Оглавление
07#2007
Оглавление
О главном
Бизнес Самарской области
Города и районы Самарской области
Гражданское общество
Культура Самарской области
Национальный проект. Жилье
Национальный проект. Здоровье
Фестиваль

Развитие инновационной инфраструктуры Самарской области

 

- Прогноз социально-экономического развития Самарской области на 2007 год и на период до 2009 года был разработан в двух вариантах. Первый предусматривает инерционную динамику развития экономики, предполагает менее интенсивное развитие области. Второй - умеренно оптимистичный, ориентируется на повышение темпов и качества экономического роста. Именно он рассматривается как базовый для формирования проекта областного бюджета на 2007 год. Что послужило причиной такого решения?

- Действительно, прогноз социально-экономического развития Самарской области на ближайшие три года разработан в двух вариантах: умеренно-консервативном и оптимистическом. Дело в том, что возможные варианты развития экономики области в средне-срочной перспективе определяются внешними и внутренними условиями и факторами.

К внешним факторам относятся: динамика мировых цен на энергоресурсы, во многом определяющих состояние мировой и российской экономики, планируемое вступление России в ВТО, тарифная политика естественных монополий, уровень инфляции, реального курса рубля, изменения в налоговом законодательстве, спрос на продукцию областных товаропроизводителей.

К внутренним факторам - демографическая обстановка, состояние трудовых ресурсов, сложившаяся производственная специализация экономики, конкурентоспособность выпускаемой продукции, эффективное использование научно-технического потенциала и природных ресурсов, наличие финансовых ресурсов, условий для предпринимательской деятельности, роста материального благосостояния населения, инвестиционная привлекательность губернии.

Анализ ситуации позволяет рассматривать именно второй вариант, предусматривающий более интенсивное развитие области, и вот почему.

По нашим прогнозам, не будут превалирующими в экономическом развитии внешние факторы, связанные, прежде всего, с негативной динамикой мировых цен на углеводороды. Напомню, что одной из причин дефолта 1998 года стало падение цен на “черное золото” до 10 долларов за баррель. В ближайшей перспективе нам подобная катастрофа, по прогнозам экспертов, не грозит.

Но уповать только на благоприятную конъюнктуру сырьевого рынка мы не намерены. Мы рассчитываем, что практически весь прирост валового регионального продукта будет обеспечен за счет внутренних факторов роста - реализации конкурентных преимуществ области, определяющих потенциал ее развития, привлечения стратегических инвестиций в экономику области. Способствовать этому будет накопленный в регионе научный и человеческий потенциал, а также шаги Правительства области по социально-экономическому развитию губернии.

Один из таких шагов - разработка долгосрочной стратегии модернизации экономики области на основе кластерной методологии, позволяющей перейти на инновационный путь развития, то есть, к современным технологиям, которые обеспечат базовым секторам экономики высокую конкурентоспособность, устойчивость позиций на внешнем и внутреннем рынке.

 

- Глава Минэкономразвития России Герман Греф считает, что к концу этого года наша страна будет принята в ВТО. Как вступление РФ в эту организацию может повлиять на экономику государства в целом и экономику Самарской области в частности?

- Для России и Самарской области вступление в ВТО - один из центральных вопросов экономической политики, событие, сопоставимое с реформами начала 90-х годов.

С одной стороны, выгоды несомненны.

Во-первых, современная экономика может успешно развиваться только при активном взаимодействии с мировым рынком товаров и услуг, а ВТО играет не последнюю роль при определении правил игры на этом рынке.

Во-вторых, расширятся возможности для производственной кооперации, в рамках которой особое значение будет иметь обмен объектами интеллектуальной собственности. Очевидно, что без присоединения к соглашениям ВТО в области наукоемких товаров и прав на интеллектуальную собственность весьма проблематично будет преодоление технологического отставания России и ее дальнейшее продвижение по инновационному пути развития.

Вступление России в ВТО позволит Самарской области получить гарантированный доступ на мировые рынки товаров и идей, а также будет способствовать формированию цивилизованной бизнессреды, которая существенно повысит привлекательность экономики региона для иностранных инвестиций.

Одновременно с помощью инструментов ВТО область сможет улучшить свое положение в тех сегментах рынка, где сейчас российские товары серьезно дискриминируются - в химической промышленности и цветной металлургии.

