Оглавление
05#2007
Оглавление
Бизнес Самарской области
Города и районы Самарской области
Гражданское общество
Летопись Самарской губернии
Политика и власть
Пресс-служба
Туризм в Самарской области
Фестиваль
Экология

"Патриотизм невозможен без духовной основы"

 

Рассказы о войне нашего земляка, члена Союза писателей России, протоиерея НиколаЯ Агафонова - совсем другого рода. В них есть что-то сродни тому настоящему, что отличает произведения наших писателей-фронтовиков - Константина Симонова, Василя Быкова, - хотя написаны они человеком невоевавшим. Их героика - не ходульная, не бравурная, а очень человеческая и при этом по-христиански радостная, памятующая о том, что победой праведника может стать и его смерть. И еще - о том, что безнадежных людей на земле не бывает: каждый грешен и каждый призван к святости, восходя к ней через покаяние и порой немыслимое, невероятное самопожертвование. В рассказе “Разведчик” встречаются два бывших врага - чекист, внедренный в среду фашистских оккупантов под видом немецкого офицера, и связанный с подпольем священник, которого он некогда отправил на Соловки, а теперь спасает из гестаповских застенков.

Полюбились многим читателям и другие рассказы отца Николая из сборников “Неприкаянное юродство простых историй”, “Преодоление земного притяжения”, “Мы очень друг другу нужны”, повествующие о людях, их судьбах и пути к вере, о смешном и серьезном, о трагическом и лирическом. В настоящее время тираж его книг достиг 150 тысяч экземпляров. А недавно из печати вышел его первый исторический роман - о святом Иоанне Дамаскине.

С отцом Николаем Агафоновым мы беседовали в канун Светлого Христова Воскресения - величайшего христианского праздника, знаменующего победу над смертью. А выход нашего журнала приурочен к другому празднику - Дню Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. И потому разговор наш начался именно с этой, военной темы, тем более что съемки художественного фильма по рассказу “Разведчик” скоро начнутся на “Ленфильме”, а сам отец Николай приехал на Пасху из Москвы, где работает сейчас над сценарием фильма по мотивам других своих военных рассказов.

- Мы все связаны с Великой Отечественной войной - через своих родителей, дедов... В каждой семье есть это воспоминание - кто в плену был, кто здесь в тылу трудился, кто на фронте. Тема героизма, военная тема всегда будет интересна для писателей и кинематографистов, потому что в экстремальных ситуациях, острых конфликтах раскрывается человеческий характер, проявляется сам человек, подлинный, а не фальшивый. Кого-то война озлобляет, кого-то, наоборот, очищает. Мы его знали тихим, скромным, незаметным, но вот он попадает на войну и совершает подвиг, спасает других, жертвуя собой...

Любовь к Родине до самопожертвования и другие чувства патриотизма становятся актуальными, когда существует опасность для общества. Но и в мирное время патриотизм не теряет своей актуальности. И в настоящее время идет война - война за души людей. И хотя это война порой невидима, но она не менее опасна для нашего Отечества. Из человека хотят сделать марионетку низменных чувств. Потребителя, эгоиста... Эгоцентризм - это большая опасность, которая уводит человека от главной его сущности, от жертвенного служения и разрушает его духовную основу. Почему сейчас демографический кризис в России? Говорят, что причина чисто экономическая. Что поможет материнский капитал - 250 тысяч. Я твердо убежден, что ничто не поможет, пока у нас не будет создана духовная атмосфера, в которой рожать будет... модно, что ли. Как в средние века модно было быть беременной. Настолько материнство прославлялось, что дамы, чтобы выглядеть красиво, специально подкладывали себе подушечку под платье. Так вот, когда поймут, что это святое дело - ребенка вырастить и то, что чем больше детей, тем больше счастья, тогда и будут рожать, несмотря ни на какие материальные условия. Вспомните 30-е годы и послевоенное время, когда люди жили намного хуже, а детей было по пять-шесть в каждой семье.

