Оглавление
07#2007
Оглавление
О главном
Бизнес Самарской области
Города и районы Самарской области
Гражданское общество
Культура Самарской области
Национальный проект. Жилье
Национальный проект. Здоровье
Фестиваль

Знать или быть?

 

“Чему учить детей в XXI веке?” - этот вопрос был вынесен на обсуждение нашего экспертного совета в прошлом номере журнала. Беседа с одним из наших экспертов, кандидатом богословия, председателем отдела религиозного образования и катехизации Самарской епархии игуменом Вениамином (Лабутиным) оказалась настолько интересной и содержательной, что мы решили опубликовать её полностью.

 

- Святителю Тихону Задонскому принадлежат такие слова: “Образование без воспитания подобно острому ножу в руках безумца”. Особенностью русской классической педагогики всегда было понимание задач формирования личности, как единого процесса образования и воспитания. Речь идет не только о том, чтобы дать ребенку сумму неких знаний, но чтобы воспитать из него достойного члена общества, гражданина. Как говорили до революции: “Родителям на радость, Церкви на утешение, Отечеству на пользу”. Наши предки очень хорошо понимали: главное - чтобы человек был нравственно чистым. Чтобы он имел сердце свободным от зла и лукавства. Чтобы он своей жизнью и своим трудом служил Богу и ближнему. К сожалению, эти истины оказались забытыми в эпоху перестройки. Советская педагогика, атеистическая по своей сути, хотя и отрицала бытие Божие, все равно сохраняла это двуединство процесса. Конечно, была попытка дать другую систему ценностей: упоминание о Боге убрали, заменили веру на патриотизм, хотя и в дореволюционной системе патриотизм занимал очень важное место. Тем не менее, какая-то система нравственных ценностей существовала.

К сожалению, в начале 90-х годов был взят курс на уничтожение российской системы образования, приближение её к западным стандартам, где воспитание, как таковое, отсутствует. Западная модель исходит из того, что личность вообще воспитывать не надо, надо дать человеку сумму знаний, ознакомить его с различными этическими и философскими учениями. Когда ребенок достигнет совершеннолетия, тогда уже он определит ту систему ценностей, которую будет исповедовать. Но это получается лишь на словах. На самом деле очень жесткая система ценностей современного секулярного мира прививается ребенку уже в школе. Это эгоизм, стремление поставить материальные ценности на первый план, а духовные ценности игнорировать. Даже тот лозунг, который звучит с экранов телевизоров: “Бери от жизни все, не дай себе засохнуть”, - это как раз новый курс образования. Брать от жизни все. Когда у нас крупные государственные чиновники говорят, что главная задача - добиться УСПЕХА, то это уже вызывает тревогу. Успеха в чем? В основном это понимают, как успех в бизнесе, успех в карьере, но почему-то о нравственном успехе говорить не хочет никто. А ведь если человек останется негодяем, то, заняв крупный пост, он будет приносить зла во много раз больше. Это прекрасно понимали наши предки. У нас в начале 90-х годов это единство процесса было нарушено. Воспитательный фактор был, по сути дела, изгнан из школы. Те же люди, которые сделали это, сейчас выступают против введения “Основ православной культуры”. По этим же самым причинам.

В результате получилось вот что - ребенку стали давать сумму знаний на выбор, причем она во много раз увеличена по сравнению с тем, что он получал раньше. Ребенок уже не справляется, отсюда появляется равнодушие, апатия у многих. В некоторых семьях, особенно “новых русских”, принято “покупать” учителей - платить за хорошие отметки в аттестате, рефераты, сочинения. Да что там - любые сочинения, любые шпаргалки сегодня легко найти в Интернете. Можно ли было тридцать лет назад представить, что на тридцати страничках будет выходить брошюра “Весь Лев Толстой для школьной программы”? Это все плоды нашего времени, весьма печального в плане воспитательного процесса.

- В чем же причина всего этого?

