- Жители Самары отметили день рождения любимого города
- Покрас Лампас расписал набережную
- Азбука шедевров
- Праздник высокой музыки
- Чемпионат России по велоспорту
- Винтокрылая реанимация
- Александр Сибирцев – легенда российской оперы
- Всё началось столетие назад
- Николай Савенков: «Желаю не сбавлять оборотов!»
- Виктор Махов: «Развития и процветания на благо села!»
- Владимир Косов: «Желаю как можно больше студентов!»
- Евгений Китаев: «Желаю идти в ногу со временем!»
- Николай Липатов: «Вперёд к новым вершинам!»
- Самарскому «Олимпу» – 25
Виктор Махов: «Развития и процветания на благо села!»
Областной журнал «Самара и Губерния», номер 3#2020 (сентябрь)
100-летие Усольского сельскохозяйственного техникума – это прекрасный повод не только для поздравлений, но и для разговора о том, как богатые традиции учебного заведения соотносятся с актуальными задачами сегодняшнего дня, о проблемах и перспективах среднего специального образования на селе. На эту тему мы побеседовали с одним из выпускников техникума-юбиляра, главой муниципального района Хворостянский Виктором Алексеевичем Маховым.
С&Г: Виктор Алексеевич, что значит лично для вас Усольский сельхозтехникум?
Виктор Махов: Для меня, как и для большинства выпускников техникума, его вековой юбилей – событие особое. Усольский сельскохозяйственный техникум, без преувеличения, дал мне путёвку в жизнь, он сыграл не просто значимую, а определяющую роль в моей судьбе.
Надо сказать, что я с раннего детства мечтал стать механиком. Отец был бригадиром тракторной бригады и брал меня с собой на работу, где его товарищи шутя называли меня маленьким трактористом. Так что проблема выбора профессии передо мной не стояла. Усольский сельхозтехникум в начале 1960-х годов был очень сильным учебным заведением, готовившим профессиональные кадры для сельского хозяйства, и в частности – техников-механиков. Он отличался хорошей учебно-производственной базой, прекрасными руководителями и педагогами. Техникум выпускал специалистов очень высокого, практически инженерного уровня.
На механическом отделении мы тогда учились 4 года и 8 месяцев. Было это ещё в старом здании бывшей усадьбы Орловых-Давыдовых. Несмотря на все трудности тех лет – житейские, транспортные – эти молодые годы запомнились как самые лучшие. Нам было интересно учиться, познавать науки, овладевать профессией. Обучение включало очень хорошую практику. В течение восьми месяцев я успел поработать, наверное, на всех доступных видах сельхозтехники. Приходилось сеять, бороновать, метать солому, убирать лён, обрабатывать сады и многое другое.
После окончания техникума в 1967 году я и ещё четверо выпускников приехали по направлению работать в Хворостянский район. Сначала меня направили работать механиком объединения «Сельхозтехника» в Липовку. В скором времени в период посевной в село приехал первый секретарь райкома партии Борис Иванович Сёмин с начальником управления сельского хозяйства. Они увидели в поле неработающий трактор и остались посмотреть, смогу ли я его починить. Через 20 минут трактор заработал и пошёл. Так они меня приметили, а поскольку техникум я окончил с отличием, то через некоторое время, когда я уже учился на третьем курсе сельхозинститута, меня назначили главным инженером управления сельского хозяйства Хворостянского района, хотя в распоряжении райкома были люди с высшим образованием.
На защите диплома в институте все 9 членов комиссии поставили мне отлично. Предложили остаться на кафедре, но я отказался. Меня ждал Хворостянский район, где я после окончания института в 1974 году стал управляющим объединения «Сельхозтехника». Представляете, у 28-летнего парня 500 человек в подчинении! Так начинался мой опыт руководителя, который в итоге привёл меня на должность главы Хворостянского района.
С&Г: Можно ли считать создание техникума в Хворостянке результатом того, что в вашей жизни был Усольский сельхозтехникум?
В.М.: Наверное, да. Среднее специальное, среднее профессиональное образование вовсе не исключает дальнейшего получения высшего образования, но является очень важной ступенью для человека. В этом я убедился на личном опыте. Приобретается востребованная специальность, познаётся практическая сторона профессии, у человека появляется уверенность в своих силах, самостоятельность и самодостаточность. К сожалению, в постсоветский период произошёл перекос в сторону высшего образования, техникумы и ПТУ стали закрываться.
