Оглавление
4#2007
Оглавление
О главном
Автопром Самарской области
Бизнес Самарской области
Города и районы Самарской области
Женское дело
Концепция будущего
Культура Самарской области
Национальный проект. Жилье
Национальный проект. Образование
Пресс-служба
Спорт Самарской области
Туризм в Самарской области

Шаги самарского автопрома

— Самара
 

Важным этапом в реализации программы развития автопрома России станет международная выставка-форум “Автопром. Автокомпоненты”, организаторами которой выступают Министерство промышленности и энергетики Самарской области, ООО “Группа АВТОВАЗ”, выставочные компании “Экспо-Волга” и “Экспо-Тольятти”. Этот масштабный проект призван объединить всех участников огромного производственного сегмента под названием АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЕ.

Свои взгляды на этапы развития автомобилестроения в Самарской области, существующие проблемы и ближайшие перспективы на страницах нашего журнала представляет и.о. министра промышленности и энергетики Самарской области Николай Всеволодович Свешников.

 

Автомобильная отрасль является мощным фактором социально-экономического развития Самарской области - на долю автомобилестроения приходится 31,9% всего промышленного производства области и 64,7% объема производства продукции машиностроения. На сегодняшний день в области производится свыше 70% отечественных легковых автомобилей, более 300 предприятий и организаций обеспечивают поставку автомобильных компонентов и материалов для автосборочных заводов России. В самарском автомобилестроительном комплексе работает около 200 тысяч человек.

Однозначно, головным предприятием автомобильной промышленности Самарской области является Волжский автомобильный завод, который ведет свою историю с 20 июля 1966 года. В настоящее время ОАО “АВТОВАЗ” - одно из крупнейших предприятий автомобильной отрасли Восточной Европы, лидер автомобилестроения России. Приведу для анализа некоторые данные. За период 1970-2007 гг. изготовлено более 25 миллионов автомобилей LADA и автокомплектов. В настоящее время налоговые отчисления АВТОВАЗа формируют более 40% бюджета Тольятти, 20% - Самарской области и около 1% Федерального бюджета. Сегодня на автогиганте около       107 тысяч рабочих мест. Стабильная работа завода обеспечивает благосостояние 2 млн. россиян, задействованных в сервисно-сбытовой сети и производстве комплектующих изделий для него.

На конвейерах АВТОВАЗа выпускается шесть основных семейств автомобилей LADA. Перспективы дальнейшего развития завода связаны с появлением нового моде-льного ряда на базе платформы класса “С”. Работа по созданию новой платформы ведется совместно с компанией Magna International Inc. На АВТОВАЗе действует система менеджмента качества, разработанная в соответствии с нормами стандарта ИСО 9001 версии 2000 года. Система управления качеством охватывает все этапы жизненного цикла автомобиля, ее требования распространяются на все подразделения компании, поставщиков и предприятия сервисно-сбытовой сети.

Новая история автопрома Самарской области отсчитывается с начала 90-х годов, когда лишь           4 предприятия области были поставщиками ОАО “АВТОВАЗ” (АО “Пластик”, завод им. Тарасова, металлургический и нефтеперерабатывающий заводы). Такое положение дел не могло устраивать руководство региона, и в середине 90-х годов по инициативе губернатора совместно с АВТОВАЗом были разработаны и утверждены мероприятия по развитию сотрудничества с предприятиями области, реализация которых проходила при активном участии Министерства промышленности и энергетики Самарской области. Совместные усилия министерства и руководства АВТОВАЗа были направлены на расширение круга местных предприятий-поставщиков, создание условий для освоения альтернативного производства комплектующих, организации бесперебойного обеспечения конвейера и всей производственной инфраструктуры Волжского автозавода, создание условий для использования научного, технического, кадрового потенциала региона для повышения эффективности экономики автозавода. Была поставлена цель: создать условия для устойчивого функционирования промышленного комплекса области в целом, способствующие повышению рентабельности работы АВТОВАЗа и эффективному использованию существующих производственных мощностей и технического потенциала предприятий и организаций области.

В ходе осуществления этой программы Министерство промышленности и энергетики Самарской области определяло ряд задач, основной из которых являлась загрузка производственных мощностей предприятий Самарской области, в том числе конверсионных, заказами АВТОВАЗа. В результате проведенных мероприятий уже в 1996 году число поставщиков автокомпонентов на автогигант в Самарской области увеличилось до 130, а в 2006 году - до 300. Системная работа с предприятиями области позволила сформировать круг базовых поставщиков и наращивать уже не только их количество, но и объемы поставок. Так, если в 1999 году 180 предприятий поставили на автозавод продукции на 8 млрд. рублей, то по итогам 2006 года - 300 самарских поставщиков реализовали заводу комплекту-ющих и материалов более чем на   80 млрд. рублей. В ходе реализации этих мероприятий Правительство области стимулировало привлечение предприятий оборонно-промышленного комплекса к производству автомобильных компонентов. Так, на оборонном предприятии “Салют” организовано производство фильтров, на “Самарском электромеханическом заводе” - производство электрооборудования и бачков омывателя, на заводе “Гидроавтоматика” - натяжителей цепи. В настоящее время практически все предприятия ОПК Самарской области работают в кооперации с АВТОВАЗом и другими российскими автомобильными заводами. Комплектующие для автогиганта производят в различных городах области. В Тольятти это - ОАО “АвтоВАЗагрегат”, ЗАО ПФ “Детальстройконструкция”, ЗАО “ВАЗинтерСервис”, ООО “РосСкатАвто”, ЗАО “Мотор-Супер” и др., в Сызрани - ОАО “Пластик”, ЗАО “Кардан” и др., в Самаре - ОАО “Завод имени А. М. Тарасова”, ЗАО “Паккард Электрик Систем/Самарская кабельная компания”, ЗАО “СОЭЗ-Автодеталь” и др., в Кинеле - ЗАО “КинельАгроПласт”, в Жигулевске - ЗАО “Аком” и др.