- Дело в том, что сейчас мы не понимаем, какие нравственные идеалы хотим воспитывать. Достоевский в свое время сформулировал очень четкий закон: “если Бога нет, то человеку все позволено”. Если нет Бога, то система нравственности, как таковая, теряет свою результативность.

Мы обычно ссылаемся на нравственность предыдущего поколения, получившего закалку в коммунистическую эпоху. Однако, если сравнить веру и нравственность, мы можем провести такую, быть может, примитивную параллель: нравственность подобна супу в чугунке, а вера - огню. Огонь горит - похлебка горячая. Огонь гаснет - похлебка некоторое время еще остается горячей, но потом остывает, и через два часа есть ее уже нельзя.

То же самое происходит с нашим обществом - пока был жив огонь веры, общество было нравственным. Потом огонь веры погасили - и все же какой-то заряд оставался на протяжении одного-двух поколений. Сейчас мы его совершенно теряем. Раньше, в дореволюционную эпоху, у нас детей воспитывали на житиях святых, в советское время - на героях-пионерах, героях-комсомольцах. К ним можно по-разному относиться, но, тем не менее, это были люди, которые ставили общественное выше личного. Сейчас над этим просто смеются. А ведь когда человек живет по законам эгоизма, он и человеком-то быть нормальным перестает. Кто у нас сейчас герои? Персонажи фильма “Бригада” - все были в восторге от них. Когда молодой человек говорит, что он хочет стать киллером, а девочка - валютной проституткой - чтобы все вкусить от жизни, не жить в нищете, - это страшно. Я уж не говорю об этом культе вседозволенности, моральной распущенности.

Конечно, определенную ответственность за это несет и школа. Вспомните, что происходило, когда у нас хотели исключить литературу из списка обязательных предметов. А ведь литература русская - это, по сути, единственный предмет в школе, где обсуждаются вопросы этики. Вместо этого хотели ввести какую-то никому не нужную “Этику”, где рассматривались философские учения Платона, Аристотеля, Гегеля - причем так эти учебники писались, чтобы заведомо вызвать у ребенка отвращение к системе морали. А ведь Достоевский, Пушкин или Чехов по силе воздействия гораздо сильнее философов - потому что философов в восьмом классе мало кто может понять, это очень сложное чтение.

Потом была сделана попытка выхолостить историю. История ведь тоже воспитывает, она дает возможность заложить определенную систему моральных ценностей. А наши учебники, особенно по новейшей истории, просто читать нельзя, о чем недавно говорил наш президент. Например, маршал Жуков - герой Победы, - и тут же на него выливают ушат грязи: что солдат не жалел, гнал тысячами на минные поля, был жестокий, истеричный и так далее... Генерал Власов - предатель, с одной стороны, но с другой - боролся со сталинским тоталитарным режимом, пытался в России демократическую республику создать. То есть, чуть ли не герой. Хотя что он под немцами здесь создал, какую республику?... Такое отношение к нашей истории, к нашей культуре, традициям, губительно.

- Но все-таки, имеем ли мы право навязывать ребенку наши понятия и представления о жизни? Или этот процесс неизбежен, потому что ребенок их все равно перенимает?

- По поводу того, имеем ли мы право навязывать наши представления - это интеллигентский подход, который идет от эпохи просвещения, но это неверный подход. Мы не должны насиловать волю ребенка - но пробудет ли ребенок в девственном, чистом состоянии до 18 лет? Мы его учить ничему не будем, мы ему дадим систему знаний, а он будет выбирать... Мы отказываемся воспитывать ребенка - а у нас что, улица исчезла? Просто его будут воспитывать наркодельцы, сутенеры, сексуальные извращенцы, бандиты - те силы зла, которые ребенка упускать не собираются. Будут воспитывать сцены разврата, безобразные фильмы по телевизору. А если мы ему ничего взамен не дадим - на чем вырастет ребенок? Люди, которые считают так, просто хотят погубить Россию - иначе я сказать не могу. Мне это напоминает слова одного древнеримского юриста, который говорил: пусть погибнет мир, но торжествует справедливость. Из демократии, из гуманизма такие люди сделали некого идола, которому служат, и это ничем, по сути, не отличается от того, что делали идолопоклонники древних времен. Те своих детей бросали на сожжение в раскаленную топку - чрево Ваалово. Представляете? Огромный идол, в животе у которого была печь, куда бросали грудных детей, и они там заживо сгорали. Это культ, против которого воевал Илия-пророк и ветхозаветные пророки. А мы делаем то же самое - детей бросаем в чрево каким-то мифическим принципам.

