда-то всё это творили. Как уже было сказано, основным автором этих замечательных сочинений был Евгений Коган, которого в те далекие годы я почему-то по наивности совсем не воспринимал как большого поэта или композитора. Но сейчас уже понимаю, что Женька – просто потрясающий поэт. Может, этому способствовал тот факт, что старшая сестра Когана, Ирина, была по образованию филологом. Поэтому Евгений всегда существовал в мире книг и высокой поэзии, что, возможно, и навеивало ему глубокие философские мысли. И в итоге выливалось в серьёзные песни. Как я теперь понимаю. Тогда же я был совершеннейший пацан, которому едва исполнилось 17 лет. Ну, а Когану – уже целых двадцать два года! И у меня порой возникало недоумение: «Женя, а зачем ты так сложно всё пишешь? Почему не сочинишь какую-нибудь простенькую песенку о любви? Чтобы это всем было доступно». На что Евгений мне отвечал: «А мне это неинтересно! Ведь мы в нашей группе не делаем акцента только на любовь!» И вот со временем те наши серьёзные песни стали для меня особенно понятны и очень даже актуальны. Даже не имею в виду никакие политические ситуации, но они по-своему обогнали время. А их глубинная философия сейчас и по возрасту дошла. Дозрела!
...Короче говоря, мы с ребятами встретились в Самаре. Прекрасно пообщались, тем более что участники коллектива очень давно не виделись. Однако был один, но самый главный вопрос «повестки дня». Я попросил разрешения на «реанимацию» репертуара нашей группы «Хобби». Решил взять на себя такую ответственность и смелость сделать те песни на современный лад. Набраться наглости и перепеть их. Конечно, творили мы в те далёкие годы совместно, и творческий результат был общий, но всё же главным автором у нас был Евгений Коган. Здесь начинается другая история. Я беру тот давний материал, просто гармонию, нотный ряд, текст, где иногда требуется немного поменять слова. Кстати, предложил Жене лично включиться в процесс этой лёгкой модификации, но он вежливо отказался. Видимо, уже глубоко закопал свою творческую составляющую. Поэтому, например, пришлось самостоятельно вставить в одну из песен строчку Пастернака. Позже на сессии звукозаписи стало ясно, что она легла, как родная...
Когда я был у тебя гостем в передаче «Путники в ночи» на радиостанции «Серебряный дождь», мы, кроме всего прочего, говорили о моём тогдашнем «Самарском альбоме». Туда тоже вошла одна песенка, специально написанная для него Евгением Коганом. Она не рОковая, скорее более попсовая. Но всё равно просто замечательная. Песня немножко детская. Её сюжет таков. Мальчик, приходящий в кинотеатр, влюбляется в экранную кинозвезду. Её образ для него настолько идеален, что она становится его иконой. И мальчик наивно верит, что когда-нибудь он даже встретится с ней в реальной жизни. Удивительно, но в третьем куплете он на самом деле её встретил и спел ей признание в любви. Песня хоть и детская, но с большим смыслом. Женя, конечно, уникален. И настоящий талант действительно никуда не денешь!..»
Намин & Диордица
«Итак, официальный старт нового проекта состоялся в ноябре 2013 года, когда мои партнёры по группе «Хобби» дали мне разрешение на использование нашего музыкального материала, – вспоминает Предтеченский. – После чего мне на помощь пришёл соратник по группе «Цветы», замечательный музыкант и аранжировщик Валерий Диордица. Мы с ним одной группы крови, поэтому только ему я мог доверить переработку всех этих столь дорогих для меня песен юности. Когда Валерий все «разрисовал», стало понятно, что получается шедевр. То есть это уже не просто мелодии, гармонии и исполнение, но ещё и инструментальное сопровождение. Становится понятным и то, как мы работаем в «Цветах» и насколько серьёзный уровень в нашем коллективе. Можно себе представить, что буквально с самого начала и по сей день здесь отношение к музыке, как к симфонической. Да и к текстам отношение столь же трепетное. И в нашем случае с Валерой проявилось то же самое.
Но в 2017 году наступили непростые финансовые времена. Я даже стал подумывать о записи акустических версий некоторых запланированных песен, чтобы несколько сократить затраты. Опять обратился за помощью к верному другу: «Валер, песни есть, а вот прежних денег – нет! Однако нам говорят, что надо держаться!» И вот что значит настоящий одессит с врождённым чувством юмора. Диордица мне такое ответил, что хоть стой, хоть падай. Естественно, не для печати. Но главное, что мы ударили по рукам. Недаром же мы с ним двадцать лет в «Цветах» бок о бок проработали. Конечно, попросил его сделать оставшиеся аранжировки не так глубоко, как раньше. Поскромнее что ли. Но всё равно он проработал всё так же потрясающе и мощно. Профессионалы, которые слушают итоговый материал, просто поражаются, как всё филигранно сработано. Даже те, кто давно знают Валеру, лишний раз убедились, насколько он серьёзный аранжировщик. Тут я вдруг понял, что со всем этим пора что-то делать. Ну, хорошо – мы можем записать пятнадцать готовых песен на диск, а диск положить на полку. Конечно, и это будет хорошо. Ведь когда-то родившимся песням «Хобби» уже дарована вторая жизнь. Но прежде всего мы разместили их в Интернете, таким образом, они фактически существуют во Всемирной библиотеке. То есть созданное уже точно не пропадёт. Решили сделать презентацию этого альбома, который назвали по титулу одной из песен – «СЧАСТЛИВЫЙ ДЕНЬ». Думаю, получилось весьма точно, что даёт очень удачный посыл. Что касается музыки – это реальный рок. Причём мы отдавали себе отчёт, что там мы честно говорим на важные темы...
