Оглавление
5#2008
Оглавление
О главном
Архитектура и строительство
Бизнес Самарской области
Города и районы Самарской области
Культура Самарской области
Летопись Самарской губернии
Национальный проект. Образование
Поколение
Сельское хозяйство Самарской области
Спорт Самарской области
Туризм в Самарской области
Фестиваль
Экономика и финансы

Самара, губерния и ее архитекторы. "Городовые" архитекторы.

— Самара
 

фото

Дореволюционная Самара, как, впрочем, и малые города ее губернии, с середины XIX века славилась своим каменными зданиями, имевшими «приятную наружность», что отмечалось многими путешественниками в своих заметках.

Кто­то считал Самару «нафабренным» и скучным «до тошноты» городом, кому­то она импонировала своим темпом жизни, разнообразными строениями. А про малые губернские города воспоминаний даже не оставляли. Облик городских улиц менялся с течением времени: появлялись новые постройки, образовывались целые кварталы и обустраивались площади.

 Практически до начала XIX века массово строились срубовые избы и обшитые тесом дома более состоятельных горожан. Довольно часто случавшиеся пожары привели к увеличению доли каменных сооружений. Но, с другой стороны, пока Самара не становится центром огромной губернии, она мало кому интересна в архитектурном плане. Лишь 1851 год приносит в ее жизнь большие перемены: поднимаются ее политический и экономический статусы, а следом их догоняет и архитектура.

 Кто же отвечал за лицо города Самары в те годы, и какое нам оставили наследство самарские архитекторы середины XIX – начала XX века?

 ТЕПЛОВ Николай Федорович

 Выпускник Санкт­Петербургского строительного училища 1857 г., работал на разных должностях в Самаре сразу после окончания учебы. С 1871 по 1874 г. – городской архитектор. Наиболее важной обязанностью было наблюдение за строительством Кафедрального собора на Соборной площади.

 ГОРДЕЕВ Константин Дмитриевич

Выпускник Санкт­Петербургского строительного училища 1881 г., работал городским архитектором (1881 – 1888). К его работам относятся: торговые ряды купца А. Чаковского (1880­е, Троицкая пл., не сохранились), баня А. Чаковского (1880­е, угол ул. А. Толстого и Некрасовской) и одна из первых реконструкций здания реального училища (1880­е, ул. А. Толстого, 31 – 33). Кроме того, он осуществлял надзор за строительством городского театра (1887 –1888, арх. М.Н. Чичагов, пл. Чапаева).

 КРИВЦОВ Яков Васильевич

Выпускник Санкт­Петербургского строительного училища 1876 г., работал на должности городского архитектора в 1880­1881 гг. Известна лишь одна его работа в городе – два корпуса Троицких торговых рядов (ул. Молодогвардейская, 53).

 ЩЕРБАЧЕВ Александр Александрович

Был наиболее активным архитектором. Он работал на посту «городового» архитектора с 1889 по 1899 г. и затем вплоть до своей смерти в 1912 г. активно занимался частной практикой в своей мастерской. Диапазон творчества А.А. Щербачева охватывает жилые особняки и дома доходного типа, здания общественного назначения, больницы и храмы. Будучи на посту городского архитектора, А.А. Щербачев сыграл большую роль в формировании облика центральных улиц г. Самары на рубеже столетий. Он принимал действенное участие в наблюдении за строительством и разработке деталей интерьеров Кафедрального собора (1869 – 1894), занимался экспертизой проектов для нового строительства и реконструкции застройки городских кварталов. Второй период творчества зодчего, чуть более длительный по времени, отличается массовой работой над проектами зданий различного назначения. Кроме того, следует отметить, что Щербачев очень часто вел техническое наблюдение за строительством зданий по собственным проектам.

