Оглавление
05#2007
Оглавление
Бизнес Самарской области
Города и районы Самарской области
Гражданское общество
Летопись Самарской губернии
Политика и власть
Пресс-служба
Туризм в Самарской области
Фестиваль
Экология

Александровский мост - объект стратегического патриотизма

— Октябрьск
 

Костычи, Батраки, Правая Волга, Первомайск, Пристань-Батраки - так назывались села и поселки в начале ХХ века, а сегодня районы города Октябрьска, расположенного вдоль правого берега Волги, в западной части Самарской губернии. Тянется городок по высокому берегу, по зеленым, цветущим холмам. Город как город, похожий на многие малые города России, но есть у него своя неповторимая изюминка, которая отличает его от остальных - железнодорожный мост.

Александровский, Красный Александровский, Волжский, Сызранский - это названия одного и того же железнодорожного моста через реку Волгу в районе Октябрьска Правая Волга. Мост открыт 30 августа 1880 года, в день тезоименитства императора Александра II, и назван в его честь - Александровским. Соединив Запад с Востоком, Сибирь и Среднюю Азию, мост стал главной железнодорожно-транспортной артерией, важным стратегическим объектом.

...

В апреле 1942 года три дивизиона 767-го ЗАП были направлены на станцию Батраки для организации противовоздушной обороны моста через Волгу, станции и бензохранилища. С разных городов и сел Поволжья потянулись в полки противовоздушной обороны сотни девчат. Пройдя курс молодого бойца, торжественно приняв присягу, “солдаты в юбках” были распределены по подразделениям, и у девчат началась усиленная учеба. А ближе к осени всё больше раздавалось не учебных, а самых настоящих боевых тревог.

Рано утром 4 октября 1942 года в дивизионах объявили боевую тревогу и молодые солдаты стали участниками и свидетелями мужественного поступка советского летчика. Службы военной разведки обнаружили немецкий бомбардировщик Ю-88, направлявшийся в сторону моста. По тревоге были подняты три истребителя МиГ-3 в составе совсем молодых летчиков 802-го полка ПВО: Шутова, Стрельцова и Бакулина. “Юнкерс” шел на высоте 7000 метров в твердой уверенности, что его не перехватят, но тройка истребителей вступила в бой. Огнем бортового оружия бомбардировщика был поврежден самолет Стрельцова, и он ушел на запасной аэродром “Кузнецк”. В азарте боя израсходовал боезапас Бакулин и тоже ушел в сторону. Кончились снаряды и у Николая Шутова, но, оставшись один на один с очень мощной вражеской машиной, он продолжал преследовать врага. Пытаясь уйти от истребителя, “Юнкерс” вошел в пике, которое оказалось для него смертельным. Шутов протаранил бомбардировщик. Немецкий экипаж выбросился на парашютах и вскоре был взят в плен. Однако сам Шутов не смог выбраться из сильно поврежденной машины и разбился вместе с ней в районе села Баклуши Ульяновской области. Николаю Шутову был 21 год.

Отважного летчика похоронили на кладбище города Сызрани. За доблесть и мужество Указом Президиума Верховного Совета СССР Н.Ф. Шутов посмертно награжден орденом Ленина. В общей сложности в 42-м году немецкие самолеты оказывались в зоне действия Куйбышевского дивизионного района 54 раза, но сбит был только один самолет - летчиком Николаем Шутовым.

Тогда для девичьего состава 767 зенитно-артиллерийского полка боевые награды были еще впереди. В ночь с 3 на 4 июля 1943 года бомбардировщик “Хенкель -III” совершил налет на мост. “Приближение цели к зоне огня определялось по звуку (шуму) самолета. Каждый имел свой отличительный и характерный звук, который знали все, и особенно разведчики”, - из воспоминаний прибориста Кати Грачевой. Батареи открыли шквальный заградительный огонь, не дав самолету произвести прицельный сброс бомб. Одна из бомб взорвалась в районе водонапорной башни лесопильного завода, а вторая не взорвалась. У железнодорожного полотна разъезда Правая Волга к утру бомба была извлечена и обезврежена.

