Оглавление
1#2019
Оглавление
Архитектура и строительство
Губерния сегодня
Замечательные женщины Самарской области
Здравоохранение
Информационные технологии
История
Культура Самарской области
Лицо с обложки
Пресс-служба
Событие
Творчество
Юбилей
Содружество

Живописный язык дерева

Областной журнал «Самара и Губерния», номер 1#2019 (апрель)

Морозным солнечным утром состоялась наша встреча с талантливым самарским художником, скульптором по дереву Алексеем Князевым, Почётным академиком Российской академии художеств, академиком Российской академии народного искусства, членом Международной ассоциации изобразительных искусств АИАП ЮНЕСКО, Творческого союза художников России, ВТОО «Союз художников России», сотрудником кафедры «Литейные и высокоэффективные технологии» и центра литейных технологий факультета машиностроения, металлургии и транспорта Самарского государственного технического университета.

скульптор по дереву

Мы беседовали в просторной мастерской, из окон которой открывается потрясающий вид на Волгу. По словам самого Алексея, он любит работать в тишине: нет ни радио, ни телевизора, ничего не отвлекает от творческого процесса. Зато сколько раритетов, сколько старинных удивительных вещей расположилось здесь! Одним словом, вся атмосфера пропитана творчеством, любовью художника к своему делу, которая и помогает ему создавать необыкновенные по красоте и сложности исполнения работы – настоящие произведения искусства. Рассматривать их можно бесконечно – из-за виртуозного воплощения, чуткого отношения к проработке каждой детали, и, конечно же, из-за того, что все они содержат в себе его энергию, теплоту его рук.

«Дышим одним воздухом»

Вместе с Алексеем в мастерской творит его жена Ирина, художник-живописец. «Мы работаем вместе, что называется, дышим одним воздухом, – делится Алексей, – и абсолютно не мешаем, а, наоборот, дополняем, понимаем друг друга с полуслова. Ирина – мой первый советчик, первый зритель, первый критик. Я очень благодарен судьбе, что у меня есть человек, с которым я могу поделиться своими мыслями и который так же искренне делится со мной».

Вручение Золотой медали Академии художеств

Высшая профессиональная награда

Не так давно Алексей Князев получил высшую профессиональную награду Российской академии художеств. Золотую медаль ему вручал лично президент Академии Зураб Церетели. Награда очень ценна для художника ещё и тем, что её история начинается вместе с Академией художеств, которая появилась при Екатерине II. С тех пор самых выдающихся мастеров поощряли малой и большой золотой медалью. В своё время эту награду получали такие великие художники как Илья Репин, Василий Суриков, Иван Шишкин и другие. Традиция сохранилась до нашего времени. И теперь золотой медалью Российской академии художеств по уставу этой организации наградили нашего земляка.

Впервые в Академию Алексей Князев попал в 2015 году, когда по итогам престижной выставки был избран Почётным академиком Российской академии художеств. «Известие об избрании я получил в День Благовещения, событие и в самом деле стало для меня благой вестью, – вспоминает он. Званием я очень горжусь». Звание Почётного академика Российской академии художеств – подтверждение высшей ступени профессионального мастерства. «В Академии я увидел художников, по иллюстрациям произведений которых учился, – рассказывает Алексей, – с кем-то познакомился и с удовольствием общаюсь. Это очень повлияло на мою работу, вдохновляет и обогащает меня».

скульптура по дереву

Притягательность дерева

Работать с деревом Алексей начал ещё со студенческих времён. «Когда я учился в училище искусств, а потом в институте, на художественно-графическом факультете, я неплохо писал, рисовал, – рассказывает мастер. – Живопись и рисунок у меня всегда были на «отлично». Одним из специальных предметов была дисциплина «Художественная обработка материалов». Мы изучали гравировку на меди, оргстекле, чеканку и, конечно, резьбу по дереву. Вот с того времени я и работаю с деревом, почувствовал его, нашёл своё. У дерева своя притягательность. Когда ты берёшь кусок древесины, то знаешь, что в нём что-то такое, что открывается только тебе и только тебе и подвластно. Затем просто убираешь ненужную оболочку, придаёшь форму... Этот процесс всегда очень затягивающий, непредсказуемый, ведь дерево – живой материал».