фото-2

В целом его творчество отличает стилистика различных направлений эклектики. В неоренессансе спроектированы особняки А.Н. Наумова и П.И. Шихобалова (1907 и 1900, ул. Куйбышева, 151 и ул. А. Толстого, 39), Л.С. Аржанова (1898, ул. А. Толстого, 6), здание Азовско­Донского и Государственного банков (1900­е и 1890­е, ул. Куйбышева, 68 и 112). Явное влияние направления «неогрек» прослеживается в домах Поплавского (1902, ул. Куйбышева, 125),Г.Н. Неклютина (1901, ул. Венцека, 48), здание Хлебной биржи (1896, ул. Ст. Разина, 3­а) и 1­ой мужской гимназии (1899, ул. Галактионовская, 141).

В отдельную группу можно выделить несколько зданий, выдержанных в мавританском стиле – дома Белоусова и Серебрянникова (1898 и 1900­е, ул. Куйбышева, 72 и ул. Ст. Разина, 41), в романтическом направлении – особнякИ.А. Клодта (1899, ул. Куйбышева, 139).

В этот же период творчества – 1890­е гг. архитектор успешно проектирует в одном из направлении русского стиля – кирпичном – дома доходного типа купца М.Д. Челышева (1895 и 1899, ул. Фрунзе, 56 и ул. Красноармейская, 60), дом Каргиной (1890­е, ул. Млодогвардейская, 59), здания торгового пассажа купчихи М.М. Дьяковой (1899, ул. Самарская, 61), городского 6­классного училища (1899, ул. Чапаевская, 186) и Кирилловский ночлежный дом (1898, ул. Пионерская, 84). Для работ Щербачева в русском направлении стиля эклектики характерно использование симметричного построения композиции главного фасада, обилие мелкого декора, равномерно покрывающего плоскость стен, традиционные шатровые башенки, акцентирующие углы и центральную часть композиции.

фото-3

Кроме того, в этот период Щербачев занимался реконструкцией и расширением некоторых храмов города: Петропавловского, Покровского, Вознесенского, Ильинского; сделал проект церкви Мариинского детского приюта Веры, Надежды, Софии и Любови (1896,
ул. Чапаевская, 136).

Можно выделить несколько промышленных зданий: кузница на территории Жигулевского Пивоваренного завода (1898, Волжский пр., 1) и мельница А.Я. Стройкова и К. и С. Якимовых (1902, ул. Водников, ).

Как отмечалось, еще в начале XX в. Щербачев «не гонялся за крикливыми формами современного искусства» – в его работах встречаются лишь отдельные элементы декора, характерные для модерна, но часто используется принцип «свободной планировки». Проекты 1900­х гг. отличаются попытками архитектора приблизиться к модерну – часть интерьеров и декор фасада особняка П.И. Шихобалова (1905, ул. Венцека, 55), решение фасадов зданий больницы А.Н. Шихобалова (1906­1908, ул. Ленинская, 75) и 2­ой мужской гимназии (1908, ул. Фрунзе, 138). Среди проектов этого периода необходимо выделить здание церковно­учительской школы за Молоканским садом (1900­е, ул. Свердлова, 2) с явными тенденциями неорусского стиля.

Последняя работа Щербачева – переработка проекта особняка В.М. Сурошникова (1910 – 1914, ул. Пионерская, 22), эскиз которого был разработан Ф.О. Шехтелем, и техническое наблюдение за его постройкой до 1912 г.

фото-4

 МОШКОВ Георгий Николаевич

Ученик Щербачева – начал свой творческий путь в конце 1890­х гг. По его проектам в Самаре было построено более 30 каменных зданий. Его специализацией были трех­ и четырехэтажные дома доходного типа с малопластичными фасадами. Причем первые самостоятельные работы Мошкова, построенные до 1910 г. и выдержанные в русском стиле, несут в себе явное подражание А.А. Щербачеву – дом Т.А. Кудряшова (1901, ул. Галактионовская, 41), А.Я. Покидышева (1904, угол Пионерской и Ст. Разина). В неоренессансе выполнены особняки О.Г. Гиршфельда (1903, ул. Фрунзе, 75), А.Т. Кудряшова (1906­1907, ул. Фрунзе, 79) и Жоголева (1900­е, ул. Галактионовская, 57).