Идеология потребителя внушает человеку, что он должен жить для себя. Что главное - получать удовольствие, а семья этому мешает. Мне рассказывали про разговор двух медсестер в роддоме. Одна говорит: “Что-то я не пойму, зачем люди рожают детей? И так не хватает денег, чтобы пожить в свое удовольствие, а они - кто второго, а некоторые и третьего рожают, вот дураки!” Вторая: “Тише, рядом лежит жена священника, она третьего рожает”. А та нарочно громко говорит: “А таких бы я вообще в психбольницу отправляла!”. Это настрой общества. Один ребенок - и всё. Одного ребенка холят, одевают как куколку, но не занимаются им, не развивают его духовно, считают, что главное - накормить, дать образование. Потом он вырастет, с ним что-то случится - станет наркоманом, попадет в беду, погибнет... и всё, горе неизбывное у матери, все рухнуло. А она, может быть, десять детей раньше сама убила, абортами...

- А Вы сами выросли в многодетной семье?

- Нет. Я вырос, так скажу, в “нормальной” советской семье, с двумя детьми. Вот матушка у меня - из многодетной семьи, она дочь протоиерея Иоанна Державина...

- Недавно вышел Ваш первый исторический роман. Насколько это трудная для Вас тема - писать о святом?

- Для меня это новая тема. Когда я поделился своими планами о написании исторического романа, все меня стали уговаривать не делать этого, считая, что мое предназначение - писать рассказы о современной жизни. Но у меня уже возникло такое непреодолимое желание, внутренняя потребность написать о моем любимом герое, святом Иоанне Дамаскине - замечательном поэте, писателе восьмого века, что я уже никого не слушал. Поскольку это был мой первый опыт в написании исторических романов, я очень волновался и переживал: получится или не получится, будет ли роман цельным, единым произведением, а не просто набором исторических фактов. Теперь я вижу, роман получился. Он одобрен профессиональными писателями, мне присылают восторженные отклики критики и читатели... Первая попытка удалась, но я считаю это не своей заслугой, а помощью самого преподобного Иоанна Дамаскина. Теперь, когда я нашел себя в исторической прозе, у меня появилась мечта написать еще один роман, о святых Женах-мироносицах.

- Связаны ли, на Ваш взгляд, такие понятия, как духовность и патриотизм?

- Связаны напрямую. Какой может быть патриотизм без духовности? К чему любовь? Любовь к земле как почве, к ближним как людям, которые тебя согревают? Патриотизм рождается из чувства духовной общности, питательной средой которой является культура и язык. Нас в России объединяет единое культурное пространство, а не государственные границы. Границы нужны, чтобы эта культурная общность пребывала в безопасности от агрессии другой, чуждой культуры. Кто-то на Камчатке родился, кто на Урале, кто на Волге - но мы знаем, что и в Рязанской области живут люди одного с нами менталитета, общего языка, культуры. А это уже касается духовных основ - язык, культура, история как любовь к деяниям наших предков, которые созидали наше Отечество. Если Отечество происходит от слова “отец”, то Родину мы именуем матерью. Любовь к Родине должна быть для человека так же свята, как и любовь к матери и отцу. Мы же не за то любим родителей, что они дают нам материальные блага - это что-то другое... Поэтому патриотизм не может без духовной основы развиваться. И защищать тоже нужно, прежде всего, духовное пространство - свою веру, идеологию, - все остальное приложится. Наше Отечество созидалось православной верой, которую мы восприняли от Византии. Именно православная вера создала нашу страну, объединила разнообразные народы, населявшие территорию Древней Руси: славянские и финно-угорские племена... И сейчас, как это ни покажется странным, православие невидимым образом продолжает духовно скреплять единство государства и общество... Казалось бы, нет идеологии, но задай любому человеку вопрос: кем ты себя ощущаешь, по вероисповеданию? И даже если человек не ходит в церковь, не соблюдает постов, не причащается, он всё равно, в восьми случаях из десяти, признает себя православным. Просто люди, именующие себя неверующими, подразумевают под этим термином не безбожника (настоящих безбожников, отрицающих Бога, на самом деле очень мало), а человека не церковного. Люди понимают, что от верующего требуется не простое декларирование своей веры, жизнь по канонам Церкви. Нашим соотечественникам православное мировоззрение является родным и близким. Таких номинально верующих у нас больше 80%.

