Оглавление
1#2009
Оглавление
О главном
Бизнес Самарской области
Гражданское общество
Концепция будущего
Культура Самарской области
Летопись Самарской губернии
Национальный проект. Образование
Поколение
Политика и власть
Пресс-служба
Спорт Самарской области
Туризм в Самарской области
Фестиваль
Экология
Экономика и финансы

Требуется специалист по выращиванию предпринимателей

— Самара
 

На заседании Общественной комиссииДмитрий Городниченков

В любом деле тяжелее всего начинать, делать первые шаги. Тем более не просто открыть свой собственный бизнес и удержать его на плаву. В условиях кризиса, когда кредит становится менее доступным, начинающий предприниматель сталкивается с дополнительными сложностями. Сегодня в малом бизнесе Самарской области работает 19,3% занятых. Однако на самом высоком уровне поставлена задача, чтобы к 2020 году этот показатель составлял 60 – 70%. Поэтому необходимость «выращивания» новых предпринимателей вполне очевидна.

26 января в Самарской губернской думе собралась Общественная комиссия по проблеме эффективности работы по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства. Эксперты-консультанты рабочей группы Общественно-консультационного совета при Министерстве финансов Самарской области по направлению «Поддержка и развитие предпринимательства» Дмитрий Городниченков и Александр Коровин озвучили свои предложения по улучшению эффективности поддержки малого и среднего бизнеса. По словам Дмитрия Городниченкова, в существующей системе работы с предпринимателями имеет место дисбаланс в сторону самых простых ее форм, происходит редуцирование «выращивания» успешных предпринимателей в сфере ресурсной поддержки и обучения, количественный подход преобладает над качественным. Основным показателем служит количество проведенных семинаров, консультаций, круглых столов, людей, прошедших через услуги. «Зачем предпринимателю раз за разом на семинарах получать тривиальные сведения, которые легко найти в книгах, на специализированных сайтах, что они дадут ему в поддержку?» – посетовал докладчик. Также, по мнению эксперта, в государственной системе поддержки малого и среднего бизнеса нет специалистов по «выращиванию» предпринимателей: в госслужбах есть юристы, бухгалтеры, секретари, психологи, но нет профессионалов по развитию самих предпринимателей. «Если ты предприниматель – тебе дадут информацию, могут проконсультировать, тебя обслужат. Но тебя, скорее всего, снабдят информацией, а не навыками. Тебя обслужат так, что, скорее всего, ты будешь пассивно ждать следующей помощи. Тебя проконсультируют, в лучшем случае, представители научной среды, теоретики, а не опытные предприниматели-наставники». Кроме этого, потенциальные предприниматели часто выпадают из программы государственной поддержки, так как доступ к семинарам и консультациям открывается только в связи с регистрацией в качестве предпринимателя.

Чтобы многие молодые всходы предпринимательства не погибли в первое время своего существования, группа экспертов предложила свою инновационную комплексную программу по «выращиванию» малого и среднего бизнеса. Разработчиком технологической части программы стал Александр Коровин. Он подчеркнул, что некоторые элементы этой программы уже отрабатывались в соседних регионах: Татарстане, Саратовской и Ульяновской областях, но все-таки доработка и превращение программы в целостную систему происходили в нашем регионе. Были разработаны специализированные программы для трех категорий предпринимателей: потенциальных предпринимателей, начинающих предпринимателей с опытом до двух лет и для опытных предпринимателей. К примеру, обучающийся предпринимательству будущий бизнесмен последовательно проходит несколько этапов, или модулей. Сначала создается собственный бизнес-проект, потом проводится его экспертиза, после которой уже можно обращаться в кредитные учреждения. Следующий этап – это самостоятельное плавание предпринимателя, когда он реально создает свой бизнес и сам движется в пространстве рынка. На завершающем этапе, перед тем как перейти к следующему циклу работы, подводятся итоги, анализируются результаты. На протяжении всего обучения с начинающими предпринимателями работают опытные наставники, переход от этапа к этапу возможен только при выполнении «домашнего задания».

Как рассказал Дмитрий Городниченков, разработано три формата «выращивания» успешных предпринимателей: классический, рассчитан на период 9 – 12 месяцев, среднесрочный длится полгода, а краткосрочный – 1,5 – 2 месяца. По предварительным расчетам авторов программы, классический вариант реализации программы на инновационном этапе стоит порядка 3 млн. руб., среднесрочный – порядка 1 млн. 200 тыс. руб., а краткосрочный – 400 – 500 тыс. руб. По словам Александра Коровина, в рамках продуктивного сотрудничества с департаментом по развитию предпринимательства, уже запускается среднесрочный формат программы, который на данный момент находится на стадии согласования технических деталей. Однако, на его взгляд, требуется в порядке эксперимента запустить в каком-либо районе Самарской области классический формат, «чтобы апробировать его целиком».

Участники Общественной комиссии в целом положительно оценили разработанную программу, высказывали свои предложения по ее улучшению. Так, начальник отдела профориентации, психологической поддержки и профессионального обучения департамента государственной службы занятости населения Самарской области Ираида Харченко в связи с сокращением занятости населения предложила «показать дорогу в предпринимательство» безработным гражданам. Ираида Михайловна обладает большим опытом в деле обучения безработных предпринимательству, так как работает в этой области уже 12 лет.

Вероятно, новые технологии «выращивания» предпринимателей в связи с кризисом могут оказаться еще более актуальными, чем прежде. Не секрет, что многие топ-менеджеры и высококлассные специалисты, ежемесячно зарабатывавшие десятки, а то и сотни тысяч рублей, сегодня остаются не у дел. Наивно полагать, что их заинтересуют общественные работы по строительству дорог или благоустройству. Разумеется, накопив немалые средства, они попытаются организовать свой собственный бизнес. Поэтому подобные программы «выращивания» предпринимателей могут оказаться востребованными и помогут начинающим бизнесменам делать первые шаги осмысленно, а не идти «вслепую».

 

Автор: Андрей Неретин


Автор:Андрей Неретин