- Поздравление с 50-летием Губернатора Дмитрия Азарова
- Поздравление с 50-летним юбилеем Губернатора Самарской области Дмитрия Азарова
- ООО «Агроресурс»: нацеленность на результат
- На службе высокого урожая
- Чтобы нивы были изобильны
- Малое предприятие с большим потенциалом
- Самаре присвоено почётное звание «Город трудовой доблести»
- Награда врачам-героям
- Военный парад в Самаре в честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне
- «ЭкоЛидер 2019» назвал победителей
- «КуйбышевАзот» вошёл в число победителей регионального конкурса «Эколидер 2019»
- Реформа ТКО на практике
- Социальная ответственность как призвание
- Экологический энтузиаст и его детище
- Фронтовые медики Бруснигины
- Маленькая история большой победы
- Открытка «Дорогому Володеньке»
- Подвиг крылатой разведки
- Огненная переправа Ивана Стожарова
- Пример мужества – герои–земляки
- Танкиста славен ратный путь
- Путь фронтового повара
- И не порвётся связь времён
- Иван Половцев – герой-связист
- Война Виктора Пшенина
- Доблесть и труд наших родителей
- Фотовыставка «Семья Победы»
Огненная переправа Ивана Стожарова
Областной журнал «Самара и Губерния», номер 2#2020 (июль)
Шофёр – мирная профессия, но только не в военное время. Об этом говорят истории подвигов тысяч и тысяч водителей различных транспортных средств в годы Великой Отечественной войны. Одна из них повествует об Иване Васильевиче Стожарове, уроженце села Покровка (ныне Кинельский район Самарской области). В октябре 1944 года в 18-летнем возрасте он участвовал в освобождении Риги от фашистов в качестве водителя уникальной боевой машины-амфибии.
Иван Васильевич родился в 1926 году. Начало войны он встретил ещё школьником и, как многие мальчишки, всеми правдами и неправдами стремился встать в ряды борцов с захватчиками. В конце 1943 года ему это удалось – новый 1944 год он встретил уже в Куйбышевском военно-пересыльном пункте, откуда 2 января был направлен в 21-й Отдельный учебный автомобильный полк (ОУАП), который базировался в районе села Переволоки. Это был один из 12 учебных полков в стране, готовивших водителей для Красной Армии.
Трёх месяцев учёбы и нескольких месяцев службы было достаточно Ивану Стожарову, чтобы стать прекрасным водителем и проявить все свои достоинства. Поэтому к осени 1944 года он уже был зачислен в состав 285-го отдельного моторизованного батальона особого назначения (ОМБ ОСНАЗ), куда входили подразделения машин, способных решать специфические задачи, передвигаясь и по суше, и по воде. Автомобили-амфибии Ford GPA поставлялись в СССР по ленд-лизу из США, и 18-летнему рядовому Стожарову было доверено управлять такой машиной.
В октябре 1944 года батальон в составе 67-й армии 3-го Прибалтийского фронта участвовал в освобождение города Риги. Перед ним была поставлена задача, используя «водоплавающие» машины, форсировать озеро Кишэзерс под прикрытием темноты и захватить плацдарм для высадки десанта. После этого 285-й ОМБ ОСНАЗ должен был переправить через озеро на амфибиях подразделения 119-го стрелкового корпуса и, развивая совместно с ними наступление в направлении Межапарка, очистить от гитлеровцев северо-восточные окраины Риги.
Плавающий автомобиль Ford GPA из состава отдельного моторизованного батальона Красной армии (фото: www.kolesa.ru)
Задача была успешно выполнена. Разведгруппы и сапёры батальона, переправившись, обследовали близлежащую территорию, обезвредили обнаруженное минное поле, и вскоре началось форсирование озера двумя эшелонами по два десятка машин в каждом. На борту каждой машины находилось по 6-8 человек.
Противник не был готов к такому развитию событий. Амфибии достигли уже середины пути, когда гитлеровцы открыли по десантникам стрельбу. С нашего берега был открыт артиллерийский огонь, прикрывающий переправу. Всю ночь без перерыва водители под обстрелом переправляли с берега на берег наших автоматчиков, выполнив по полтора-два десятка рейсов.
За этот бой рядовой Стожаров в числе других шофёров был награждён медалью «За отвагу». В наградном листе сказано: «Водитель Стожаров 12.10.1944 года под огнём противника, проявляя свои умение и мастерство, форсировал озеро Кишэзерс 15 раз и перевез 90 человек бойцов, а также доставлял боеприпасы для десантных войск».
За отличия, проявленные в боях при освобождении столицы Латвийской ССР, 285-му ОМБ ОСНАЗ было присвоено почётное наименование «Рижский». В память о боях на берегах озера Кишэзерс установлены мемориальный камень и обелиск советским воинам-освободителям Риги.
Автомобиль Ford GPA в экспозиции Интерактивного музея под открытым небом «Дорога истории – наша Победа» в Самаре
Батальон продолжил своё победное шествие по Прибалтике, завершившееся в мае 1945 года, а Иван Васильевич Стожаров служил в вооружённых силах вплоть до 1948 года и демобилизовался в звании гвардии ефрейтора. К его боевой медали «За отвагу» прибавились медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.», юбилейная медаль «XXX лет Советской Армии и Флота», а в 1985 году, в ознаменование 40-летия Победы он был награждён орденом Отечественной войны II степени.
После демобилизации Иван Васильевич жил в родной Покровке, работал в совхозе «Комсомольский». В своём селе он и был похоронен в 1995 году. Весь боевой и трудовой путь первоклассного водителя и автомеханика Стожарова был связан с автотехникой. Он управлял разными машинами, но главной в его жизни осталась та необычная «водоплавающая» машина, сквозь свинцовый дождь стремительно несущаяся по воде и суше к заветной Победе.
Автор: Алексей Сергушкин