 

К лету 1944 года боевая задача 767-го ЗАП практически была выполнена, и весь полк перебросили на фронт, на территорию Польши, где он и дислоцировался до конца войны. “13 мая 1945 года объявлен командованием первый за всю войну выходной день. 18 июля 1945 года мы - девушки и солдаты старших возрастов - под командованием командиров батарей и взводов направились на сборный пункт дивизии для последующей отправки домой”, - из воспоминаний Симы Шикиной, дальномерщицы 7-й батареи 767-го ЗАП. Из пожелания Маши Родионовой, комсорга управления дивизиона, младшему сержанту Зине Богатиковой: “Зина! Вспомни эти дни, наши трудности. Они принесли в твою жизнь много нового, обогатили опытом. Пусть, как мираж, в твоей памяти проносятся иногда дни Отечественной войны. Вспомни родные Батраки, наш путь от Волги до Вислы, наши беседы и шутки. Пусть всё прошлое станет дорогим. Сегодня ты оставляешь нас, едешь к новым людям. Желаю тебе найти в них таких же друзей, как и ты. Будь счастлива, не забывай сержанта”.

Встретившись через 40 лет после Победы в городе Октябрьске, ветераны 767-го ЗАП оставили память о своей службе - открыта мемориальная доска на бывшем здании штаба на станции Батраки, проведены многочисленные встречи со школьниками, шествие и возложение цветов к мемориалу погибших, заложена Аллея Славы, и все это произошло 18 мая 1985 г.

Встретившись, они уже не увидели в прежнем виде важного стратегического объекта - однопутного железнодорожного моста, который защищали на берегах Волги с 1942 по 1944 годы.

В 1946-47 г.г. начинается возведение второй очереди моста по проекту инженера Мостотреста Жукова, который предложил возводить опоры на ледорезных частях действующего моста. И опять Александровский мост “отличился” - данный способ был впервые применен в мостостроении. 31 декабря 1951 года открыт второй путь, мост был принят в эксплуатацию. Начиная с 1956 года, были заменены исторические “Александровские” пролеты на старом мосту - все пролеты, кроме тех двух, которые восстанавливали в далеком 1919-м. Лишь спустя 85 лет “революционные” пролеты заменили.

В честь 50-летия Великой Победы в Октябрьске состоялась очередная встреча ветеранов 767-го зенитно-артиллерийского полка. Сильно поредела колонна ветеранов, с каждым годом все меньше остается свидетелей тех страшных лет, так стойко и мужественно вынесших на своих хрупких плечах все трудности и лишения. На одной из вершин, где располагался боевой расчет, открыт обелиск в память о защитниках города в годы Великой Отечественной войны. 9 мая 2007 года на волжском берегу, где дислоцировался командно-наблюдательный пункт, будет открыт обелиск в память погибшего защитника Александровского моста -летчика-истребителя Николая Шутова.

Так легендарный железнодорожный мост связал судьбы многих людей. Инженеров, проектировщиков и строителей, тех, кто его восстанавливал, реконструировал, и тех, кто защищал в суровые военные годы. Память об этих людях хранится в архивах и музее, их воспоминаниях. И наша задача сделать этот материал доступным и востребованным среди молодого поколения жителей города и губернии. И этому способствуют не только музейные проекты, выставки, печатные издания, но и традиционное культурное событие - региональный открытый фестиваль “Мост”.

“Александровский” железнодорожный мост, “шедевр русского инженерного искусства”, стал символом регионального Открытого фестиваля “Мост”, который помог местному сообществу осознать значимость малой родины в рамках мирового сообщества.

Пророчески верные слова сказал по случаю торжественного открытия моста 31 августа 1880г., глава города Самары Петр Владимирович Алабин:

“...Соорудится мост через Волгу, и рано или поздно наша дорога явится началом великого Пути, которому суждено перейти Уральский хребет, со временем достигнуть крайнего Востока и быть последним звеном, что опояшет собою весь мир... да будет мост этот исходной точкой того железного пути, которому суждено будет соединить сеть русских железных дорог с Индией и Китаем...”

Сегодня мост - это не только важное звено великого пути, одна из главных достопримечательностей города Октябрьска. “Мост” - это символ партнерства - людей, учреждений и объединений, поколений, прошлого и будущего, власти и социума, города и его жителей, территорий.

Автор: Владимир Кульпанов


Автор:Владимир Кульпанов