Оглавление
5#2008
Оглавление
О главном
Архитектура и строительство
Бизнес Самарской области
Города и районы Самарской области
Культура Самарской области
Летопись Самарской губернии
Национальный проект. Образование
Поколение
Сельское хозяйство Самарской области
Спорт Самарской области
Туризм в Самарской области
Фестиваль
Экономика и финансы

"Золотая репка" образца 2008 года

 

С 8 по14 сентября в Самаре прошел VIII Всероссийский фестиваль искусств для детей и молодежи «Золотая репка». Родившийся в начале 1990­х годов, этот фестиваль сразу стал событием в культурной жизни не только нашего города, но и страны в целом. То было время сложной политической и экономической ситуации в России, от которой в значительной степени пострадали и театры. Рухнула существовавшая десятилетия гастрольная система, и фестивали стали един­ственным средством общения театральных работников – актеров, режиссеров, художников. 

За время своего существования «Репка» стала площадкой, на которой свои лучшие спектакли показали многие детские и взрослые театры нашей страны и зарубежья. Успешность фестиваля определяется его создателями и творческими вдохновителями, в числе которых выдающийся театральный деятель руководитель художественных программ «СамАрта» народный артист России Адольф Шапиро, московский драматург Михаил Бартенев, конечно же, директор театра Сергей Соколов и вся его театральная команда.

Фрагмент спектакля

Своеобразным напутствием нынешнему фестивалю стали слова Адольфа Шапиро: «Сентябрь, Волга, «СамАрт», славный фестиваль «Золотая репка» – что еще надо, чтобы состоялся театральный праздник? Да, спектакли! Надеюсь, что они дадут повод всем приехавшим в Самару и для радости, и для размышлений об искусстве театра для детей».

В этом году фестиваль вышел на новую орбиту, стал местом не просто показа лучших спектаклей для детей, но и серьезного диалога детского театра и его аудитории. В нашей стране, да и во всем мире накопилось немало проблем по воспитанию детской зрительской аудитории, развитию театральной педагогики, применению театральных технологий в современной школе, укреплению роли семьи и школы в воспитании театральной культуры.

Этим вопросам был посвящен включенный в программу фестиваля форум «Современный театр для детей: диалог театра и школы» с участием видных отечественных и зарубежных театральных деятелей и педагогов. В рамках форума прошла международная конференция «Театр. Посредник. Зритель», на которой с докладом выступил генеральный секретарь Международной ассоциации детских театров АССИТЕЖ Ивица Симич (Хорватия). В дискуссии приняли участие директор и научный руководитель Высшей школы деятелей сценического искусства при Российской академии театрального искусства профессор Геннадий Дадамян, Адольф Шапиро, генеральный директор фестиваля «Золотая маска» лауреат Государственной премии России Мария Ревякина.

Прошли также научно­практическая конференция «Театр. Школа. Дети», круглый стол, посвященный проблемам театральной педагогики для детей, а также тренинги «Театральная мастерская – европейский стиль», которые вели театральный педагог из Германии и театральный продюсер из Великобритании.

Интересной страницей фестиваля стала лаборатория «Молодая режиссура. Спектакль для маленьких», первый опыт которой был предпринят на прошлой «Золотой репке». На этот раз программа лаборатории была глубже и шире. Нескольким молодым режиссерам предложили один и тот же сюжет по мотивам сказки «Курочка Ряба» для постановки мини­спектакля. Каждый из них нашел себе драматурга, в Самаре им предоставили актеров. В течение нескольких дней, находясь на «ост­рове» – без общения с окружающим миром, они под руководством опытных мастеров – директора екатеринбургского фестиваля «Реальный театр» Олега Лоевского и драматурга Михаила Бартенева, занимались реализацией своих творческих замыслов, а затем продемонстрировали результаты своей работы на завершающей стадии фестиваля.

В течение шести дней на разных сценах Самары свои спектакли показали театры юного зрителя из Москвы, Екатеринбурга, Ульяновска, Омска и Саратова, санкт­петербургская «Экспериментальная сцена под руководством Анатолия Праудина», Российский академический молодежный театр, а также зарубежные гости: театр Credo из Болгарии и Velo из Франции.

Основной упор на нынешнем фестивале был сделан на спектакли, адресованные детской аудитории. Любопытны и жанры этих представлений: «спектакль­путешествие», «причастный оборот в двух действиях», «игры детских человеков или взрослых детей для детей и взрослых».

Прежде всего хочется отметить наших земляков – хозяев фестиваля – самарский театр юного зрителя «СамАрт», который выглядел на редкость достойно и по представленным названиям, и по художественному уровню – режиссуре, актерскому мастерству и оформлению спектаклей. «СамАрт» открыл и закрыл фестивальную программу выпущенными в предыдущем сезоне премьерами русской классики – «Талантами и поклонниками» А. Островского в постановке Анатолия Праудина и «Ревизором» Н. Гоголя в постановке Александра Кузина.