Одна из лучших работ Мошкова – винный склад купца Т.И. Иванова (1906­1908, ул. Венцека, 61/39) с обильным декором второго этажа и фигурами кариатид, поддерживающими эркер торцовой части здания.

Некоторые работы Мошкова представляют собой некий симбиоз эклектики и модерна. Так доходные дома С.А. Филимонова и
В.С. Лебяжинского (1907 и 1910, ул. Л. Толстого и ул. Л. Толстого, 72) несут в себе элементы модерна. Наиболее приближен к романтическому направлению модерна дом Любимова (1912, ул. Куйбышева, 71) с асимметричным построением фасада и необычностью форм.

Наиболее интересным в творчестве Мошкова представляется проект доходного дома строительного подрядчика А.И. Юрина (1912,
ул. Некрасовская, 46), выполненный в неорусском стиле с укрупненными элементами декора фасада и металлическим ограждением балконов в стиле модерн.

 УШАКОВ­РЕШЕТНИКОВ Яков Степанович

      Получил образование в мастерской у Щербачева. Из его проектов можно выделить дом П.В. Щетинкина (1909­1910, ул. Молодогвардейская, 69/67) с чередованием крупных плоскостей остекления оконных проемов и простенков, лишенный всякого декора. Расположение здания и объемно­пространственная композиция вполне отвечают принципам модерна, хотя внешний облик тяготеет практически уже к конструктивизму. Вторая яркая работа Решетникова – доходный дом С.А. Гринберга (1911, ул. Куйбышева, 32) с оригинально решенным порталом главного входа – подобие портика, обрамленного скульптурами, что, с одной стороны, является неотъемлемым элементом модерна, с другой – использование классических элементов – явное тяготение к неоклассицизму.

 ЗЕЛЕНКО Александр Устинович

Выпускник ИГИ 1894 г. Его можно назвать архитектором, который первым осуществил постройку в стиле модерн. Он начал работать еще в Земской Управе в 1898 г.; с 1900 г. Зеленко работал на посту городского архитектора до 1901 г. Его первые самарские работы – проект здания Земской Управы (1899, ул. Фрунзе, 116) и реконструкция здания Русского Торгово­Промышленного банка (1900, ул. Пионерская, 48) выполнены в традиционном направлении эклектики – русском стиле.

В эклектике, но уже с элементами стиля модерн, было спроектировано здание торгового дома А.Н. Пермяковой (1901, ул. Молодогвардейская, 70) – симметричная композиция фасада, сочетающаяся с по­новому трактованными классическими элементами декора, и огромные окна­витрины, пропорции и очертания которых заимствованы из модерна.

Первым зданием в стиле модерн в Самаре стал собственный особняк архитектора (1900 – 1901, ул. Самарская, 179). Внешний облик здания, несомненно, навеян образами средневековых замков, что подчеркивает асимметричная композиция. Лаконичный декор здания с укрупненными деталями (что стало характерным для творчества Зеленко) подчеркивает пластику фасада. Массивность стены противопоставлена ажурным металлическим деталям.

Наиболее яркая работа Зеленко – особняк А.П. Курлиной (1903, ул. Красноармейская, 15). Сложная гармоничная композиция здания создает живописность фасадов, отдельные объемы, вырастающие один из другого, придают особую подвижность восприятия. Применение новых материалов для декора – изразцовой плитки и кованого металла, лепного орнамента формирует индивидуальный облик особняка. Стилизованный мотив бабочки использован автором для решетки ограждения и створок ворот. Планировка и интерьеры парадной части здания также выдержаны в стиле модерн. Каждая из комнат имеет свой художественный образ.