- Можно ли прийти к православной вере через познание культуры и патриотизма?

- Так часто и приходят. Путь патриотизма обычно ведет к православию - это уже проверенный факт. Те, кто уже стали православными, становятся патриотами по своей сути, потому что православный не может быть не патриотом. Те, кто идут в патриотизм, сталкиваются с понятием духовной общности и через это приходят к основам веры, к тому, что именно вера, а не экономические или какие-либо другие причины, создала наше государство.

- Патриоты, которые пытаются идти путем язычества, выдвигают лозунг “Русь без православия”, в конце концов приходят к каким-то индуистским богам, псевдоисторическим фантазиям на арийские темы...

- Да, это наивные люди, которые плохо знают свою историю. Нео-язычество не имеет никакого отношения к вере наших предков. Как бы мы ни хотели, но на язычество мы можем смотреть только через призму православной культуры. До нас не дошло славянское язычество в чистом виде, оно все было освящено, переработано православием - все эти сказки, легенды и сказания древности. Говорят, что Церковь приспосабливалась к языческим праздникам. Церковь никогда не приспосабливается. Церковь не изобретает искусственно других форм, символов и обрядов. Она просто вливает в них другое содержание. Обряд есть лишь красивая внешняя оболочка, подобно сосуду, в котором хранится напиток. Даже в красивом сосуде может быть сивуха. Церковь не разбивает сосуда, а просто выплескивает из него сивуху и наливает доброе вино христианской веры. Был, например, языческий праздник Солнца, а у нас новое Солнце - родившийся Христос. Зачем бороться с этим праздником, отменять его - это же хороший обычай! Лучше придать старым привычным формам новое внутреннее содержание, одухотворить их, возвысить, освятить...

- Многие пугаются русского национального самосознания, пытаются связать его даже с фашизмом, ассоциировать со скинхедами, погромами...

- Я, наоборот, пугался бы отсутствия национального самосознания. А скинхеды... Я, например, их ни разу не видел ни в Самаре, ни в Москве, ни в Санкт-Петербурге. Где их находят журналисты? Может, они прячутся, может, ночью выходят?.. Они, конечно, есть, но не стоит преувеличивать, искусственно раздувая проблему! Во всех странах есть хулиганы, преступники, везде есть убийства иностранцев. Везде есть люди, которые готовы кого-то избить, ограбить, а повод для этого можно найти любой, не только цвет кожи. Только к патриотизму это никакого отношения не имеет. Настоящий патриот относится к другим по-доброму, потому что у него есть внутренняя сила, убежденность, он понимает, что любить свое - не значит ненавидеть чужое. Но когда к нему приходят и навязывают силой свои законы и порядки, способные разрушить его Отечество, он берет оружие и защищает его. А против кого борются скинхеды? Если следовать логике, им тогда нужно было бы убить предка Пушкина, и у нас не было бы великого русского поэта... Пусть приезжают иностранные студенты - чем больше их здесь будет учиться, тем лучше! Они унесут отсюда кусочек нашей культуры, на всю жизнь сохранят любовь к России. До сих пор в Африке, Китае и других странах люди, которые учились здесь, вспоминают об этом с таким теплом, поют песни русские. По всему миру работают врачи, инженеры, которые получали у нас образование - это ли не прославление России? Тем более они и деньги за это платят...