Хочется особо подчеркнуть, что никакая традиционность режиссуры – а эти постановки во многом традиционны – не выглядит устаревшей и малоубедительной, если режиссеру удается убедительно раскрыть глубины человеческих характеров и логически выстроить вязь взаимоотношений между персонажами, а актерам – достичь подлинной психологической достоверности своего сценического существования. Все это, на мой взгляд, как раз и отличает обе работы «СамАрта».

Специально к фестивалю «СамАрт» подготовил премьеру – спектакль по пьесе Михаила Бартенева «Жил­был Геракл». Это вторая страница театрального проекта, посвященного памяти известного голландского деятеля детского театра Рэя Нусселяйна. Первой страницей проекта явился показанный впервые на прошлой «Репке» бартеневский «Счаст­ливый Ганс» в постановке Александра Кузина.

Над «Гераклом» работала группа мастеров из Эстонии – режиссер Ааре Тойка, художник Инга Верес и менеджер Тина Ребен в компании с самарским композитором Василием Тонковидовым. Спектакль – глубокое по смыслу и оригинальное по форме сценического воплощения представление. По существу это своеобразный диалог со зрительным залом, в котором нарочитая наивность пересказа подвигов сказочного Геракла сочетается с приглашением к серьезным философским размышлениям о жизни и о самом большом ее благе – свободе. Ради этой самой свободы, которая обещана Гераклу жалким Эврисфеем, ставшим по воле случая царем древней­древней Греции и повелителем Геракла, совершает он свои немыслимые подвиги. Правда, о свободе никто из персонажей пьесы, в том числе и сам Геракл, не имеет никакого представления. Высокая мечта в конечном счете так и осталась недостижимой для Геракла, но ради нее стоит жить и совершать подвиги. Потому что, как сказал один из персонажей пьесы, «свобода – она, как песня».

Старейший в российской провинции Саратовский театр юного зрителя имени Ю. Киселева показал один из самых пронзительных спектаклей, представленных на нынешней «Репке» – «современную сказку» Виктора Ольшанского «Зимы не будет». Когда луч прожектора постепенно осветил пространство, на котором разворачивается действие, зрители, расположившиеся здесь же на сцене, увидели некую идиллическую, романтическую мизансцену: группу прильнувших друг к другу одетых во все белое персонажей. Пожилая бабуся запевает задушевную лирическую песню.

Свет погас, а уже через несколько секунд взору предстал запущенный, огражденный глухим забором двор городского предместья, в центре которого огромное старое дерево, а в углу – заброшенный, насквозь проржавевший вагончик, бывший некогда торговой точкой «Овощи и фрукты». Панорама города со светящимися окнами домов – где­то далеко, как марево настоящей жизни. Абсолютно реалистичная, как бы выхваченная из повседневности картинка настраивает на восприятие вовсе не сказочной, а вполне бытовой истории. То, что происходит в спектакле, и действительно, вполне реально, только совсем не походит на благостную романтическую историю. Спектакль – о человеческой трагедии: о старой женщине, которую ее благополучный сынок выгнал из дому и которая вынуждена ютиться в абсолютно не пригодном для жилья, лишенном света и тепла вагончике.

И в то же время это сказка: в числе персонажей – четыре брошенных и находящихся на попечении тети Паши кота, то самое дерево, автомобиль… Все они, и в особенности коты, каждый по­своему сопереживают человеческой беде, еще и потому, что это и их собственная беда. Тетя Паша наотрез отказывается от теплого угла в квартире, ценой которого должны стать брошенные на произвол судьбы живые существа. Они же лихорадочно ищут выход из тупика: скоро зима, а значит, и верная погибель. «Мудрое» дерево уверено, что зима наступит только тогда, когда с его веток упадет последний листок, а значит, опавшие листья нужно вновь укрепить на ветках. Но это, конечно же, наивное заблуждение: естественный круговорот природы изменить нельзя, и у персонажей пьесы по существу нет выхода. Мы расстаемся с ними в преддверии грозящей им неминуемой беды.

Но если по замыслу режиссера­постановщика Екатерины Гороховской в сердцах юных зрителей должна запечатлеться именно эта жестокая, без идиллических иллюзий правда реальной жизни, в которой нередко бал правят жестокость, бессердечие и холодное равнодушие, не совсем уместным кажется эпилог спектакля, буквально повторяющий его романтический зачин.