Не менее важной задачей было размещение ряда производств АВТОВАЗа на свободных производственных площадях других промышленных предприятий области.

За счет этого были созданы новые предприятия: “Сызранский автоагрегатный завод”, ЗАО “Кардан” и др. На заводе “АвтоВАЗагрегат” освоен выпуск по современной технологии высококачественных автомобильных сидений и глушителей, производство обивки салона и ремней безопасности - на площадях Винтайского машиностроительного завода.

 

Решение поставленных задач и реализация инвестиционных проектов АВТОВАЗа и других предприятий автопрома невозможно без привлечения инвестиционного капитала и ресурсов кредитных учреждений. Минпромэнерго Самарской области осуществляет поддержку в реализации инновационных проектов и повсеместному переходу производителей автокомпонентов на международные стандарты качества, что создает условия для привлечения иностранных партнеров и инвестиций. В рамках программы технического сотрудничества нашей области с Голландией в ЗАО “СОЭЗ-Автодеталь” установлено оборудование и освоена современная технология изготовления алюминиевых комплектующих для автозавода методом литья по газифицированным моделям. Интересный инвестиционный проект с участием испанской фирмы “Тудор” реализован в   г. Жигулевске. На площадях ОАО “Энерготехмаш”, создана компания “Аком” по производству аккумуляторных батарей мощностью до          1 млн. в год. На свободных площадях “Управления малой механизации” в Тольятти создано предприятие “Теннеко-Аутомотив-Волга” по производству системы выхлопа для автомобилей “Шевроле-Нива”. Безусловно, наиболее весовым инвестиционным проектом автопрома стало создание совместного предприятия “Джи-Эм-АВТОВАЗ”, на реализацию которого было привлечено свыше 338 миллионов долларов иностранных инвестиций.

Научно-технические организации области также активно сотрудничают с АВТОВАЗом. Выполнение областной программы “Расширение потребления и производства алюминиевых сплавов и полуфабрикатов с повышенными технологическими и эксплуатационными свойствами для автомобилестроения на период 1999-2003 гг.” позволило увеличить объемы поставок алюминиевых сплавов, производимых в Самаре, с 4700 до 16100 тонн. В настоящее время при содействии Минпромэнерго Самарской области реализуются научно-технические мероприятия “Алюминиевые сплавы и изделия для автомобилестроения на период 2007-2010 гг.”

При содействии научно-технических организаций области осуществляется комплексный план мероприятий “Качество Самарской области на 2007-2010 гг.”, направленный на повышение конкурентоспособности и качества производимой продукции и оказываемых услуг предприятиями и организациями Самарской области, в том числе и предприятиями автопрома.

Невозможно не сказать о социальной направленности программы развития автопрома. В ходе её реализации было создано значительное количество рабочих мест как на предприятиях автопрома, так и в смежных отраслях. Здесь проявился мультипликационный эффект автомобилестроения, когда на каждое рабочее место на автосборочных предприятиях приходится от 10 до 20 рабочих мест в смежных отраслях. Так, 107 тыс. рабочих мест АВТОВАЗа обеспечивают работой 2 миллиона работников в смежных отраслях. Сотрудничество с автогигантом способствовало развитию многих предприятий, начинающих свою деятельность как малые.

В рамках развития кооперационных связей с промышленными предприятиями области Минпромэнерго области обращает особое внимание на взаимодействие с предприятиями, использующими труд инвалидов. При поддержке Минпромэнерго Самарской области созданы условия для обеспечения заказами автозавода ООО “Самараавтожгут” Всероссийского общества слепых.

Этому предприятию предоставлены бюджетные кредиты:

В 2004 г. - 10 млн. рублей на приобретение оборудования;

В 2005-2006 гг. - суммарный кредит 18 млн. рублей на пополнение оборотных средств.

Автомобильный кластер занимает ведущее место в реализации стратегии формирования инновационного профиля экономики Самарской области. Кластерная политика сегодня рассматривается как мощный инструмент государственной политики в целях повышения конкурентоспособности экономики. Создание автомобильного клас-тера способствует развитию частно-государственного партнерства, использованию новых экономических инструментов налогового и финансового стимулирования инвестиционного развития, обеспечивает доступ экономических агентов кластера к финансовым ресурсам. Кластерная политика предусматривает ускоренное инновационное развитие, расширение связей науки и образования с производством, обмен технологиями и информацией, развитие маркетинга и внешнеэкономической деятельности.

За автопромом Самарской области большое будущее, и основными направлениями развития отрасли являются, прежде всего, повышение качества автомобилей и автокомпонентов, мероприятия по снижению производственных издержек, освоение производства автокомпонентов нового поколения. В этих целях ведется работа по созданию промышленно-технологического парка на территории городского округа Тольятти, который будет специализироваться на выпуске высокотехнологичных автокомпонентов для отечественных и зарубежных автопроизводителей, и производстве наукоемкой продукции других отраслей. Это новый эффективный инструмент развития территории, укрепления инновационно-промышленного потенциала Самарской области.