 КВЯТКОВСКИЙ Михаил Фомич

Творчество архитектора характерно увлечением декоративным и романтическим направлениями модерна. По яркости и выразительности образа зданий его можно поставить в один ряд с зодчим А.У. Зеленко. Немногочисленные работы Квятковского в декоративном направлении модерна отличаются не только оригинальностью лепного декора, но и лаконичностью: здание ресторана и концертного зала «Аквариум» (1906, ул. Самарская, 95), реконструкция гостиницы «Гранд­Отель» (1908, ул. Куйбышева, 111), особняк Е.Ф. Новокрещеновой (1909, ул. Фрунзе, 144), особняк А.Ф. Нуйчева (1911­13, угол Рабочей и Самарской).

Попытка создания романтического образа готического замка прослеживается в проекте реконструкции доходного дома Субботиной­Мартинсон (1914­1916, ул. А. Толстого, 30) – с одной стороны готические башенки­фиалы, стрельчатые завершения окон, с другой – все­таки типичные для модерна орнаментальные вкрапления и лепные барельефы.

 ВЕРНЕР Дмитрий Александрович

Выпускник ИГИ 1896 г., работал на посту городского архитектора с 1910 по 1916 г. Среди его проектов – жилые и общественные здания, промышленные сооружения.

В традициях модерна выполнен проект торгового дома братьев Матвеевых (1912, ул. Молодогвардейская, 69), проекты особняка Общественного собрания (1911 – 1913, ул. Куйбышева, 157) и здания Новотроицкого Торгового корпуса (1914, ул. Молодогвардейская, 53). Если при проектировании особняка архитектор использует необычный декоративный прием – аппликации из металла по глазурованной плитке на плоскости стены, то во втором – он вообще отказывается от каких­либо украшений: крупные оконные проемы чередуются с узкими простенками, четко показывая структуру конструкций.

В последнем предреволюционном этапе творчества Д.А. Вернера появляются жилые дома и общественные здания в стиле неоклассицизм – доходный дом Егорова­Андреева (1911 – 1913, ул. Некрасовская, 61). Классицистическое оформление фасада дома мало отвечает его внутренней структуре, что полностью соответствует тенденциям неоклассицизма 1910­х гг.

В целом Вернер сыграл немалую роль в застройке исторического центра города Самары 1910­х гг. не только собственным проектами, но и принципиальным, требовательным отношением к проектированию и строительству зданий. В период его работы на должности городского архитектора гораздо больше внимания уделялось применению современных строительных материалов, качеству реконструкции и нового строительства фоновой застройки. По количеству осуществленных проектов его можно сравнить только с А.А. Щербачевым или
Г.Н. Мошковым.

 ЧЕРНОМОРЧЕНКО Федор Андреевич

Выпускник ИГИ 1896 г. Городской архитектор с 1901 по 1910 гг. Его творчество отличает симбиоз эклектики и модерна.

Самостоятельных работ Черноморченко очень мало – всего несколько общественных зданий: Коммерческое училище (1902, ул. Молодогвардейская, 194), больница И.М. Плешанова (1903, ул. Молодогвардейская, 202) и 2­я женская гимназия (1910, ул. Молодогвардейская, 196), мукомольная мельница В.Н. Неклютина (вторая половина 1900­х), жилой дом Гребежова (1900­е, ул. Молодогвардейская, 78­82) и дача В.Н. Неклютина (1900­е, Барбошина поляна). В основном он занимался проектами общегородского значения – делал план 5­го конно­артиллерийского дивизиона (1910), городских казарм (1909 – 1910) и привязку зданий городских училищ. Его ранние работы отличаются использованием классических форм для оформления фасадов, с одной стороны, с другой – воеобразным рационализмом, присущим позднему модерну.

 ТЭПФЕР Владимир Владимирович

Соавтор дачи К.П. Головкина в стиле модерн (1907, ул. Советской Армии, 298) и автор нео­ классического доходного дома В.М. Сурошникова (1910­е, ул. Фрунзе, 87­89), занимал должность городского архитектора с 1916 по 1918 гг.

 

В следующем номере – рассказ о губернских архитекторах рубежа XIX – начала XX веков.

 

Автор: Наталья Басс


Автор:Наталья Басс