Оглавление
05#2007
Оглавление
Бизнес Самарской области
Города и районы Самарской области
Гражданское общество
Летопись Самарской губернии
Политика и власть
Пресс-служба
Туризм в Самарской области
Фестиваль
Экология

Светлые души и мидасовы уши

Часть первая.

РАДОСТНАЯ

 

Меня удивило, нет, даже обрадовало знакомство с программой конкурса литературных работ под девизом “Для чего живёшь?”. Вопрос, конечно, сложный, философский, на него не все мудрецы решаются сразу ответить. А тут предстояло услышать думающую публику, совсем недавно, а то и только что начавшую жизнь. Сами номинации-то каковы: от 10 до 12 лет, от 13 до 15, от 16 до 18. В диалог с молодыми предложено было вступить профессиональным литераторам, деятелям культуры и искусств и всем желающим.

А тем для душеизъявления и мыслетворчества было предоставлено более чем достаточно. “Что такое личность и как ею стать?”, “Идолы и идеалы”, “Чему учить детей               в ХХI веке?”, “Призвание”, “Ведомый”, “Умей сказать “нет!”, “Что такое талант?”, “Герой нашего времени”, “Что такое Родина?”, “Первая любовь”, “Что бы я сказал Президенту?”, “Почему я одинок?”, “О вкусах спорят”...

Хочется сказать доброе слово составителям этого списка тем. Разнообразно, умно, стимулирующе на откровенность, на само-осознание... С каким бы я удовольствием в годы юношеские участвовал в таком состязании умов и талантов! Правда, широта выбора смутила бы - это точно, слишком о многом хотелось бы сказать. От чистого сердца!

Вот почему первые места в самой младшей номинации (10-12 лет) мы отдали двум

 

участникам, написавшим совсем понемножку на тему “Что бы я сказал Президенту?”. Первоклассница Лиза Загорская из 70-й школы Самары победила, написав, обратившись к В.В.Путину: “...Я очень люблю животных, особенно собак. У меня во дворе живут уличные собаки. Их зовут Марта, Босс, Малыш и Белый... Марта со мной гуляет, играет и охраняет. Она очень умная! Она понимает меня и, когда я плачу, тычет носом и успокаивает, ставит на грудь передние лапы и лижет мне лицо. У Марты очень добрые глаза.

Мне собак жалко. Соседи построили им будку, но она маленькая, собаки постоянно ссорятся и выгоняют друг друга. А на улице они замерзают. А девочка из соседнего подъезда натравливает на Марту свою овчарку. Я боюсь, что она загрызёт Марту.

Ещё мне жалко уличных кошек и котят. Их часто обижают злые люди.

Я думаю, что в каждом городе нужно открыть приюты для бездомных животных. Они - наши верные друзья, а друзьям нужно помогать. До свидания...     Лиза”.

Как тут не поверить в искренность, в душевную боль маленькой девочки, которая верит, что только Президент может помочь? А другие взрослые... она им уже не верит.

Серёжа Раздобудько из того же самого класса занял второе место. Вот строчки из его письма Президенту: “...Мою учительницу зовут Баранова Надежда Васильевна. Она учит нас читать, писать, считать и даже шить. Она добрая и справедливая. Я люблю свою учительницу”. И дальше он пишет о своём городе, улице, старом доме. “Бабушка говорит, что ему 100 лет. Скоро наш дом должны будут снести, мы получим новую квартиру. Но мне не хочется уезжать с моей улицы, мне даже очень грустно.

Владимир Владимирович, вы Президент, а значит, всё можете. Я хочу, чтобы все люди моего города были счастливы...”

Бесхитростно, но из глубины сердца... Именно это и дорого.

А сочинение “Для чего живёшь?” девочки постарше, из 8 класса 140-й школы Самары, призёра конкурса Наташи Мулловой? Оно ведь нечаянно раскрыло потаённое, что по-настоящему волнует подростка. Стать достойным человеком с собственным мнением... Не допускать и капли фальши... Помнить, что твоё добро людям так дорого, им надо сочувствовать, сострадать, помогать... “Что бы я сказала Президенту? Я поблагодарила бы его за его старание и преданность. За то, что он старается поднять Россию, и отчасти это у него получается... Я рада, что живу в такой стране, которой управляет именно такой человек. Никто другой не смог бы сделать для России больше...”