Без права на ошибку

На создание каждой работы требуется довольно много времени. Панно «Охота XVIII века» – высотой два метра и шириной 80 см, Алексей делал около 9 месяцев. Но оно того стоило! В этой работе даже малейшие детали, такие, как например, пряжки на ружьях, соответствуют эпохе. Для этого художник, перед тем, как начать работу, много читал, изучал историю того времени. «Сейчас очень выручает интернет, а раньше я шёл в библиотеку в отдел редкой книги и работал там», – рассказывает он.

скульптура по дереву

Алексей Князев любит говорить, что процесс создания скульптуры из дерева подобен снайперскому выстрелу, настолько он должен быть точным и выверенным: «Я не имею права на ошибку. Это дерево, а не холст – здесь невозможно что-то исправить. Поэтому нужно тщательно продумывать сразу всю последовательность исполнения. Прежде чем начать резать, я делаю рисунок на бумаге. Затем переношу его на заготовку, и начинается процесс резьбы. Когда я рисую, провожу линию, то уже понимаю, какая она будет: выпуклая или вогнутая. Так что пластический образ создаётся ещё в голове. В процессе работы, если позволяет объём древесины, могу что-то добавить, изменить. Древесину под каждую работу подбираю сам, очень тщательно, в основном, использую липу. Материал должен быть высокого качества, нужна определённая часть ствола, чтобы со временем дерево не треснуло, не потеряло вид. Оно должно быть зрелым, правильным по размеру в диаметре».

Секреты мастерства

Готовые панно Алексей покрывает специальной мастикой, которую делает сам по старинной рецептуре на основе пчелиного воска. Благодаря ей достигаются нужные естественные оттенки, каждая деталь начинает «играть» по-своему в зависимости от освещения, композиция выглядит многоуровневой, рассматривать её можно очень долго. Особенно поражает то, как точно художнику удаётся передавать фактуру материала – металл, дерево, ткань, листва...

Каждый элемент в картинах создаётся определённым инструментом-резцом, под определённым углом и с определённой силой нажима. Резцов у Алексея очень много. Каждый из них имеет свою форму, размер и предназначение. «Многие из них выполнены по моим собственным чертежам, – рассказывает мастер. – Разложены они в особом порядке, каждый на своём месте, поэтому выбираю, почти не глядя, и редко когда ошибаюсь».

скульптура по дереву

«Волга в сердце...»

Многие сюжеты работ Алексея Князева вдохновлены родной природой, большой рекой. «У нас особенное географическое положение, ни один город не расположен так уникально, как Самара – на самом берегу Волги, практически сливаясь с ней. Ни у одного города нет такой набережной. Волга буквально протекает через нас и наполняет своей энергией, – говорит Алексей. – Меня может вдохновить какой-то предмет, явление. Я что-то увидел, и постепенно на первое впечатление накладываются всё новые ощущения и чувства, рождается идея, воплощается в образ. Бывает, я выполняю работы на заказ, но и в них я привношу что-то своё.

Среди моих работ для меня нет самых любимых, они дороги мне все, как дети. Я в хороших отношениях с теми, кто приобрёл их. За каждую я переживаю: как она там. Хотя, это нормально, ведь работы нужны людям, они не должны лежать на полках. Художник для того и работает, чтобы делиться своим творчеством с другими. Многие мои произведения «живут» за границей, в Америке, в Европе. Раньше я гордился и был рад этому, а потом понял, что лучше, когда они остаются на родине, сейчас стараюсь делать, чтобы это так и было».

В каждой работе, созданной Алексеем Князевым, есть свои уникальные особенности. Смотришь – и как будто беседуешь с художником, угадываешь его мысли, настроение, понимаешь, что главное в его творчестве – безграничная любовь к своему делу.


Автор: Юлия Леонтьева


Автор:Юлия Леонтьева