Пора о России подумать, о нашем будущем подумать. Люди, которые расшатывают, ломают российскую традиционную систему образования, думают, что это принесет им какие-то дивиденды. Как бы они другие дивиденды не получили. Вы, возможно, знаете китайскую притчу - взрослые дети очень брезговали отцом-стариком: ел он медленно, слюна у него текла, и падал он, разбивал миску. И стали его кормить в прихожей, сделали ему деревянную чашку и ложку. Даже за стол с собой не сажали - брезговали. Отец смиренно это все воспринимал. И вдруг они идут и видят, что их маленький сынишка что-то вырезает из дерева. Его спросили, что он делает. А он ответил: “Режу миску, из которой буду вас кормить, когда вы будете старыми”. Вот и они воспитают такое поколение, которое в старости покажет им, кто есть кто.

Если рушатся основные понятия, если ребенок теряет уважение к старшим, любовь к Родине - начнется война. И их защищать никто не будет - этих лжепедагогов, которые такие принципы насаждают. Их и кормить никто не будет. Те же дети, воспитанные на принципах современного гуманизма, просто предложат ввести в России проект эвтаназии. Сейчас выступают за добровольную эвтаназию, а потом она будет принудительной. Скажут: старик больной, проблема для бюджета - давайте, что мучиться-то... Это общество будущего описано в романах Юлии Вознесенской “Кассандра, или Приключение с макаронами”, “Паломничество Ланселота”.

Воспитание - это не только слова, это образ жизни. Большинство революционеров, как ни странно, были выходцами из глубоко религиозных семей - возьмем Чернышевского. Но религиозных лишь на первый взгляд - тех, кто много говорил о вере, но этот идеал мало являл в себе. Ребенок очень четко чувствует фальшь. Когда он видит, что родители и учителя говорят одно, а сами живут по другим законам, он начинает презирать их систему ценностей. Надо не только говорить о Боге, о любви, но и самому эти принципы являть. Потому что если священник говорит о посте, а сам в пост ест скоромное, то и прихожане пойдут за ним. Если учительница говорит, что курить вредно, а саму ее девочки видят в туалете с сигаретой... Если учитель и родители не будут пример являть - ничего у них не получится.

- Одной из главных тем прошлого номера был вопрос: “Чему учить детей в XXI веке?”

- Вы знаете, даже если речь идет об образовании - учить нужно самому главному. Чем была хороша советская система образования? Она учила правильно выбирать информацию. Она учила основным законам: природы, истории, общества и т.д. Сейчас ребенка пытаются напичкать знаниями и при этом упростить все. Система единого госэкзамена - это, по сути, американская система. Крестики-нолики, правильный ответ выбери... Некоторые вопросы совершенно некорректны, например, по истории. Ну как можно из четырех ответов, из которых два правильные, дать один правильный ответ? Ученик должен, когда отвечает, аргументировать свой ответ. Вот и получается, что знания, которые получает человек в школе, формализованы, система образования приведена к американским стандартам, а она у нас была гораздо лучше. Когда мы запустили первый спутник и первого человека в космос, американский конгресс специальное заседание проводил: почему это произошло не в Америке? Пришли к выводу - дело в системе образования. И когда нам говорят: у нас компьютеров не было, у нас языки плохо учили, школа была чрезмерно идеологизирована - это правда, но это можно было исправить. Мы же поступили по традиционному принципу, который ругает Достоевский - выплеснули грязную воду, а вместе с ней выплеснули ребенка...