Добрые, очень старательные очерки пишут ребята. О своём дедушке, ночью спасшем тонущего в полынье человека, рассказала Настя Понырко из 25-й школы. О профессоре Г.П. Сущевой как о “Герое нашего времени” большую работу сделала Лена Малышева из школы    № 6. Денис Лёвин, 16-летний ученик “Самарской Вальдорфской школы”, отличился в публицистике. У него очень хорошая работа на тему “Умей сказать нет!”, в которой юноша прочувствованно через себя её пропускает, размышляя о твёрдом, принципиальном “нет!” как о средстве освобождения от влияния мелких страстей и чьей-то чужой воли, принуждающей человека идти на поводу у других.

Больше половины конкурсных побед - на счету у стихотворцев. Естественно, что в большинстве своём авторы стихов - девушки, представляющие более эмоциональную половину человечества. Задевающие за сердце горькие поэтические строки десятиклассницы 6-й школы Самары Наташи Решетниковой, обращённые к отцу, с которым её разлучила жизнь; стихи о любви, о добре и зле. Тема “Почему я одинока?” раскрыта очень лично и глубоко. Лиричны стихотворения Лианы Иванниковой из Исаклов; много работает на ниве поэзии Николай Баранов из Самарской гимназии № 2, стихи о родной природе ему явно удаются.

Умной, искренней публицистикой, чистыми, яркими стихами привлекла к себе Мира Альчина, руководитель объединения “Юный журналист” (Исаклы).

Вот ведь как здорово-то: Исаклинский район второй после Самары - три лауреата!

Победительницы же в номинации 13-15 лет Юля Воронкова из школы № 133 и Женя Чибисова из          г. Ступино (16-18 лет), а также лучший в номинации вневозрастной (т.е. взрослых) Владимир Сергеевич Карапин из Исаклинского района заслуживают того, чтобы о них сказать с особой теплотой.

Вы согласитесь, когда я процитирую здесь строки Юли о “Светлом Воскресении”.

 

“Свечей качает огоньки 

Весенний ветер на закате

И треплет праздничные платья 

И разноцветные платки.

Забыты будни и труды, 

Плывёт молитвенное пенье... 

Перед обрядом освященья 

Стоят на паперти ряды. 

Как снег, искрится серебро

Священных риз... Горят иконы... 

И души в жажде утомлённой 

Опять поверили в добро. 

Я радостна, я точно знаю, 

Что скоро сбудется мечта. 

Надеждой душу наполняю 

На светлом празднике Христа. 

Вот всё умолкло - слов не надо, 

Добро из глаз идёт в глаза.

И озаряет образа 

Любовь, как тихая лампада. 

Из церкви скромной и простой,

Зовущей благовестом дружным, 

Свет тёплый, нежный - людям нужный -

Разлился по Руси святой”.

Юле было тогда 12 лет... Комментировать не буду. Истинно, тут “слов не надо”.

Владимир Карапин - сельский плотник, художник, реставратор икон, поэт... Двадцать последних лет своей жизни прожил в селе Семь Ключей и посёлке Сокском. Сколько же прекрасных стихов он написал за эти годы!.. Вот один из них, он как завещание немолодого мудрого человека всем нам:

“Как жаль мне вас, кто не читает книг... 

О, как убог и скуден ваш язык. 

И мысль хила, ей не взлететь вовек... 

Не странно ль это, слышишь, человек?”.

 

Первенство во вневозрастной номинации ему безоговорочно было присуждено нашим жюри, и рукописный поэтический сборник его, считаю, непременно должен быть издан... Скорбно одно лишь: Карапин уже никогда не узнает о том.

И наконец, о прекрасной работе истинного таланта, победительницы конкурса Жени Чибисовой, первокурсницы МГАТУ им. Циолковского. Ей только 16 лет, но представленный ею на конкурс лирический дневник “И за далёким горизонтом...” даёт достаточные основания говорить об авторе его, как о литераторе с большим будущим, потому что налицо и тонкий вкус, и искусство сочетания лирики с остротой публицистики, а главное - правдивость юности в передаче своего ощущения мира, неприятия фальши. Вера в то, что “я уже научилась главному в поэте, в человеке - видеть в мире счастье”, имеет у неё все основания, и это так, признаться, радует. Как и эти строки:

 

“Обычный день. Дела, заботы. 

Сияет солнце... за дождями.

Печаль достала где-то ноты, 

Играет мокрый вальс с ветрами 

Но почему мир так чудесен -

В нём всё лихое позабылось? 

И почему на сердце - песня? 

Ответ так ясен. Я влюбилась...”

 

 

Часть вторая.

