Оглавление
05#2007
Оглавление
Бизнес Самарской области
Города и районы Самарской области
Гражданское общество
Летопись Самарской губернии
Политика и власть
Пресс-служба
Туризм в Самарской области
Фестиваль
Экология

Экологи готовы к сотрудничеству

 

- Александр Алексеевич, каковы основные источники загрязнения окружающей среды?

- Состояние окружающей среды характеризуется уровнем загрязненности атмосферного воздуха, воды и почвы. Этот уровень показывают специально рассчитанные индексы. Например, индекс загрязненности атмосферы, сокращенно ИЗА, рассчитывается исходя из содержания в воздухе наиболее опасных загрязняющих веществ - формальдегидов, оксидов азота и углеводородов. Сегодня самое большое влияние на степень загрязненности воздуха оказывает автотранспорт. В выхлопных газах в большом количестве содержатся формальдегиды и диоксид азота, вызывающие серьезные заболевания у людей. И чем больше у нас выхлопных газов, чем меньше зеленых насаждений - поглотителей этих газов, тем выше риск заболеваний. Кстати, стоит отметить, что каждое растение поглощает строго определенные виды вредных примесей. С этой точки зрения, наиболее полезным для городов с большим количеством транспорта является тополь - он лучше всех поглощает формальдегиды. Причем есть такие особи пирамидальных тополей, у которых отсутствует пух, так мешающий аллергикам.

Конечно, большим источником загрязнения атмосферы являются промышленные предприятия области. Но, опираясь на сведения отчета, подготовленного на основе данных региональных, федеральных природоохранных органов власти, общественных организаций и предприятий, занимающихся этой проблематикой, могу сказать, что в течение последних пяти лет у нас наблюдается стойкая положительная динамика. Хотя, конечно, ситуация еще далека от идеальной. Но сейчас есть серьезная заинтересованность органов власти в улучшении экологической обстановки, есть понимание со стороны бизнес-структур. На многих предприятиях в штатном расписании появились экологические службы. Всё больше производств переходят на систему стандартов экологического менеджмента. По этой системе уже работают ВАЗ, предприятия нефтехимического комплекса. Сегодня этим вопросом озабочены практически все предприятия, заинтересованные в работе на внешнем рынке.

- В чем заключается функция министерства по улучшению состояния окружающей среды?

- Министерство занимается решением экологических проблем шести, как мы говорим, объектов. Это - воздух, вода, почва, недра, все виды отходов и особо охраняемые природные территории. С начала этого года Федеральным законом о разграничении полномочий субъектам федерации передано много новых полномочий, в том числе в области охраны окружающей среды. Решением губернатора в ведение нашего Министерства переданы отдельные полномочия в области водных и лесных отношений. В области недропользования мы управляем вопросами добычи общераспространенных полезных ископаемых, а все, что связано с добычей нефти, курируют федеральные органы власти. В ведении министерства - вопросы, связанные с нормированием выбросов в окружающую среду, отходов и сбросов. В настоящий момент разрабатывается нормативная база для предприятий, определяющая нормы выбросов по конкретным веществам, фон которых приближается к ПДК (предельно допустимая концентрация), и прогнозируется превышение этого фона. Сегодня у нас есть полномочия по ужесточению нормативов вредных выбросов, даже по сравнению с федеральными, при необходимости. И если какое-то предприятие их не выполняет, это грозит серьезными санкциями. И любой разумный собственник задумается, что ему полезнее - платить штрафы или принять меры к ограничению вредного воздействия на окружающую среду. Кроме этого, хотя в закон об экологической экспертизе и были внесены некоторые изменения, однако, принцип презумпции экологической безопасности любого вида хозяйственной деятельности сохранился. И проведение обязательной государственной экологической экспертизы и оценка негативного воздействия также находится в ведении субъекта федерации. Нормативная правовая база, регулирующая порядок и условия проведения экологической экспертизы объектов, также находится в стадии разработки.

- Что Вы можете сказать о состоянии водоемов и качестве питьевой воды в области?

- Состояние водных объектов Самарской области оставляет желать лучшего - и по загрязнению и по заиливанию. Малые реки области сильно заилены, что создает чрезвычайные ситуации во время паводков. Поэтому в области уже в течение 2-х лет проводятся мероприятия по расчистке русел малых рек. Там, где мы уже расчистили - на реке Чагре, Большом Иргизе, - забили родники, появилась рыба. Еще одна проблема - вода питьевая, не везде она идеальна. Вода в подземных скважинах, из которых снабжается, например, Чапаевск, не отвечает санитарным нормам по части минерализации, она слишком жесткая. Поэтому сейчас, по поручению губернатора и при поддержке областного правительства, реализуется проект строительства в Чапаевске нового крупного водозабора “Пойменный-2”, который в течение трех лет должен обеспечить город чистой природной минеральной водой. Строительство идет в сложных технологических условиях и является достаточно капиталоемким, в этот проект будет вложено более 500 миллионов рублей. Вообще, что касается водоснабжения, то в этой сфере у нас достаточно высокие нормативы и жесткий контроль. В ряде городов, таких как Тольятти, Новокуйбышевск, Самара, Сызрань, сейчас внедряется система ультрафиолетовой очистки воды, полностью ее обеззараживающей. Это дорогое удовольствие, но мера крайне необходимая. Единственное, чего пока нет в нашей области, так это специальных приборов, ведущих непрерывный химический анализ воды. Старая аппаратура не соответствует современным требованиям. Но этот недостаток мы будем устранять. Сегодня правительством Самарской области разрабатывается план мероприятий по ремонту гидротехнических сооружений, и план мероприятий по снижению и ограничению сброса недостаточно очищенных сточных вод в водоемы Самарской области, которые предусматривают реконструкцию и строительство очистных сооружений.