К началу осени 2018 года проект стал приобретать вполне реальные очертания. Всё интернет-пространство завибрировало от наших песен, то есть это уже не было шуткой из разряда: «Ну пошалили и ладно!» Часть презентационных мероприятий вообще проводилась в Прибалтике: 11 мая – концерт в Риге, а 12 мая – в Таллине. Мне стало ясно, что я просто не имею права держать в неведении руководителя группы «Цветы», то есть своего непосредственного начальника. Вопрос должен был обсуждаться серьёзный, поэтому не в коридоре же нам с Наминым встречаться: «Ой, привет! Какая приятная неожиданность! Хотелось бы поговорить». Я позвонил и попросил о встрече, но первоначально запланированная на 18 сентября встреча не состоялась, поскольку Стаса пригласили на инаугурацию мэра Москвы Сергея Собянина. Намин являлся его доверенным лицом, поэтому не мог там не быть. Я зашёл к девочкам в офис в Театре Стаса Намина, располагающийся в Парке Горького: «Пусть Шеф сам посмотрит своё расписание и назовёт дату и время». Буквально через три часа, когда я уже вернулся домой, раздаётся звонок из секретариата: «Вам назначено на завтра в 11.00». И 19 сентября 2018 года в 10.45 я как штык был на месте. И он тоже уже приехал. Тут же пригласил меня. Практически с порога начинаю говорить, и не прошло и двух минут, как он всё понял: «Ты что свой сольный проект хочешь запустить?» – «Да! Просто есть очень стоящий материал, который не хочется потерять. Хотел бы посвятить этому некоторое время. Но ни в коем случае из «Цветов» не уходить, то есть совмещать новый проект с нынешней работой». Его ответ меня весьма воодушевил: «Конечно, да! Здорово! Вот если бы ты пошёл в чей-то чужой проект, примазавшись к кому-то, то тогда я был бы категорически против. Но тут принципиально иная ситуация! Если ты там что-то такое сам придумал, то для тебя, наоборот, это станет новой дорогой личностного развития!» Кстати, на мою просьбу использовать репетиционную студию «Цветов», Стас тоже безоговорочно согласился. От Намина я вышел такой окрылённый, что по дороге, наверное, крыльями стены задевал. Одно дело, когда ты надеешься и сомневаешься, а тебя вдруг вот так сразу понимают и поддерживают. Я то думал, что он начнёт рассуждать, что-то оценивать и советовать. А оказалось, что Стас Намин настолько доверяет своим коллегам. В общем, всё это было какое-то чудо. Несомненно, это был один из тех счастливых дней, о которых мы сегодня и говорим. И глубоко символично, что он состоялся ровно через 5 лет после фактического запуска проекта...»
Счастливый день
«Из тех, что я помню, первый счастливый день, когда в раннем детстве наткнулся у себя дома на грампластинку Валерия Ободзинского, – признаётся Олег. – Поставил её на проигрыватель и... завис! И вот на пару с ним, то есть «дуэтом» с Ободзинским, я регулярно орал легендарную «Восточную песню». Примерно тогда же впервые услышал и «Колыбельную» в исполнении группы «Цветы». И когда никого не было дома, разминал свой детский голос под их песни тоже. Кто же мог предположить, что через много лет я стану частью этой легендарной команды. Но уже тогда, в раннем детстве, во мне родилось ощущение хорошей музыки. Например, биология хорошо мною осваивалась под музыку Pink Floyd. Мне почему-то запретили учиться в музыкальной школе, но когда попадал в гости, где было пианино, то обязательно к нему подкрадывался, чтобы подобрать некие созвучия...
