Оглавление
07#2007
Оглавление
О главном
Бизнес Самарской области
Города и районы Самарской области
Гражданское общество
Культура Самарской области
Национальный проект. Жилье
Национальный проект. Здоровье
Фестиваль

Миссионерство через образ

 

Самарский епархиальный церковно-исторический музей, недавно отметивший свое десятилетие, был открыт 14 мая 1997 года по благословению Высокопреосвященнейшего Сергия, архиепископа Самарского и Сызранского. В разработку концепции первой его экспозиции большой вклад внес игумен Вениамин (Лабутин). Благодаря усилиям сотрудников семинарии и лично Владыки музей за эти годы стал не просто хранилищем древностей, памятником людям, жившим и служившим здесь Богу задолго до наших дней, но и просветительским, миссионерским центром, открывающим красоту православия. Это оценили многие самарцы и гости нашего города: только в 2006 году музей посетило 5533 человека.

 Экскурсии для посетителей проводят студенты семинарии, которые несут это послушание с первого курса. Это полезно и для их собственных научных исследований - многие пишут курсовые, дипломы именно по материалам музея, - а для их сверстников - школьников, студентов, лицеистов, - приобретает неоценимое миссионерское значение. “Одно дело, когда молодежь слышит слова с амвона, и совсем другое - когда об этом говорят их ровесники, - поясняет директор епархиального музея, кандидат исторических наук Ольга Ивановна РадЧенко. - Вы не представляете, какое оживленное обсуждение начинается. Задают массу вопросов, в том числе и о жизни самих семинаристов: можно ли им есть мясо, можно ли жениться? А уж когда девочки узнают, что им можно жениться, то начинают и знакомиться, и давать свои телефоны...”

Ежегодно музей проводит межвузовскую научную конференцию “Иоанновские чтения”; сотрудничает с вузами и школами города и области, а также с другими организациями - музеями, туристическими фирмами, паломническими центрами, центрами социальной защиты и реабилитации, ГУИН, СИПКРО, организацией инвалидов-колясочников “Десница”. В этом году, в рамках празднования 10-летнего юбилея, провели первую всероссийскую конференцию епархиальных музеев, совместно с отделом катехизации РПЦ. Таких музеев оказалось не очень много по всей России, и самарский - самый старый из них; еще один музей с хорошими традициями есть в Нижнем Новгороде.

В 2004 году благодаря стараниям владыки Сергия был создан попечительский совет музея, куда вошли генеральный директор “Волгапромгаз” Ю.М. Афанасьев, председатель совета директоров КБ “Солидарность” А.К. Титов, бывший министр департамента транспорта А.К. Ушамирский и другие. Благодаря помощи попечителей значительно пополнился фонд музея, появился выставочный зал, оснащенный современным оборудованием, подвесной голландской системой с индивидуальной подсветкой, стало возможным проведение интереснейших выставок, требующих больших затрат - таких, как выставка икон из коллекции Государственного музея Палехского искусства “Просвещение через Образ” или “А.С. Пушкин и митрополит Филарет”, организованная совместно с Государственным музеем им. Пушкина и Церковно-археологическим кабинетом при Московской Духовной академии, на которой были представлены уникальные экземпляры - Библия, принадлежавшая Пушкину, подлинные портреты современников поэта... Был выпущен каталог выставки из частной московской коллекции, посвященной сызранской иконе.  

- Московский коллекционер, который написал статью о сызранской иконе, считает, что у нас существовал уникальный центр иконописания с особой, только ему присущей стилистикой, - рассказывает Ольга Ивановна. - Но на самом деле это очень похоже на Палех. Традиция палехской школы действительно существовала в нашем городе, поскольку в 1898 году братья Белоусовы, самые известные на тот момент палехские иконописцы, расписавшие Грановитую палату московского Кремля, переехали в Самару. Они открыли иконописную мастерскую, расписали все храмы Самары и большинство храмов Самарской губернии, обучили несколько иконописцев...

- Еще один вопрос, может быть, не очень тактичный. В последние годы часто говорится о конфликтах между Церковью и государственными музеями, которые вынуждены возвращать здания и хранящиеся там иконы и богослужебные предметы...

- Глядя на эти вещи как музейщик, я понимаю только одно - что все-таки на икону надо молиться. Икона - не музейный экспонат, ее цель - служить окном в мир горний, возвысить наше духовное состояние, через образ обратиться к первообразу. Она может как исключение занять место в музейной экспозиции, для того чтобы восстановить прерванную за 70 лет советской власти культурную традицию. Потому что мы приходим в храм и не знаем, кто изображен на иконе, почему так изображен... Мы не знаем языка иконы, целей, задачи иконописания, потому что все искусствоведческие исследования, созданные за 70 лет, не говорят о богословии иконы, о её смысле, содержании, а только об эстетике. Лишь недавно стало доступно святоотеческое наследие, стали издаваться книги по богословию иконы, о том, как развивался канон. Без этого нельзя понять даже эстетики иконы - не зря Трубецкой назвал икону богословием в красках. И музеи призваны воспитывать, заниматься ликвидацией безграмотности в этом плане. Поэтому, когда говорят о трениях между Церковью и государственными музеями, которые вынуждены отдавать принадлежавшие им монастырские комплексы, то я как музейщик понимаю их проблемы, но эти вопросы, я считаю, решаемы со временем. Конечно, никто не хочет отказываться от имущественных прав, обширных монастырских зданий, где можно принимать множество туристов, но надо думать еще и по совести - для чего предназначены эти иконы, для чего создавался этот монастырский комплекс... Музей может существовать и при монастыре, а его сотрудники, которые хранили это национальное достояние, работать там по-прежнему, как это произошло в музее Троице-Сергиевой Лавры.