Поэтому когда я стал главой района, то сделал всё возможное, чтобы наше Хворостянское профессиональное училище сохранилось и развивалось, и поставил себе цель – преобразовать его в хороший, полноценный техникум. В 2011 году моя мечта сбылась. Сегодня Хворостянский государственный техникум имени Юрия Рябова – один из лучших в области и, наверное, в Поволжье, по крайней мере, среди сельских. В настоящее время в нём занимаются 760 человек, из них более 500 – на очной форме обучения. В прошлом году техникум отметил своё 40-летие.
Мы создаём все условия для того, чтобы ребята успешно учились, чтобы не только на выходные и каникулы могли нормально ездить домой к родителям, а ежедневно. У нас есть хорошее общежитие, налаженные связи с производством. На всех специальностях учащиеся овладевают современными информационными технологиями, учатся работать с компьютером и электронными устройствами, разбираться в навигационных системах и системах связи. Благодаря техникуму, кадровые вопросы в районе на сегодняшний день решены практически полностью.
С&Г: Что, на ваш взгляд, важно сегодня для успешного развития и процветания техникумов? Как привлечь в них молодёжь?
В.М.: Надо активнее агитировать, заниматься профориентационной работой в школах, разъяснять все плюсы среднего специального образования детям и их родителям. Не каждая сельская семья может позволить себе содержать ребёнка во время его учёбы в вузе. В то же время многие ребята после техникума сами работают и одновременно заочно учатся в вузе, успешно его оканчивают.
Также важно, что многие институты не требуют результатов ЕГЭ у выпускников техникума, а принимают по итогам упрощённых испытаний или даже собеседования. Психологически это гораздо легче. Для мальчишек преимущество учёбы в техникуме в том, что они идут в армию уже со специальностью, чувствуют себя там гораздо увереннее. У ребят выстраивается правильная жизненная траектория, которая делает их сильными, полнее раскрывает их способности.
Надо сказать, люди это понимают. Сегодня две трети выпускников школ Хворостянского района идут в техникум, и только одна треть – в вузы.
Для успешного развития современное образовательное учреждение должно идти в ногу со временем, приспосабливаться к быстро меняющейся ситуации, учитывать и даже предвосхищать тенденции на рынке труда. В Хворостянском техникуме проводится обучение по 15 специальностям. Кроме базовых специальностей, связанных с сельхозпроизводством и экономикой, у нас готовят пожарных, сварщиков, социальных работников, педагогов дошкольного образования, медицинских сестёр и других работников, востребованных на селе. Здесь мы успешно конкурируем с другими техникумами. Во многих случаях наши образовательные услуги оказались уникальными, и люди едут учиться и повышать квалификацию со всей области и даже из соседних регионов.
Я считаю, в этом направлении у Усольского техникума большие возможности для совершенствования работы. Уверен, что высокопрофессиональный коллектив во главе с Александром Валентиновичем Никитиным справится с этой задачей. Хотя на это должно быть нацелено не только руководство самого учебного заведения, но и руководство района. Техникум – основа для благополучия села, его будущего. Я считаю, что его развитию надо всячески помогать и содействовать. Например, в Хворостянском районе мы выделили нашему техникуму землю для ведения подсобного хозяйства. До 5 миллионов рублей в год они зарабатывают сами на земле, выращивая различные культуры.
И конечно, необходимо делать привлекательными жизнь и работу на селе для молодых семей. Это не только хорошие рабочие места и комфортное жильё, предоставляемое в рамках различных государственных программ, но и развитая социальная и культурная среда. МФЦ, больницы, парки, фонтаны, детские площадки, физкультурно-оздоровительные комплексы, дороги, музеи, храмы, озеленение и благоустройство – всё это играет свою роль в улучшении качества жизни, в стирании различий между селом и городом. В этом сегодня у районов большие возможности благодаря активной работе губернатора Д.И. Азарова по привлечению федеральных средств. Надо только эти возможности использовать.
С&Г: Что бы вы пожелали Усольскому сельхозтехникуму в связи с юбилеем?
В.М.: Прежде всего, хранить традиции и обеспечивать связь поколений. Техникум я всегда вспоминаю с душевным трепетом и волнением. Он подарил нам бесценный опыт дружбы, единства, коллективизма, мудрость и профессионализм наших педагогов. Чиликин, Беспалов, Шульгин, Назарова – эти и многие другие фамилии наших любимых учителей навсегда останутся в памяти. Правильно гласит народная мудрость: чтобы человек в жизни состоялся, нужно, чтобы у него были хорошие родители и хорошие учителя. Мне в этом смысле повезло.
Хочется пожелать всему коллективу Усольского сельхозтехникума здоровья, благополучия, всяческих успехов в непростом преподавательском труде и новых творческих открытий, а учебному заведению – успешного развития, освоения новых направлений работы и процветания на благо села.
Автор: Алексей Сергушкин