Вместе с тем, надо признать, что ВТО - организация для сильных. Сегодня на мировых рынках конкурируют не столько страны, сколько транснациональные корпорации, приход которых на региональные рынки приведет к непосредственной конкуренции с местными фирмами. Для многих отечественных компаний может наступить очень напряженный период, поскольку им придется доказывать свою конкурентоспособность.

Мы рассчитываем на то, что производители Самарской области уже имеют опыт работы в открытой экономике в условиях жесткой конкуренции. На этапе выхода на мировой рынок предприятиям области необходимо приложить максимум усилий, чтобы минимизировать негативные последствия от вступления в ВТО и сконцентрироваться на получении преимуществ работы в рамках этой организации.

Благоприятные перспективы будут иметь компании с высокотехнологичным производством и продукцией, соответствующей мировым стандартам, в том числе по качеству, экологичности, уровню сервисных услуг. Для этого предприятиям необходимо пересмотреть или заново разработать среднесрочную программу раз-вития, неотъемлемой частью которой должно стать внедрение международных систем и стандартов, переподготовка и обучение кадров.

А задача Правительства Самарской области - помогать в наращивании тех конкурентных преимуществ, которые есть у того или иного предприятия региона; обеспечивать прозрачность бюджетной информации; создавать технологические площадки; выделять кредиты, гранты на те или иные разработки; обеспечивать формирование единой, консолидированной позиции власти и бизнеса по актуальным вопросам защиты интересов отечественных товаропроизводителей. Чем мы и занимаемся.

Свой уровень ответственности у федерального правительства, поскольку ВТО не предполагает полную либерализацию доступа на рынок. Следует помнить, что члены ВТО сохраняют возможность применения ограничительных мер против импорта, например, в тех случаях, когда такой импорт наносит серьезный ущерб национальным производителям товаров и ведет к нарушению нормального состояния платежного баланса. При присоединении к ВТО новые члены могут сохранять необходимый уровень тарифной защиты рынка товаров и услуг - этот уровень является предметом переговоров об условиях присоединения. Правительство РФ примет решение о присоединении только тогда, когда результаты переговоров приведут к формированию выгодного для России баланса прав и обязательств, преимуществ и потерь.

Одним словом, если государство и бизнес будут и далее вести совместную подготовку в рамках системы частно-государственного партнерства, то вступление в ВТО обойдется без особых потерь.

 

- На каком этапе находится процесс формирования промышленных кластеров в Самарской области? Какие отрасли реально способны развиваться дальше на кластерной основе?

- Сегодня кластерный подход становится одним из базовых методов реализации государственной экономической политики. Это наиболее действенный и адекватный рыночным механизмам инструмент поддержки национального бизнеса в глобальной конкуренции, что весьма актуально в контексте вступления России в ВТО. Еще раз повторю - методология модернизации экономики на основе кластерной политики является стержнем принятой Правительством области стратегии социально-экономического развития губернии на период до 2020 года, и это не случайно.

Как показывает опыт развитых стран, именно в рамках кластеров эффективно решается задача обеспечения технологической конкурентоспособности предприятий на базе соединения ресурсов высокотехнологичных производств и потенциала научно-исследовательского сектора.

Преломляя этот опыт через призму особенностей экономики нашего региона, мы приняли решение формировать кластеры в мощных и конкурентоспособных секторах, составляющих основу перспективной специализации области - автомобилестроении, авиационно-космическом комплексе, нефтехимии, иновационно-внедренческом секторе.

Ведущее место в реализации стратегии формирования инновационного профиля экономики Самарской области на основе кластеров занимает автомобилестроение, поскольку эта отрасль является одной из системообразующих, имея все предпосылки для динамичного развития.

В числе первоочередных задач развития этого кластера - создание промышленно-технологического парка в г.Тольятти, специализированного на организации разработки и производства высокотехнологичных автокомпонентов нового поколения для российских и зарубежных автопроизводителей - на основе интеграции научно-технического потенциала ОАО “АВТОВАЗ” и ресурсов инновационных вузов.

К приоритетным секторам относится авиационно-космическая отрасль. Это мощная система, в которую входят предприятия и организации по разработке, производству, испытаниям летательных аппаратов, их эксплуатации. Данная система является не только крупным потребителем научно-технических и технологических достижений, но одновременно и носителем мощного инновационного потенциала для их создания.

