Оглавление
07#2007
Оглавление
О главном
Бизнес Самарской области
Города и районы Самарской области
Гражданское общество
Культура Самарской области
Национальный проект. Жилье
Национальный проект. Здоровье
Фестиваль

О классике, современности и о том, что вне времени

 

Некогда приоритетный лозунг “Лучшее - детям!” в наши дни оказывается все менее и менее популярным. Да и что такое лучшее? На улицах мы наблюдаем упадок человеческой культуры, большое количество низкопробной музыки льется сегодня на нас с экранов телевидения и из радиоэфира. Как найти верный ориентир в этом бушующем мире?...

 

Благородным делом воспитания нравственного поколения, приобщения детей и молодежи к настоящему искусству занимается сегодня Самарское отделение Российского фонда культуры, руководит которым Елена Ивановна Маргина. Созданный фондом литературно-музыкальный театр “Мастера и дети”, эта творческая лаборатория, где бок о бок созидают и те, кто уже приобрел немалый опыт в профессии, и те, кто только начинает жизненный путь, совсем недавно выпустил аудиоспектакль о жизни и творчестве великого русского композитора Михаила Ивановича Глинки “Я писал о России”.

Удивительная история жизни, рассказанная от первого лица, не может не захватить, не заинтересовать слушателя. Великая музыка в прекрасном исполнении, перемежающая искренний, эмоциональный монолог композитора с удивительной, поистине русской душой, - то, чего так не хватало в наше непростое время...

О новом поколении и о современной культуре мы беседуем сегодня с заслуженным артистом Российской Федерации Олегом Свиридовым (на фото) - человеком, чьим удивительным, музыкальным голосом говорит в спектакле главный персонаж.

- Основная аудитория этого спектакля - дети и молодежь. Олег Михайлович, давайте поговорим о новом поколении...

- Новое поколение, - тяжело вздыхает мой собеседник. - Я каждый день наблюдаю это новое поколение перед своим подъездом. Это студенты технического университета, который находится поблизости с моим домом. Мало того, что они заставили нам весь двор своими автомобилями, так их общение повергает в ужас. Пиво, плевки, нецензурные выражения. А ведь они же вырастут. Что будет со страной? Кто будет ее строить?

В связи с этим у меня возникает мысль, что наше правительство и наш президент, действия которого мне во многом нравятся, и я считаю, что за многие столетия нам просто повезло с руководителем, - не додумались пока до одного - нужна общенациональная культурная программа. Я говорю сейчас не как деятель искусства, а как гражданин, человек. Я имею в виду и культуру общения, и поведения. Нельзя справлять нужду в общественных местах, нельзя материться, пить пиво - это ведь не так безобидно. Люди теряют стыд и чувство меры. Если правительство     этим не займется, то никакие политические и экономические программы не будут иметь успеха. Такая же “культура” будет у нас и в Думе, и на телевидении. А телевидение уже сегодня стало ток-шоу. Чем похабнее, тем лучше. То, что не должно обсуждаться публично, что просто неприлично обсуждать, вытаскивается наружу. Это угнетает. И поэтому любая попытка противостоять засилью бескультурья и дать людям что-то, связанное с истинными ценностями, для меня очень важна. Поэтому я уважаю и поддерживаю инициативы Елены Ивановны Маргиной. Ее театр “Мастера и дети” - это ведь разговор об истинных ценностях. Вот сейчас мы сделали спектакль о жизни и творчестве М.И. Глинки. Елена Ивановна написала очень неплохой сценарий, необычный. Знаете, это попытка под иным углом разглядеть жизнь композитора. А в том искусство и заключается - чтобы вроде бы знакомый материал повернуть иной гранью.

- Чем для Вас стала работа над записью этого диска?

- Спектакль “Я писал о России” - это своего рода протест против безмузыкальности, обрушивающейся на нас с разных сторон. Вот посмотришь современные фестивали - из десятка песен с трудом услышишь одну приличную мелодию. А ведь русское искусство всегда было мелодично. И Глинка - это начало всех начал в музыке. Он бездонен. Он непознан, неисчерпаем. Глубоко национальный композитор, полно и емко воплотивший всю русскую душу. Он достиг апогея в “Сусанине”, который завершается мощным “Славься”, который вне времени, который выражает сущность русского народа. И поражаешься: такой истинно русский композитор, и пожалуйста - полонез, и вся душа польского народа в нем; венгерские рапсодии - и этот характер слышен в музыке; и испанские, и итальянские мелодии у него... Бездна. Кладезь, откуда черпать и черпать.

- Олег Михайлович, Вы сыграли огромное количество разных ролей.       А роль великого композитора помогла сделать какое-то личное открытие?