Ещё один счастливый день, когда в 12 лет родители наконец-то подарили мне гитару. Мы жили в коммунальной квартире, и между нашими комнатами находилась кладовка. Туда-то я и забивался с моей шестистрункой. С тех пор для всех попросту «пропал». Но родители поставили жёсткое условие: я должен был хорошо учиться. Поэтому сначала все уроки, только потом – любимое занятие. Потом ещё один счастливый день, когда из своей средней школы № 16 Новокуйбышевска перешёл в школу № 3, которая считалась самой прогрессивной в нашем городе. Там даже был свой школьный ансамбль. Тем летом все старшие классы повезли в спортивно-оздоровительный лагерь, где днём мы собирали помидоры и другую овощную ерунду, а по вечерам начиналась самодеятельность и прочие гитарные удовольствия. Я попал в палатку не к своему классу, а к пацанам на два года меня старше. Там практически со всеми ещё раньше познакомился, поскольку зимой играл с ними в хоккей. А у них уже всё было по-взрослому, включая свой музыкальный ансамбль. Естественно, что-то с ними пытался играть. Начал нарабатываться первый репертуар. Вот, пожалуй, это тоже был счастливый день, когда я попал в эту «музыкальную палатку». Правда, именно там сломали мою первую гитару. Однако осенью я вышел из положения. В куйбышевском универмаге «Юность» был отдел некондиции, куда я и зачастил. Там за копейки приобрёл отдельно деку, гриф и другие гитарные запчасти. В итоге, в своей кладовке самостоятельно собрал уже целых две гитары: шестиструнную и двенадцатиструнную.
Ещё один счастливый день, когда я поступил в наш с тобой родной Политех. Сразу же по общепринятой тогда советской традиции всех новоиспечённых студентов отправили на сентябрьскую «картошку» в село Калиновка. В свободное от подъёма сельского хозяйства время я «гастролировал» со своей концертной программой по всем нашим баракам. И вот однажды к нам приехал самый настоящий вокально-инструментальный ансамбль, чтобы сыграть на танцах. У них всё было повзаправдашнему: микрофоны, колонки и барабаны. Всё очень громко и шумно. Ну, я набрался храбрости и попросил у заезжих «звёзд» разрешения спеть. Они моей наглости удивились, но разрешили. Во время своей паузы. Короче говоря, тут я и забабахал «Отель Калифорния». Перед всем честным народом. И этим народом моё выступление было воспринято на ура! То есть день, когда приехал этот ансамбль, тоже оказался счастливым. Поскольку именно после той «презентации» меня и порекомендовали в группу «Хобби». И день 1 октября 1980 года, когда я впервые к ним пришёл, без сомнения, также можно считать счастливым. Опять же счастье, что ребята взяли меня к себе в коллектив...
...Мне было 34 года, когда случился ещё один счастливый день. Это был 1996 год, и незадолго до этого я как раз вернулся из-за границы. Вдруг вижу по «ящику» телеинтервью с известным импресарио Славой Бейлиным, который рассказывает о том, как он находит и раскручивает музыкальные таланты. Мы с ним встретились и через нашего общего знакомого Дымова (которого я знал ещё со времён «Хобби», где он был у нас сначала звукорежиссёром, а потом – администратором) Слава стал подключать меня к участию в различных конкурсах и фестивалях. Съездил даже на премию «Овация». И в итоге вдруг возникла тема Всемирного конкурса-чемпионата по исполнительским видам искусства, который тогда уже добрался и до России. Нашёлся прекрасный спонсор, с которым ты хорошо знаком. Это создатель и руководитель сотовой компании «Билайн-Самара» Сергей Швайкин. Он здорово помог финансово, а Бейлин – организационно. В результате – поездка в Лос-Анджелес и завоевание Серебряной медали на этом престижном Международном конкурсе в номинации «Рок-вокал». Победа в США в октябре 1997 года ознаменовала собой возможно один из самых счастливых дней в моей жизни. Вскоре после возвращения из Штатов мы с тобой и познакомились. Тогда состоялось моё участие в твоей прекрасной передаче «Путники в ночи» на радио «Серебряный дождь». Могу с уверенностью сказать, что в Самаре меня знали все, но довольно быстро возникло ощущение, что мне становится тесно в родных стенах. Я начал экстренно доводить до логического завершения свой «Самарский альбом», о котором, кстати, с тобой и беседовали в эфире.
Новый 2000 год мы с семьей встретили уже в Москве. А 17 января 2000 года я познакомился со Стасом Наминым. Трижды счастливым оказался день моего прихода в его группу «Цветы», ставший, пожалуй, самым главным событием моей жизни. Ведь это такая академия, которую мне ничто не способно было бы заменить. Даже представить себе не могу, что со мной могло быть, если б я попал не туда! Ужас! Ведь в «Цветах» у Намина не просто музыка, репертуар и концерты. Там целая философия! Целое мировоззрение! Настоящая, подлинная шлифовка личности.
Без сомнения, счастливым стал тот день, когда были готовы все 15 песен моего проекта, и я пришёл к Стасу Намину, чтобы он меня благословил... Вот такая череда счастливых дней вывела меня, в конце концов, и на мой нынешний проект, который мы так и назвали – «Счастливый день». И в этом названии кроется большой и глубокий смысл. Видимо, теперь я буду главным пропагандистом того, чтобы каждый человек на Земле имел в своей жизни как можно больше этих счастливых дней! Вообще делал каждый день по возможности счастливым. Не только в своей собственной жизни, но и в жизни окружающих людей!..»
Автор: Анатолий Семёнов