ОГОРЧИТЕЛЬНАЯ

 

Хороший был конкурс, слов нет. И проявилась доселе незаметная поросль маленьких, юных, молодых талантливых земляков наших. Как не порадоваться? Но буду честен: хотелось бы гораздо большего. И речь веду не только о качестве представленных на конкурс работ, среди которых - у призёров - были и совсем неплохие. Я имею в виду другое - очень средний уровень “творческой массы” большинства. Казалось бы, такой простор был у ребят для самовыражения - пусть и неуклюжего, по-детски корявого, но искреннего, самобытного проявления юной личности.

Но нет! Слишком напористым было соучастие в ребячьем творчестве взрослых - учителей, наставников, родителей.

Какие цели ставили перед собой организаторы этого конкурса? Первая - выявить и вывести на свет божий способных, а может, и по-настоящему талантливых детей, подростков, юниоров через их самовыражение. Пусть и в страничке письма Президенту. Пусть в наивном рассуждении, зародыше самооценки. Пусть в стишке, из которого, робея, выглядывает бутончик чувства. Искренность и навык владения словом - и эти критерии были применены нами к работам детей. Чтоб могли мы сделать выводы: этого мальчика... и ту девушку... и ещё двух подростков - их непременно надо приметить, дать им творческую волю, поощрить, свести со взрослыми профессионалами.

Чтоб искорки, нами замеченные, не угасли, чтоб раздуть проклюнувшийся, такой ещё слабенький огонек. И совсем не важно было нам, из какой гимназии они или школы, из Самары или из сельского района. Само первое место, присуждённое девушке даже не из нашей области, а из подмосковного города Ступино, говорит об объективности жюри.

А к достижению какой первоочередной цели стремились взрослые, руководившие юными конкурсантами? Добиться победы, подняв тем самым авторитет школы. “Наш” или “наша” должны стать призёрами любой ценой! Помочь им всем, чем угодно! Помочь!

Вот и помогали... “Цель оправдывает средства”, этот канон иезуитов был, увы, в ходу, уши взрослых помощников торчали из десятков детских работ. Профессиональному оку литератора, библиографа, журналиста отличить подделки особого труда не составляло. Стилистика - материя тонкая, фальшивые швы так и лезли наружу. Когда сразу у нескольких школьников, писавших на тему “Что такое Родина?”, повторяются не только строки или абзацы, но и вчистую всё содержание их работ, то и ежу ясно, что без учителя эти то ли диктанты, то ли изложения не родились бы.

А учителя старшеклассников, они, думаете, безгрешны? Как вам такая стилистика 14-летнего отрока: “Относительно недавно в нашей стране стала популярной практика телемоста или Интернет-общения. Все эти мероприятия широко и пафосно освещались средствами массовой информации, конечно, мало кто мог пропустить такие знаковые для нашей страны явления...” И далее на нескольких страницах чуть не менторским тоном, со ссылками на Ветхий Завет излагаются поучения, даются определения, скажем, сущности понятия личности, которое “разбивается на два подтипа”. И что “быть ею в глазах других значит существовать и не существовать как человек одновременно”. И это есть “грубое уважение, именуемое сейчас модным словом “респект”.

Уж простите мне столь длинную цитату, но похожего в работах подростков было много, и поневоле мы ёжились от досады и неловкости. Увы, увы, даже слишком часто ощущалось влияние и соучастие “подельников” - как рука педагога и честолюбивого, достаточно образованного родителя, так и использование богатств Интернета.

Вот почему наше жюри было строгим, даже очень строгим. При любом подозрении в литературном плутовстве работа участника снималась с конкурса. Потому что поиск талантов - это не распределение призов и грамот, а дело святое. Патриотические цели школьных педагогов понятны, но, как говорил Тургенев, “с ногами, осквернёнными грязью дороги, недостойно войти в чистый храм”. Нельзя допустить, чтоб дети свыкались с понятием “полезной лжи”.

На ум приходит такое сравнение: на Олимпийских играх за допинг спортсменов карали без жалости, снимая с соревнований. Но ведь и в нашем конкурсном случае литературные “подставы” - тот же допинг, используемый для “улучшения показателей”.

И да обращусь я в заключение к взрослым!.. Пожалуйста, не портите детей, не вводите в заблуждение общество. Важны им не грамоты, не дипломы, не кубки, а совесть. А на будущее посоветую тем, до кого увещевания эти не дошли: не лукавьте, пожалуйста, всё равно ведь уши-то, как у царя Мидаса, торчат, торчат...

Автор: Эдуард Кондратов


Автор:Эдуард Кондратов