Большое значение для развития области по инновационному пути имеет нефтехимическая отрасль. В данном секторе предполагается реализация крупных стратегических проектов - освоение инновационных технологий производства капролактама, отвечающих мировому уровню, строительство установки производства аммиака, обеспечивающей глубокую переработку природного газа в азотные удобрения для сельского хозяйства.

Наряду с данными секторами экономики интенсивно развивается сектор строительных материалов. Позитивную динамику становления элементов кластера демонстрируют цветная металлургия, нефтедобывающая, пищевая промышленность.

Важнейшим стратегическим направлением экономического развития Самарской области является использование тех преимуществ, которые дает ее выгодное географическое положение на пересечении автомобильных, железнодорожных, речных и воздушных путей. Это дает возможность формирования в Самарской области мощного транспортно-логистического кластера на базе имеющейся физической инфраструктуры крупных транспортных и логистических организаций.

Географическая близость экономически освоенной территории Самарско-Тольяттинской агломерации с уникальными природными зонами создает особые возможности для формирования на территории области туристско-рекреационного кластера. Наряду с сохранением и использованием богатого культурно-исторического и природного наследия региона большое значение придается развитию новых направлений туристической деятельности, в частности, развитию автоспорта. Имеется потенциал создания конкуренто-способных кластеров в сфере медицинских технологий.

Кластерный подход важен для нашей управленческой практики в первую очередь тем, что кооперация и взаимодействие хозяйствующих субъектов в рамках кластеров дает возможность сформировать и реализовать крупные межотраслевые и межрегиональные инвестиционные и инновационные проекты национального значения, обеспечить значительный мультипликативный эффект.

 - Что, по вашему мнению, может стать существенным подспорьем в развитии инновационных предприятий в Самарской области? Какие меры предпринимает министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области для поддержки подобных предприятий?

- Это очень важный вопрос, поскольку главная особенность кластера - его инновационная ориентированность. Но предстоит еще очень многое сделать, чтобы переформатировать традиционные отрасли в высокотехнологичные кластеры, способные вывести национальную экономику на постиндустриальную ступень развития. В этой связи я и говорил в одном из интервью о том, что в России сегодня существуют только потенциальные кластеры.

- Что для этого делается и уже сделано?

- Продолжается масштабная работа по формированию финансовой и инновационной инфраструктуры, необходимой для реализации кластерной инициативы.

Так, в целях финансового обеспечения этой стратегической задачи были созданы Инновационно-инвестиционный фонд Самарской области, Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Самарской области. Эти новые финансовые институты, действуя на основе принципа частно-государственного партнерства, позволили привлечь к финансированию инновационной деятельности банковские структуры, инвестиционные компании, которые на взаимовыгодных условиях стали оказывать финансовую поддержку бизнес-проектам на всех стадиях инновационного цикла.

Теперь несколько слов об элементах инновационной инфраструктуры, являющейся связующим звеном между средой генерации знаний и бизнесом.

Получает развитие сеть центров продвижения инновационных разработок в вузах, учреждениях академической науки, отраслевых научных организациях: мини-технопарки, офисы коммерциализации технологий, отделы трансфера технологий, бизнес-инкубаторы - как универсальные, так и отраслевого профиля.

Значительные государственные ресурсы направляются на опережающее развитие среды генерации знаний - обеспечение доступности систем информации, создание межвузовских медиацентров, научных библиотек, центров коллективного пользования научным оборудованием.

Развернута деятельность инновационного университета - Самарского государственного аэрокосмического университета - по реализации инновационной образовательной программы “Развитие центра компетенции и подготовка специалистов мирового уровня в области аэрокосмических и геоинформационных технологий”.

Крупномасштабным стратегическим проектом является строительство регионального технопарка. Уже введен и оснащен оборудованием его первый объект - бизнес-инкубатор.

Разворачиваются работы над программой развития нанотехнологий и наноиндустрии в регионе. Это стратегическое межотраслевое направление, которое позволит создавать новые материалы, имеющие широчайший спектр применения в оптоэлектронике, и откроет новые горизонты в медицинских технологиях.

С участием правительства Самарской области создан Поволжский центр космической геоинформатики, который призван решать широкий круг прикладных задач гражданского назначения. В числе важнейших: мониторинг и предупреждение паводков, лесных пожаров и других чрезвычайных ситуаций, работы по уточнению земельного кадастра и созданию кадастра объектов недвижимости, контроль сельскохозяйственных угодий и прогнозирование урожайности, создание и обновление цифровых топографических и тематических карт.

