Оглавление
05#2007
Оглавление
Бизнес Самарской области
Города и районы Самарской области
Гражданское общество
Летопись Самарской губернии
Политика и власть
Пресс-служба
Туризм в Самарской области
Фестиваль
Экология

Чему учить детей в 21-м веке?

 

Игумен Вениамин (Лабутин),

кандидат богословия, председатель отдела

религиозного образования и катехизации

Самарской епархии:

 

- Знаете, есть такая китайская притча. Дети очень брезговали отцом-стариком: ел он медленно, слюна у него текла, и падал он, разбивал миску и плошку. И стали его кормить в прихожей. Сделали ему деревянную чашку и ложку. Даже за стол с собой не сажали - брезговали. Отец смиренно это все воспринял. И вдруг они идут и видят, что их маленький сынишка что-то режет. Его спросили: “Что ты делаешь?” А он ответил: “Режу миску, из которой буду вас кормить, когда вы будете старыми”.

Воспитание - это не только слова, это образ жизни. Задайтесь таким вопросом: большинство революционеров, возьмем, например, Чернышевского, как ни странно, были выходцами из глубоко религиозных семей. Но религиозных на первый взгляд - из тех, кто много говорил о вере, но этот идеал мало являл в себе. Ребенок очень четко чувствует фальшь. Когда он видит, что родители и учителя говорят одно, а сами живут по другим законам, начинает презирать их систему ценностей. В этом вся беда состоит, понимаете? Надо не только говорить о добре, о Боге, о любви, но самому эти принципы являть. Потому что если священник говорит о посте, а сам ест скоромное, то и прихожане пойдут за ним. То же самое с учителем - если учительница, допустим, говорит, что курить вредно, а саму ее девочки видят в туалете с пачкой сигарет. Вот тут учитель и родители должны пример являть - иначе ничего у нас не получится.

 

Виктор Сойфер,    

ректор “Самарского государственного аэрокосмического университета

им. ак. С.П. Королёва”:

 

- В XXI веке детей надо знакомить, прежде всего, с общечеловеческими ценностями, с такими понятиями, как справедливость, достоинство и, конечно, совесть. Эти ценности в обществе во многом утрачены, девальвированы и размыты.

Детей надо учить грамотно излагать свою мысль - устно и письменно, учить делать прикидочные оценки и расчёты без применения компьютерной техники, по возможности детям надо вернуть культуру чтения книг в их оригинальном издании, а не в виде дайджестов и комиксов.

Имеем ли мы вообще право воспитывать детей, “навязывая” им наши правила и представления, или этот процесс необходим (неизбежен)?

Мы обязаны воспитывать своих детей, прививая им духовные, нравственные ценности, давая представления об окружающем их мире, приучая к необходимости следовать общечеловеческим правилам поведения. Взрослый человек должен стремиться к тому, чтобы быть достойным воспитывать своих детей. Можно воспитывать детей и на своем отрицательном жизненном опыте, но недопустимо воспитание детей во лжи и лицемерии.

Что такое воспитание - слова, которые мы говорим, или наши дела, поступки, образ жизни?

Есть один способ воспитания - это воспитание личным примером.

 

Елена Савина,

директор школы “Творчество”:

 

- Что такое воспитание? Это развитие мотивации на духовность, на жизненный успех.

Душа человека должна трудиться, и процесс духовного совершенствования должен быть непрерывным. Главное, я считаю, это расширение картины мира у ребенка. Он мал, мал его опыт, его знания, и все это приводит к тому, что маленький человек теряется в огромном мире сложных отношений, непонятных правил и условностей мира взрослых.

И поэтому, чем шире горизонты знаний, тем выше точка обозрения и человеческой зрелости.

Человеку будущего совершенно необходимы такие качества, как толерантность и гуманизм. Без умения сопереживать, понимать и прощать мы не выживем. Сегодня человек все больше замыкается на своих проблемах, на личной жизни. С одной стороны, это понятно, потому что мы живем в очень трудное время - время разъединенности людей и духовной нищеты. (Передел собственности и дележ доходов не способствуют единению). Но, с другой стороны, воспитание творчеством может объединить наш народ в единое духовное братство.

Ключевая фигура ХХI века - учитель. Чему учить - понятно, а вот кто и как это будет делать - это пока вопрос. Сегодняшняя система образования учителей настолько устарела, что мне частенько самой приходится порядком потрудиться, прежде чем новый педагог займет достойное место в слаженной работе нашего педагогического коллектива единомышленников. А иначе - невозможно.

 

Валерий Кравченко,

генеральный директор “КДК”:

 

- Ребенок - это чистый лист. А родители - это художники, у которых кисти и краски. Каждый мечтает написать шедевр, но не у каждого получается. Шедевры крайне редки не только в искусстве, но и в воспитании. Первое, что формирует личность, - это нравственный уровень семьи. Второе - это личный пример. Когда сын ежедневно видит, как его отец относится к его матери, к работе, к людям... Ведь ребенок - это губка, которая впитывает и хорошее, и плохое. Поэтому совершенно верна пословица “яблоко от яблони недалеко падает”. И когда говорят, что у приличных родителей дети становятся подонками, я не верю, значит, они просто очень тщательно скрывали свои пороки. Какие мы - такие и наши дети.

Что воспитывать в детях в XXI веке? Я думаю, что те же качества, что были ценны всегда: честь, совесть, милосердие, сострадание, великодушие, благородство.

Сегодня в обществе произошел перекос - слишком много внимания материальному.

В семье чаще всего ведутся разговоры о деньгах. У ребенка формируется неверное представление о жизни, где приоритетным является благосостояние. Страдает духовность. В воспитании должна быть гармония.

 

Мария Воронина,

председатель Самарского регионального отделения конфедерации деловых женщин,

директор художественной галереи “Мария”:

 

- Наверное, кто-то другой скажет о том, что надо воспитывать культурных, добрых, отзывчивых, милосердных детей. Мне как матери, воспитавшей двоих, этот вопрос кажется чрезвычайно важным. Но проблема не в том, чтобы воспитать умного и здорового человека, а в том, чтобы воспитать настоящего мужчину и настоящую женщину. Посмотрите, как недолговечны современные браки. Они распадаются очень быстро, ломаются судьбы детей, а в результате идет деградация общества.

Почему это происходит? Я думаю, еще и потому, что мы растим безответственных, безынициативных, избалованных детей. Посмотрите - большинство молодых людей ищут работу, где бы можно было не работать. Они не хотят работать головой и не умеют руками. А девочки... Современная девушка выходит замуж,   совершенно не умея вести домашнее хозяйство: зашить, убрать, приготовить - проблема. Какая получится у них семья? Каких они смогут воспитать детей?

С экранов телевизора, со страниц гламурных журналов девочке буквально вдалбливают, каких размеров должна быть ее фигура, как она должна одеваться, какую иметь машину, чтобы жизнь была “в шоколаде” - наслаждайся, живи для себя... И никто не объяснит наивному подростку, несмело ступающему в жизнь, что женятся не на топ-моделях и не на роковых красавицах, а на настоящих женщинах - способных родить здорового ребенка, создать уют и благополучную семью, быть верной и любящей половиной, а не эгоцентричной “стервой”.

А мужчина, я считаю, должен формировать положительный пример отца, воспитывая ответственность, волю, целеустремленность и трудолюбие.