- А как планируется решать вопросы с утилизацией отходов?

- Законом об охране окружающей среды предусматривается разграничение полномочий между федеральными органами власти, субъектами федерации и муниципальными образованиями. Обеспечение утилизации отходов - это прямая обязанность муниципалитетов. С начала этого года вопросы, связанные с государственным контролем в области обращения с отходами и ведения государственного кадастра в этой сфере, переданы субъектам федерации. Губернатор поручил эту работу нашему министерству. И мы вносим изменения в структуру, будем вести кадастр отходов по видам их опасности. При этом подразумеваются не только бытовые отходы, но и производственные. А вопросы непосредственного сбора и утилизации остаются в ведении муниципалитетов. И в этой части мы видим серьезные проблемы по Самаре. В городе сейчас очень много несанкционированных свалок. Нужно решать проблему либо путем строительства новых полигонов для захоронения, либо за счет переработки мусора. Причем переработку отходов необходимо ставить на коммерческую основу.

Сейчас, например, рядом с полигонами начали ставить сортировочные станции, где мусор разделяется по категориям и отправляется на вторичную переработку. А те 20-30%, которые не подлежат переработке, например, пищевые отходы - должны либо сжигаться, естественно, с соблюдением всех норм экологической безопасности, либо отправляться на производство компоста. Для такого производства есть специальные установки, одна из них находится в Тольятти. А компост, кстати, это прекрасное удобрение для полей и огородов. Во-первых, от него нет такой пыли и грязи, как от чернозема; во-вторых, чернозем относится к государственному достоянию и должен использоваться только для выращивания продуктов питания.

Существует опыт еще одного вида перерабатывающих производств - это мусоросжигающие заводы с выработкой тепло- и электроэнергии. Это тоже экономически интересно, к тому же в этом случае мы получаем источник энергоснабжения, независимый от работы тепло- и электростанций. Инвесторами в этих предприятиях могут выступить как муниципалитеты, так и сами энергетики. Сейчас нет никакой необходимости копить горы му-сора, их нужно эффективно перерабатывать.

- Самарская область всегда была регионом, богатым нефтью. Как Вы оцениваете состояние региональных запасов полезных ископаемых?

- На стороне природы должно выступать государство и общество. Однако здесь существуют сложности, потому что и общество и государство недостаточно владеют информацией о потребительских свойствах и особенностях полезных ископаемых, полном их разнообразии. Главной задачей органов госуправления на сегодня является установление всего разнообразия полезных ископаемых со всеми необходимыми технико-экономическими и социальными показателями, т.к. без этого невозможно эффективное качественное и рациональное использование недр на территории Самарской области.

Надо отметить, что природные богатства, полезные ископаемые не являются самовоспроизводящимися, т.е они имеют свою предельную точку. Поэтому особое внимание сегодня посредством региональных проектов и деятельности министерства направлено на рациональное использование этих богатств, в первую очередь, на ресурсозамещение с одной целью - как можно больше оставить будущим поколениям. Необходимо сегодня уделять особое внимание внедрению новых технологий ресурсосбережений и ресурсозамещения, максимально используя отходы горных работ и вторичные ресурсы, полученные в результате переработки производственных отходов. Губернатором сегодня поставлена задача разработки новой областной целевой программы развития и использования минерально-сырьевой базы на период 2008-2015 гг. К разработке и реализации программы планируется привлекать научные организации, общественные организации, специалистов, руководителей всех уровней власти, предпринимателей и население области. Всех, кто хочет и может внести свою лепту в дело рационального использования природных ресурсов, развития и воспроизводства минерально-сырьевой базы Самарской области приглашаем к сотрудничеству. Достижение названных целей невозможно и без повышения роли геологии, развития прикладной науки в области полезных ископаемых и развития материально-технической базы геологоразведки, открытия и развития высших учебных заведений, специальности “геология”, гарантии трудоустройства по специальности, придания профессии геолога высокого социального статуса, в том числе, через материальные гарантии.

- Что зависит от населения в части решения экологических проблем?

- Чем больше будет гражданской активности и общественного контроля - тем лучше и быстрее будут решаться проблемы. Ведь всех проблем, особенно на тех территориях, которые далеки от Самары, мы из кабинетов можем не увидеть. И чем больше обратной связи от населения, чем больше мы будем видеть реакцию людей на наши действия - тем качественнее и эффективнее будет управляющее воздействие. И во главу угла концепции природопользования мы сейчас ставим работу министерства в полном контакте с общественными экологическими и научными организациями и с населением Самарской области.

Автор: Беседовал Константин Кобяков


Автор:Беседовал Константин Кобяков