Оглавление
1#2009
Оглавление
О главном
Бизнес Самарской области
Гражданское общество
Концепция будущего
Культура Самарской области
Летопись Самарской губернии
Национальный проект. Образование
Поколение
Политика и власть
Пресс-служба
Спорт Самарской области
Туризм в Самарской области
Фестиваль
Экология
Экономика и финансы

СОМЛИ – прекрасен наш союз!

— Самара
 

Велиева Наталия Николаевна

Когда директору СОМЛИ – Самарского областного многопрофильного лицея-интерната Наталии Николаевне ВЕЛИЕВОЙ задают вопрос, где лицей находит одаренных детей, она отвечает: «Мы их не находим, мы делаем их одаренными». Многопрофильный лицей-интернат был создан 18 лет назад как учебное заведение для довузовской подготовки сельских детей (хотя учатся в нем и дети из Самары и городов области). В 90-е годы, когда в селе особенно остро ощущался дефицит педагогических кадров, для многих талантливых ребят из отдаленных уголков губернии лицей стал единственным шансом поступить в вуз. И сейчас он продолжает составлять достойную конкуренцию крупным сельским школам, оснащенным всем необходимым для качественного образования. Сегодня СОМЛИ сотрудничает со многими ведущими государственными вузами Самары, приглашая преподавателей вести спецкурсы для лицеистов. 96 – 98% выпускников лицея, как правило, успешно становятся студентами.

Трудно, но интересно,

или Как все начиналось

«В 1991 году мне позвонили из областного отдела образования и предложили, буквально, «заболеть идеей» открыть лицей для сельских детей в городе, – вспоминает Наталия Николаевна Велиева. – Вдвоем с одной учительницей мы на обычном междугороднем автобусе объезжали сельские районы, деревни и набирали детей. Я была потрясена, встречаясь с родителями детей, которые очень хотели попасть к нам учиться, я видела, что лицей для них – эта та соломинка, за которую хватается утопающий. А ведь тогда у нас был большой конкурс, и первый набор составил 330 человек – 11 групп, каждая из которых была сориентирована на углубленное изучение профильных дисциплин. Вот так начинали мы трудно, но интересно, потому что все было новым – необходимо было и разрабатывать программу, и налаживать связи с вузами, и делать многое другое, вплоть до решения проблем с социальными службами, бытовых вопросов.

Так как лицей открывался с целью решить в дальнейшем проблемы кадров в сфере образования, первым вузом, с которым мы начали сотрудничать, был педагогический институт, где нам приходилось вести другую кропотливую работу по выстраиванию отношений между лицеем и каждым факультетом. И я всегда говорила большое спасибо всем преподавателям и деканам вуза, которые с интересом откликнулись на наш призыв, и результат не заставил себя ждать. В нас поверили родители, с каждым годом к нам стало поступать все больше и больше детей: в отдельные годы у нас было 800 с лишним учащихся.

В течение пяти лет мы ориентировались в основном на подготовку будущих педагогов. Но лицей – это гибкая система, чутко реагирующая на запросы рынка труда. Селу нужны не только учителя, но и инженеры, агрономы и другие специалисты широкого профиля, и мы стали заключать договоры не только с педагогическим университетом, но и с другими самарскими вузами. В 1996 году лицей был преобразован в многопрофильный, и теперь учащийся может сразу выбрать для себя направление и углубленно изучать профильные дисциплины, готовясь к будущей профессии. Ведь главная наша задача – не только дать ребенку среднее образование, но и сориентировать его профессионально, дать возможность поступить в тот вуз, в котором он получит желаемую профессию и будет в дальнейшем востребован как специалист».

Питательная среда для таланта

Применительно к СОМЛИ «лицей» – не просто красивое слово, вроде тех, которые в последние годы включили в свои названия очень многие учебные заведения, превратившись в «академии», «университеты», «гимназии». За 18 лет работы лицей прочно зарекомендовал себя как высокоуважаемое, престижное заведение – в 2001 году СОМЛИ и его директор были удостоены премии Президента России за реализацию федеральной программы «Одаренные дети». Среди наград, которыми был отмечен лицей за последние годы – две медали Московской международной выставки-форума «Школа – 2002» и «Школа – 2003», диплом национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России» и многие другие. Учащиеся лицея постоянно побеждают на городских и областных олимпиадах по разным предметам; 35 лицеистов в разное время получили Губернаторскую стипендию.

Однако звание лицея подтверждается не только наградами, но и традициями. Безусловным образцом для подражания для учеников и педагогов СОМЛИ является воспетый Пушкиным Царскосельский лицей, откуда, помимо великого поэта, вышло еще множество талантов, передовых людей своего времени. Такой же питательной средой для таланта стремится стать лицей для своих учеников. Когда приходит новый ученик, то педагоги и психологи в первую очередь смотрят не столько на его оценки, сколько на потенциальные возможности, и стараются к каждому найти свой индивидуальный подход, анализируя ситуацию в семье, интересы, склонности, микроклимат комнаты, в которой он живет в интернате и т. д.