- Работая над ролью Глинки, я пытался понять, как возникает это волшебство - рождение мелодии. Как? Ну, как? Все знают, что есть семь нот. Но почему их комбинация у одного человека - это всего лишь набор звуков, а у другого - выливается в нечто. Всего семь нот, и найти свое звучание среди тысяч... А в этом и гениальность! Ну, как?.. Мне было интересно прикосновение к этой лаборатории. И хоть мы занимаемся разным ремеслом - музыка и драма, но все-таки как рождается новое, это всегда поразительно интересно. Пытаться разгадать тайну... И понимать, что не всегда все объяснимо словами.

- Как Вы думаете, станет ли востребованным этот спектакль?

- Я бы очень этого хотел. Вы знаете, у меня нет специального музыкального образования, но вот какую великую штуку сделало в свое время радио. Передавали постоянно оперу, оперетту. И я выучил всю русскую и мировую классику по радио. Я по-мальчишески, от восторга дирижировал, пел, кричал. И музыка потрясала, и дрожь шла по коже... Потому что это музыка настоящая. Я думаю, что при правильном подходе она всех пробьет. Потому она и великая. А эстрада - это хорошо. Но нельзя все строить на молодежи, которая по природе своей живет чувством ритма. Я себя очень хорошо помню - ритм, ритм, ритм, в каждой жилке пульсирует ритм и требует какого-то музыкального сопровождения. Конечно, надо это использовать. Но основываться на этом нельзя. Надо душу копать. Я помню, когда-то к нам приезжал белорусский ансамбль “Песняры” - вот пример удивительного сочетания традиции и современности, кстати. Так вот, в концерте артист Мулявин исполнял песню на таком душевном надрыве, что меня это потрясло. Где это сейчас? Где душевный надрыв? Сейчас и тексты песен никто не слушает, и иногда я ловлю себя на мысли, что слава Богу, что не слушают. Потому что там такое, что со стыда можно провалиться. А мы с этим еще и на фестивали ездим...

- Но ведь есть у нас и другое искусство, есть и другая молодежь...

- Есть другая молодежь, безусловно. На нее-то и вся надежда. Я преподаю уже 15 лет и вижу этих ребят. Но там и система другая: театр, музыка, живопись, хореография... И мы их не музыкантами, не актерами воспитываем, хотя, конечно, поддерживаем дарования. Мы воспитываем личности. А то, что я вижу на лавочке перед моим подъездом, это происходит каждый день и на глазах. И это проблема, на которую нельзя закрывать глаза. Ведь это студенты. В свое время мы студентов за элиту считали, снизу вверх смотрели на них. И чтобы попасть в вуз, надо было потрудиться. Конечно, политика 90-х, когда престиж инженера снизили до ненужности, сыграл свою роль... И поэтому нужна программа, о которой я говорил в начале. Вот мы говорим - у нас дети наркоманы, алкоголики. А откуда они взялись? Раньше они были распределены по ДК и занимались делом. Выкинув их оттуда на улицу, мы теперь думаем - где взять деньги, чтобы с улицы их забрать. А не деньги искать нужно, а решение проблемы. Но пока я не наблюдаю даже подхода к этому.

- А какое нужно решение?

- Вот мы сейчас говорим - не надо пить пиво на улице, это нехорошо, не надо материться, это плохо. А в одной книжечке не рассуждали, там говорили категорично - не убий! не укради! чти отца и матерь свою! Это просто правило, закон, и это для всех. А у нас вот этой решимости пока не хватает. Человечество выжило, выработав нравственный кодекс. Что ж мы не воспользуемся многовековой практикой? Выполняй правило или отвечай - от штрафов вплоть до лишения свободы должно быть наказание. Всеми классиками сказано, что государство - это орган насилия. Так и есть. Потому что моя свобода кончается там, где начинается свобода другого. Это Горький сказал. И на это должен быть направлен весь государственный аппарат - на проповедование истинных ценностей и нравственного кодекса человеческого. Государство без пропаганды, без идеологии не может существовать. А мы пока умудряемся. Вот царизм держался на трех китах - “За веру, царя и Отечество”. Советское государство - на лозунге “Вперед к победе коммунизма!”. Это был тот стержень, который объединял людей. Одни были за, другие против. Но это был стержень. Назовите мне сейчас этот стержень...

- Надежду дает хотя бы та работа, которую проделал театр “Мастера и дети” по созданию спектакля о Глинке...

- Конечно, это всего лишь частица. Но если нам удалось спасти одну, две, три души, значит, мы бьемся не зря...

Автор: Ольга Кувичка


Автор:Ольга Кувичка