Пьеса современного шведского драматурга Маттиаса Андерса с длинным­предлинным названием «Преступление, помощь на дому, наказание, деньги, убийство старушки» по существу представляет собой парафраз «Преступления и наказания» Ф. Достоевского. Именно этим, а еще возможностью поэкспериментировать по части формы сценического действа, заинтересовала она Эдуарда Терехова – главного режиссера молодого ульяновского театра юного зрителя «NEBOLSHOY ТЕАТР». Жанр спектакля обозначен как «трагифарс об этой…жизни в стиле shapito». Эпитет, который скрывается за многоточием, можно легко воссоздать, исходя из общего достаточно жесткого, подчас шокирующего колорита спектакля, рассчитанного на привлечение молодежной аудитории – пусть пока что посредством некоего эмоционального шока.

Кстати, персонажами этого спектакля, как и самартовским Гераклом, движет стремление обрести свободу. Однако здесь она воспринимается вполне конкретно: «…у нас будет много денег, и надолго. И вот тогда наступит свобода!». В финале спектакля иллюзии рассеиваются. Персонажи сбрасывают с себя маски, собирают реквизит, снимают нависающие над ними и как бы сковывавшие их в течение всего действия сети. Актеры покидают совершенно пустую, одетую во все черное и уже готовую для новых лицедейств сценическую площадку.

А вот омские тюзовцы предпочли обойти острые коллизии нашей жизни, ограничившись утверждением своим спектаклем неких нравоучительных сентенций о верности, доброте, долге. Таковы «Сказки почтальонов и разбойников» по Карелу Чапеку в постановке Владимира Ветрогонова. В этом спектакле две безобидные сказочные истории разыграны одна за другой в расхожей, доминировавшей некогда в детском театре развлекательно­нравоучительной бесконфликтной манере.

Одни из самых ярких зрительских впечатлений связаны со спектаклями зарубежных участников «Репки». Театр Credo из столицы Болгарии Софии показал сценическую фантазию по одноименной повести Н. Гоголя «Шинель». Персонажи спектакля Панас и Грицко, роли которых исполняют Нина Димитрова и Васил Василев­Зуек, сошли со страниц совсем другого гоголевского произведения – «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Они рассказывают свою версию печальной истории о несчастном Акакии Акакиевиче – ничтожном петербургском чиновнике, весь мир которого был сконцентрирован на шинели, пропажа которой оказалась для него смертельным ударом.

Спектакль, представляющий собой сплав блестящей клоунады и эксцент­рики, драматического и кукольного театров, о том, как человеческая душа может в конечном счете вырваться из тенет несвободы. В нем привлекают оригинально выстроенные мизансцены, яркие актерские индивидуальности исполнителей, их выразительная пластика, богатейшая мимика и умение филигранно работать с предметами.

«Почтальон» французского Velo­Театра – удивительное по своей доброте, искренности и профессиональному мастерству кукольное действо. Единст­венный персонаж спектакля – Почтальон, в продолжение всего длящегося более часа действия не покидает сцену. В полном молчании он возится с фургоном, который прицеплен к велосипеду и доверху заполнен самыми разными по размеру посылочными коробками, внутри каждой из которых прячутся удивительные ландшафты необыкновенной кукольной страны со «всамделишными» горами и пещерами, долинами и озерами и даже с дымящимся вулканом. Там обитают диковинные зверушки и птицы, носятся автомобили и плавают кораблики. Все это настолько необычно и увлекательно, что и сам Почтальон не может удержаться, чтобы не запечатлеть увиденное крохотным фотоаппаратом.

Наблюдая жизнь кукольной страны, забываешь о том, что именно он – Почтальон, а точнее исполняющий эту роль Шарло Лемойен, «оживляет» и одухотворяет всех крошек­персонажей, делая это с филигранным мастерством и ловкостью. Актер абсолютно органичен и свободен в своем сценическом существовании и настолько искренен, что кажется, будто он только сейчас впервые соприкоснулся с волшебным кукольным миром и не перестает искренне, как ребенок, удивляться ему.

Таким образом, на нынешней «Репке» оказались заявленными по существу все ипостаси и тенденции современного театра для детей и юношества. Были на ней и фундаментальные прочтения классической драматургии, и острая современная тематика, и вольные фантазии на хрестоматийные сюжеты. Были спектакли, поставленные в традиционной реалистической манере, и представления­игры, в которых ставка делалась прежде всего на некую необычность и даже эпатажность режиссерского решения и используемых художественных средств. Были спектакли серьезные, рассчитанные на вдумчивое восприятие взрослой и детской аудиторией, а были и зрелища попроще, с некой долей анахронизма, которые, как показалось, изначально адаптированы для ребятишек­глупышей –
в традициях советских тюзов.

Следующая – девятая по счету «Золотая репка» – ровно через два года.

 

 

 

 

Автор: Валерий Иванов


Автор:Валерий Иванов