Оглавление
05#2007
Оглавление
Бизнес Самарской области
Города и районы Самарской области
Гражданское общество
Летопись Самарской губернии
Политика и власть
Пресс-служба
Туризм в Самарской области
Фестиваль
Экология

Село Утевка - родина удивительного таланта, иконописца Григория Журавлева

— Нефтегорский район
 

В Самару моя семья переехала из Москвы, и долгое время я искренне не понимала, за что мой отец и дед так любят этот странный, неторопливый город. Ну чем здесь можно восхищаться? В Самару не влюбишься с первого взгляда, как в Прагу, природа края не заставит замереть сердце, как южное великолепие.

Нет, тут совсем другое.... И это “другое” открылось мне позже, когда, уже прожив в Самаре много лет, по самой мне непонятным мотивам, я пошла учиться в школу экскурсоводов. История края, города, улиц, домов открывалась мне, сквозь привычные названия стали проступать лица и судьбы. И постепенно я всей душой приняла этот город, а город принял меня.

На этом пути было и будет немало открытий. Одно из них - радость наблюдать за переменами в лицах людей после экскурсии, слышать удивленные возгласы: “Ну надо же, мы каждый день здесь ходим и даже внимания не обращали!”, “Всё куда-то хотим поехать, своего, родного не видим, не знаем...”

Но есть маршрут, который, пожалуй, никогда и никого не оставляет равнодушным. Маршрут этот Самара - Утёвка (Нефтегорский район) - Самара. Час с небольшим мы едем среди полей, чередующихся с неширокими лесными полосами. Спокойные, всегда чуть приглушённые краски природы. Взгляду нет преграды, пространство поистине безгранично. В памяти всплывает рассуждение Н. Бердяева о том, что именно бескрайняя ширь полей и лесов повлияла на формирование загадочного русского характера.

И вот мы в Утёвке. Село это само по себе необычное, богатое историей. По каким-то таинственным приметам люди выбирают, где им жить, где строить дом. На этом живописном месте люди селились с древних врёмен, много раскопок было проведено здесь археологами, но ещё не все тайны раскрыли учёным утёвские курганы.

Первая остановка у храма. Троицкий храм сейчас единственный в селе. У изгороди нас встречает удивительная женщина, Людмила Васильевна Чернецова. Она показывает на красивый дом новой постройки, что стоит через улицу, наискосок от храма. Мы узнаём, что за новыми стенами скрыт старый деревянный дом, где началась одна из удивительнейших историй человеческих. В крестьянской семье родился младенец, крестили Григорием. Григорий появился на свет без рук, без ног. Таких, как он, на Руси называли “убогий”, значит “у Бога”. С ранних лет во всём помогал и всегда был с ним рядом его родной брат Афанасий. Известно, что настоятель местной церкви, отец Василий, подарил Грише краски. Возможно, именно он играл в жизни будущего иконописца роль духовного наставника. Он же учил мальчика в церковной школе чтению и письму. Будучи человеком с ограниченными физическими возможностями, Григорий, по-видимому, жил насыщенной духовной и интеллектуальной жизнью. Он окончил экстерном Самарскую мужскую гимназию, самостоятельно изучал анатомию, черчение. Любил читать русскую классику. В своём доме Журавлёву удалось собрать отличную библиотеку.

“А почему же в доме музей не открыли?” - обязательно спросит кто-то из экскурсантов. Что тут скажешь? В советское время про местного “богомаза” даже вспоминать запрещалось, иконы уничтожались, храм был полностью разорён.

Людмила Васильевна провожает нас в церковь, где ждёт ещё одна яркая встреча - с отцом Анатолием. Его рассказ о восстановленном Троицком храме, о чудом уцелевших фресках на его стенах, о ликах на них, воспринимается как проповедь. Не умом, а сердцем. Мы, запрокинув голову, смотрим на купол. На глаза наворачиваются слёзы, потому, что не понимаешь, КАК это можно было сделать на такой высоте без помощи рук, держа кисть в зубах.

Обойдя храм с востока, мы подходим к скромному кресту. Здесь в 1916 году односельчане похоронили своего любимого художника. Рассказывают, что по его просьбе на могиле была сделана лишь одна надпись: “Се человек”...

Остаются в стороне золотые купола. На выставке в местном Доме культуры Людмила Васильевна продолжает свой рассказ. И судьба художника приоткрывается нам уже с другой стороны. Григорий Журавлёв писал лики святых, но сам был из плоти и крови, талантливый, умный и, по-видимому, как все эмоциональные люди, очень ранимый. Тонкие струны души укреплялись верой, телесные страдания обостряли душевное зрение. Григорий, следом за древнерусскими иконописцами, достигал вершин религиозной живописи.

Его поистине нерукотворная икона “Святой Лев - Папа Римский” выставлена в Троице-Сергиевой Лавре. Творения Журавлёва хранятся в музее Самарской епархии. Именно Журавлёву заказали икону духовного покровителя г. Самары святого Алексия, митрополита Московского и всея Руси для кафедрального собора Воскресения Христа Спасителя, разрушенного в 30-х годах. Иконе “Избранные святые” молятся прихожане Казанского собора в Петербурге. Император Николай II пожелал иметь у себя семейный портрет кисти нашего земляка. Одна из икон Журавлёва была обнаружена в Боснии, несколько - на Урале, а сколько их разбросано по миру в частных коллекциях...

Григорий Журавлёв был одарён замечательным трудолюбием. Работал каждый день с раннего утра. Заказов было очень много. Людмила Васильевна показывает карандашный портрет работы Журавлёва - владение техникой рисунка поражает безупречностью. И этот талантливый человек, по рассказам односельчан, обладал спокойным и весёлым нравом, легко откликался на просьбы написать письмо, составить прошение.

После революции утёвцам на многие годы пришлось забыть о Григории Журавлёве, забыть о храме, забыть о Боге. А когда вспомнили, сколь много оказалось утрачено! Огромный труд проделали учитель утёвской школы Кузьма Емельянович Данилов, писатель и учёный Александр Станиславович Малиновский. Я знаю, как много сделала сама Людмила Васильевна.

Она закончила свой рассказ, но люди не уходят, всех переполняют эмоции. Впечатление такое, что каждый сделал открытие мирового значения, да так оно и есть.

Уезжаем из села, как от близких родственников. Перемену, произошедшую с моими экскурсантами, описать словами трудно. Но изменились глаза, выражения лиц, изменилась сама атмосфера в автобусе. Утёвский иконописец выполнил главную задачу: своим искусством он приподнял нас над суетой, показал что-то главное, единственно важное для человека. Показал Любовь.

Вместе с архитектором Григорий проектировал и поныне действующий в Утёвке храм Святой Троицы. Его на полочке через блоки поднимали к самому куполу, где он, держа кисть в зубах, расписывал храм. Побелка и брызги краски сыпались ему на лицо, но он продолжал творить сие богоугодное дело.

Из книги отзывов в селе Утёвка:

“Мы все сетуем на то, что Бог нам не дал, а что дал, того не разумеем”.

Автор: Александра Филипчук


Автор:Александра Филипчук