На самом деле экстремизм - это искаженная реакция молодых людей на неправду, на то, что нас разрушают. Они чувствуют опасность и хотят защищаться, но не знают как. Почему у нас так боятся слова “русский”, связывают его с фашизмом? Фашизм - это определенная идеология, утверждающая исключительность одной нации, которая считает себя вправе насильно стричь всех под свою гребенку. Почему же не называют фашистскими странами, например, Израиль, где сионизм - государственная идеология? Или США, которые считают, что они больше всех понимают в демократии, а кто им не подчинится, того они будут закидывать бомбами с надписью “Счастливой Пасхи!”, как это было в Сербии? Или Латвию, где закрываются русские школы, а настоящие фашисты, эсэсовцы, прославляются как национальные герои? Об этом в Европе почему-то молчат.

Любая нация исключительна, она имеет свои дарования, хорошие и плохие стороны. И патриот - это тот, кто начинает с себя, а не с других. Нам нужно спросить себя: к чему мы хотим стремиться, что в себе развить, от каких недостатков избавиться? Нам нужно избавиться от пьянства, нам нужно вернуть уважение к старшим, все лучшее, что было на Руси. Можно сколько угодно винить депутатов, мэра и других власть имущих в том, что у нас грязный подъезд или двор, и ничего от этого не изменится. А можно собраться всем жильцам вместе и убрать свой двор и подъезд. Когда человек сильный, самодостаточный, духовный, ему не страшно, что может прийти кто-то чужой и с ним что-то сделать. А когда люди забывают свое Отечество, перестают о нем заботиться, они вскоре пожнут плоды своего равнодушия. Как гласит поговорка: “Кто не хочет кормить свою армию, тот будет кормить чужую”. Западная демократия, отказавшаяся от духовных традиций предков, уже начинает пожинать плоды. Посмотрите, что происходит во Франции, где пока только жгут машины... а потом не знаю, что будут делать.

- Наверное, и религиозному экстремизму можно противопоставить только твердую веру, а не пресловутую “политкорректность”...

- Конечно. Надо самим быть сильными, тогда нас не будет пугать никакая другая вера и люди другой веры будут нас уважать. У нас сейчас аморфное общество, в котором нет определенной идеологии, духовного стержня. Ну не может быть идеологией стремление жить хорошо, как на Западе! Это желание общества потребителей, которое ведет к полной деградации. Вопросы идеологии, я уверен, в скором времени будут востребованы обществом. Общество, желающее себя обезопасить от чуждых разрушительных влияний, обязательно должно вводить цензуру, чтобы уберечь души граждан от тлетворного влияния разврата и пошлости.

- Как Вы пришли к писательству?

- Да вот начал писать, и всё. Сначала для своих, для друзей, а потом меня заметили, предложили печатать в журналах. Владыка Сергий почитал мои рассказы в рукописях, и благословил печататься. Так, с его легкой руки, и стали выходить книги. Первая публикация была в 2002 году в волгоградском журнале “Отчий край”, потом у нас в сборнике “Малиновый звон”, потом в Петербурге вышла моя первая книга. И пошло и поехало...

- Насколько в этих книгах отражен Ваш пастырский опыт?

- Там всякий отражен. Но прежде всего опыт человеческий. Я еще не знал, что буду священником, но знал с самого детства, что буду писателем. В этих рассказах не отражена ничья исповедь, потому что, во-первых, она тайна, а во-вторых, поверьте, в исповедях ничего интересного нет, люди говорят о грехах, а грехи у всех у нас одинаковы. Другое дело - размышление, чтение книг, случаи, жизненные ситуации, о которых ты услышал в личной беседе, узнал о боли человека. Вот из этого рождается книга - из опыта человеческого общения, который не зависит от того, пастырь ты или не пастырь. Ты просто человек...

 

Автор: Беседовала Надежда Локтева


Автор:Беседовала Надежда Локтева