Мы сотрудничаем со многими государственными музеями, такими, как музей им. Алабина, Пушкинский музей в Москве, Государственный музеем Палехского искусства. Наш музей вошел в Союз музеев России, мы имеем статус культурного учреждения. Сейчас у нас проводится выставка, посвященная 80-летию со дня рождения митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева). А в конце года мы хотим привезти выставку, посвященную отцу Павлу Флоренскому. Сейчас она находится в музее ЦАКА - Церковно-археологического кабинета в Троице-Сергиевой Лавре. Выставку создал его внук, игумен Андроник (Трубачев), он директор музея     о. Павла, который находится в Сергиевом посаде - это дом, в котором жила его семья после его расстрела.

Как уже говорилось, неоценимую помощь в организации выставок музею оказывает попечительский совет. Однако, помимо выделения средств на развитие музея, попечители часто лично приобретают те или иные предметы, безвозмездно передавая их в фонд музея. 80% экспонатов составляют подарки человека, не вошедшего в Совет попечителей из скромности, - Дениса Владимировича Воронова. Среди них множество уникальных икон, в том числе образ Святителя Николая Чудотворца XV века. А благодаря одному из этих экспонатов некий сообразительный посетитель даже выиграл крупную сумму денег, послав каверзный вопрос в передачу “Что? Где? Когда?”. Поскольку мало кто из современных людей способен был догадаться о предназначении серебряного рожка, из которого когда-то кормили младенцев...

В числе подарков, сделанных музею членом попечительского совета Алексеем Константиновичем Ушамирским, уникальная паломническая реликвия - гербарий из цветов, собранных на Святой земле, в деревянном окладе с инкрустацией из различных пород деревьев, произрастающих там же. Такие “сувениры”, некогда популярные среди паломников, сохранились лишь в единичных экземплярах и в центральных музеях. А.К.Ушамирским же передан в музей серебряный крест священнослужителя с выгравированной на оборотной стороне надписью: “От офицеров 439 пех. Илецкого полка свящ. о. М.Дудицкому в память совершенного им подвига       12 января 1917 г. на Рижском фронте”.

Еще более удивительна история другого креста, найденного при археологических раскопках в окрестностях Самары. Это крест-энколпион, мощевик с изображением распятия на одной стороне и Божией Матери на другой; воины средневековой Руси носили такие поверх доспехов, вверяя себя помощи Господа в бою. Возраст его определяется XII веком, что может служить еще одним доказательством существования здесь русского поселения задолго до “официальной” даты основания Самары. Внутри креста находится частичка мощей неизвестного святого, поэтому решение о том, место ли этой святыне в экспозиции музея, будет принимать священноначалие Самарской епархии, а пока реликвия бережно сохраняется в запасниках. 

Большая часть экспозиции посвящена истории монастырей Самарской епархии. Здесь можно увидеть изделия монастырских мастерских, в частности, знаменитые вышивки мастериц Иверского монастыря, - а также иллюстрированные рукописные и старопечатные книги - например, богослужебное Евангелие 1628 года (под редакцией Петра Могилы). Очень дороги сотрудникам и посетителям музея реликвии, напоминающие о жизни замечательных людей, подвижников, связанных с Самарской епархией. Здесь хранится несколько подлинных икон, написанных Григорием Журавлевым, безруким и безногим иконописцем из села Утевка, а также его рисунки, сделанные углем. Целая экспозиция посвящена жизни митрополита Мануила (Лемешевского); здесь находится его священническое облачение, сшитое узниками в лагере, где он тайно служил, находясь в заключении. Заключенными сделана и панагия, вырезанная из алюминиевой кружки, с тонко выгравированным на ней образом Божией Матери. 

Другая выставка посвящена митрополиту Иоанну Санкт-Петербургскому и Ладожскому (Снычеву), прежде возглавлявшему нашу епархию, - с мемориальным уголком, воссоздающим обстановку его дома - с диванчиком, столом, фисгармонией, на которой играл Владыка, - а также его наградами, рукописями, перепиской с духовными чадами, книгами известных писателей, ученых, которым он помог прийти к Богу.

В трудное время перестройки, когда, с одной стороны, прекратились государственные гонения на Церковь, а, с другой стороны, подтачивались, разрушались духовные основы России, статьи и проповеди этого замечательного пастыря, патриота, совести русской нации, были для многих глотком свежего воздуха.

История многих экспонатов достойна целого большого исследования или художественного произведения: так, почетное место занимает вещь, связанная с жизнью одного из великих святых русской земли - сапожки праведного Иоанна Кронштадтского, сохранявшиеся в одной благочестивой семье. Богослужебную чашу - потир - передали в музей верующие потомки немецкого офицера, исправляя грех своего отца и деда, грабившего храмы во время Великой Отечественной войны. Есть здесь икона святой великомученицы Варвары, побывавшая в космосе, и фронтовые награды духовника Самарской епархии протоиерея Иоанна Букоткина, завещанные им музею.

“Владыка Иоанн часто приходил к нам, интересовался делами музея, - рассказывает Ольга Ивановна Радченко. - У него лицо было необыкновенное - просто светилось все. Великим постом он приходил сюда исповедовать семинаристов. Ему было очень трудно стоять - с войны он вернулся без пяток, - но он каждого выслушивал подолгу, каждому давал совет, наставление. После этого он должен был ехать в Покровский собор исповедовать священников, и все же нашел время зайти еще в музей. Его ведут под ручки, а я стою и думаю: хоть бы он что-нибудь сказал! И в этот момент он оборачивается и говорит: “И музей хороший, и смотрительница хорошая!”

Автор: Надежда Локтева


Автор:Надежда Локтева