Координирующим элементом реализации инновационной политики должен стать Региональный центр трансфера технологий, работа которого ориентирована на приоритетные секторы экономики и ключевые территориально-производственные кластеры Самарской области.

Все это - конкретные шаги по выстраиванию экономики завтрашнего дня. Ведь от того, насколько сильно развита инновационная инфраструктура, настолько эффективно осуществляется процесс трансфера и коммерциализации технологий. Работа по заданным направлениям регулируется долгосрочной губернской целевой программой инновационной деятельности, которая вписывается в логику “Стратегии социально-экономического развития Самарской области”, принятой на период до 2020 года.

Мы рассчитываем, что сформулированные в рамках “Стратегии...” приоритеты, особенно в отношении таких высокотехнологичных отраслей, как космическая связь и навигация, авиационная промышленность и автомобилестроение, ракетостроение и моторостроение позволят в максимальной степени реализовать конкурентные преимущества губернии, обеспечат развитие перспективных территориально-производственных кластеров, которые станут ядром “новой экономики” региона, так называемыми “полюсами конкурентоспособности”.

 

- Как вы оцениваете инвестиционный климат в Самарской области? Каково соотношение долей государства, частных отечественных и иностранных компаний в общем объеме инвестиций в Самарской области? Какие меры предпринимает министерство для повышения привлекательности нашего региона?

- Степень благоприятности инвестиционного климата является важнейшим индикатором результативности деятельности региональных органов власти. Поэтому Правительство Самарской области осуществляет постоянный мониторинг динамики состояния инвестиционной сферы. При этом мы ориентируемся как на отзывы работающих в области инвесторов, так и на оценки различных рейтинговых агентств, пользующихся авторитетом во всем мире.

15 июня этого года агентство “Standard & Poor’s” повысило долгосрочный кредитный рейтинг Самарской области с “ВВ-” до “BB”, а рейтинг по национальной шкале с “ruAA-” до “ruAA”. Прогноз остается “Позитивным”. Повышение рейтингов обусловлено высоким экономическим ростом, а также ростом бюджетных доходов. Кроме того, рейтинги отражают ожидания экспертов относительно сохранения невысокого уровня долга, высоких финансовых показателей и хорошей ликвидности. В ближайшее время возможно повышение кредитного рейтинга области до инвестиционного уровня агентством “Moody’s”.

Кроме того, по оценке агентства “Эксперт РА” наша область входит в десятку регионов с наибольшим инвестиционным потенциалом.

Высокий уровень инвестиционной конкурентоспособности и привлекательности Самарского региона способствует активному осуществлению на его территории инвестиционной деятельности, реализации значительного количества государственных и коммерческих инвестиционных проектов в различных секторах экономики и социальной сферы.

В структуре капитальных вложений по источникам финансирования преобладающая доля приходится на средства частных инвесторов. В 2006 году этот показатель составил 81,4%, а в первом квартале 2007 года - 88%. Доля инвестиций из-за рубежа составила соответственно 3,6 и 2,3% от общего объема инвестиций в основной капитал крупных и средних предприятий.

Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области реализует широкий комплекс мер, направленных на укрепление конкурентных позиций нашего региона и повышение его привлекательности для инвесторов. Постоянно совершенствуется инвестиционное законодательство, расширяется перечень форм государственной поддержки инвесторов. Так, в целях эффективной реализации национального проекта “Доступное и комфортное жилье - гражданам России” введены субсидии и налоговые льготы для предприятий стройиндустрии. Улучшению климата в регионе призван способствовать и созданный в прошлом году институт кураторства крупных инвестиционных проектов.

Активно применяются механизмы регионального маркетинга, позволяющие выявить слабые места и точки инвестиционного роста Самарской области, сформировать адекватную инвестиционную политику. Особое значение придается позиционированию Самарской области посредством участия в различных форумах, выставках инвестиционных проектов, распространения информационно-справочных материалов.

В условиях усиления межрегиональной конкуренции, обострения борьбы за инвестиционные ресурсы министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области в числе основных своих задач видит поиск новых инструментов стимулирования инвестиционной деятельности, создание комфортной бизнес-среды для всех категорий инвесторов.