СОМЛИ

«К нам поступают не гении, а самые обычные ребята, – говорит Наталия Николаевна. – И мы работаем над тем, чтобы создать в лицее такую творческую образовательную среду, которая бы способствовала раскрытию одаренности. Например, для того чтобы стать успешным учащимся в лицее и в будущем успешным студентом, нужно не просто владеть знаниями, но и уметь их преподнести. Наши учащиеся много занимаются научно-исследовательской деятельностью, принимают участие в международных, всероссийских, областных конференциях, а для этого надо уметь говорить, выступать публично. В разное время с лицеем сотрудничали многие замечательные люди, в том числе П.Л. Монастырский, известные самарские актеры, которые вели у ребят курс актерского мастерства. На сегодняшний день у нас сложилась целая сеть творческих коллективов, где ребенок может развивать себя в интересном ему направлении, например, КТО, Клуб творческого общения; СТЭМ… Давние отношения связывают лицей и с киноклубом «Ракурс». Еще в 1993 году к нам пришел замечательный педагог по вокалу с консерваторским образованием, у нас есть своя вокальная и профессиональная звукозаписывающая студия. Есть собственное информационное агентство для будущих журналистов, своя телевизионная студия и видеоцентр, научно-публицистический журнал, выходящий раз в квартал. Мы сотрудничаем с отделением журналистики в педагогическом университете, с печатными изданиями, которые публикуют работы наших учеников, и эта совместная работа приносит плоды. Даже на центральном телевидении работают наши выпускники, которые освещают правительственные программы на ГТРК «Россия». Возобновлено сотрудничество с Самарским государственным архитектурно-строительным университетом, факультетом такого актуального направления, как дизайн.

Нам всегда очень радостно, когда наши выпускники становятся успешными, востребованными, добиваются высоких результатов в своей профессии благодаря лицейской системе образования, которая способствует полному раскрытию потенциала учащихся. Многие бывшие ученики лицея уже пришли к нам работать преподавателями. А развитие творческих способностей помогло некоторым из бывших воспитанников сделать занятия искусством не только хобби, но и профессией, и добиться в ней успеха. Также у нас есть ряд спортивных секций и туристический клуб «Русичи», его участники путешествуют и по родной области, и ежегодно сплавляются на катамаранах по рекам Урала, Кавказа…

Но мы понимаем, что нам на смену должны приходить не просто творческие, интеллектуально развитые молодые люди, – они должны быть и социально активны, видеть проблемы общества и успешно их разрешать. Ребята участвуют в социальных проектах, а за победу в областном конкурсе проекта «Я – Гражданин» были награждены поездкой на всероссийский этап в лагерь «Орленок». Поскольку наша область многонациональна, то наш лицей тоже стал не только многопрофильным, но и многонациональным. Мы отмечаем национальные праздники народов губернии, проводим конкурсы национальных блюд, к нам приезжают фольклорные коллективы, и мы выезжаем в села. У нас есть свой этнографический музей, где можно увидеть предметы, привезенные ребятами из своих родных сел, а также музей Великой Отечественной войны, экспонаты которого вместе с воспоминаниями современников о боях и работе в тылу дети также собирали в своих семьях. Активно сотрудничаем с Домом ветеранов, готовим для них праздничные программы. В лицее частыми гостями бывают иностранные педагоги, так, в праздновании Дня Победы приняли участие и американские коллеги, которые подарили саженцы для аллеи плакучих ив, заложенной нами в Парке Победы». 

Ежегодно в СОМЛИ отмечается День лицеиста, по традиции, 19 октября, в день пушкинского Лицея, когда на сцене ОДО происходит посвящение в лицеисты новых учеников и чествование тех, кто достоин почета – причем не только отличников и лучших педагогов: на сцену может выйти и вахтер, и уборщица лицея. Большая честь – быть удостоенным звания «Звезды лицея» на празднике Последнего звонка, когда подводятся итоги года, конкурсов и олимпиад. Есть и номинация «Лучшая комната интерната». У лицея есть два общежития-интерната, которые находятся на улице Санфировой и на Гаражной, откуда лицеистов каждый день возят на занятия два автобуса. Учащиеся получают очень хорошее пятиразовое питание, с ними работают воспитатели с большим педагогическим опытом, которые делают все, чтобы создать ребятам обстановку, максимально приближенную к семейной. Но главная задача – не только обеспечить комфорт, но и научить самостоятельно создавать и поддерживать уют и порядок в комнате, нести ответственность за лицейское имущество. Этому немало способствует спокойная уважительная атмосфера сотрудничества, доверительные, почти домашние отношения между ребятами и воспитателями, где дисциплина сочетается с большой степенью свободы.

Недавно в ГОУ СОМЛИ начала работу многопрофильная дистанционная школа, в которой принимают участие преподаватели ведущих самарских вузов. Цель ее – поиск и развитие одаренной молодежи из любого района Самарской области.

Однако большим планам и перспективам лицея препятствует такая сугубо материальная проблема, как недостаток площади: до сих пор СОМЛИ арендует лишь здание детского сада, которому не вместить большего количества учеников. Нет актового и спортивного залов, их приходится арендовать в других местах. Поэтому хотелось бы, чтобы областные власти обратили внимание на эту проблему, а руководства районов оказали поддержку в получении образования своим юным талантливым землякам, чтобы, окончив вузы, они возвращались домой специалистами, которые так необходимы селу, и от которых во многом зависит будущее нашей области.

Автор: Надежда Локтева


Автор:Надежда Локтева