Оглавление
4#2007
Оглавление
О главном
Автопром Самарской области
Бизнес Самарской области
Города и районы Самарской области
Женское дело
Концепция будущего
Культура Самарской области
Национальный проект. Жилье
Национальный проект. Образование
Пресс-служба
Спорт Самарской области
Туризм в Самарской области

Дмитрий Икомасов: "Главное - не принимать доброту за слабость"

— Самара
 

Созерцай устройство этого мира, слушай слова мудрых и принимай все хорошее и доброе как свое. Опираясь на это, открой свою собственную дверь к истине. Не прогляди истину, которая прямо перед тобой. Изучай течение воды в ручье, плавно и свободно огибающем камни. Учись также у святых книг и умудренных людей. Все вокруг - даже горы, реки, травы и деревья - должно стать твоим Учителем.

О’Сенсей Морихей Уэсиба, основатель айкидо

 

Для того, чтобы получить представление об айкидо как о боевом искусстве, достаточно посмотреть любой из фильмов с участием голливудского актера Стивена Сигала. В эффектных схватках Стивен наглядно демонстрирует основной принцип этого вида единоборств - использование силы противника против него самого. Вместе с тем, айкидо - не только эффективное боевое искусство - это целая философская система, столпы которой отражены в самом названии, состоящем из трех иероглифов: “Ай” - “гармония, любовь”, “Ки” - “энергия”, “До” - “путь”, то есть это - путь гармонизации себя с окружающим миром. Философская идея айкидо, как вида боевых искусств, заключается в том, чтобы показать сопернику, что агрессия бесполезна.

По сравнению с другими восточными единоборствами, айкидо - молодой вид. Его основные мировые федерации сформировались к 1969 году. С другой стороны, все его основы являются наследием древности, уходя корнями в глубину самурайского прошлого Японии. Такие противоречия не мешают многим в наше время заниматься айкидо. Более того, считается, что им увлекаются в основном люди интеллектуального труда, такие, как, например, Сергей Владиленович Кириенко - глава Федерального агентства по атомной энергии, являющийся одновременно президентом Национального Совета Айкидо России.

Одним из учредителей этого совета является Федерация Айкидо России, объединяющая несколько отделений, в число которых входит отделение Вакикай, что переводится как “дом мягкости”, т.е. стиль мягкости. Его штаб-квартира вот уже два года располагается в Самаре. О развитии айкидо в нашем городе мы по-беседовали с вице-президентом отделения “Вакикай” Федерации Айкидо России, обладателем третьего дана айкидо Айкикай Дмитрием Юрьевичем Икомасовым.

 

- Дмитрий Юрьевич, расскажите об отделении айкидо “Вакикай”, почему оно называется “дом мягкости”?

- Вообще, в восточной философии мягкость означает долгую жизнь, эффективность. Все жесткое ломается, а мягкое живет долго. У нас жестко - это сила. У них немного по-другому. Обычно, если японцы слышат хвалебные отзывы о жесткости того или иного стиля, они начинают смеяться. Хорошее жестким в Японии не назовут. Даже современное дзю-до (дзю - мягкость, до - путь) японцы называют го-до (путь жесткости) за то, что оно стало спортивным и более силовым. Изначально оно было более эффективное - мягче, опасней. Как хлыст - он опасней простой палки.

В отделение Вакикай входит порядка 18 городов. Уже второй год это крупное межрегиональное отделение своим центром считает город Самару. Наш президент Михаил Михайлович Авербах - один из немногих обладателей пятого дана айкидо в России. Кроме того, он является доктором медицинских наук, профессором иммунологии -достаточно известным человеком в медицине. Я являюсь вице-президентом, его заместителем. В Самаре проживает и председатель правления нашей организации - Владимир Александрович Цыма, обладатель третьего дана. Мы с Владимиром Александровичем проводим здесь занятия. Изначально штаб-квартира располагалась в Москве. С момента образования Автономной Некоммерческой Организации (АНО) “Вакикай” число охваченных нашей деятельностью городов увеличилось с 7 до 18. В настоящий момент отделение Вакикай во всей федерации занимает второе место по численности. Михаил Михайлович Авербах понял, что мы здесь работаем довольно эффективно, и предложил перенести штаб-квартиру отделения из Москвы в Самару. Что интересно, второе место мы занимаем по России в сравнении с московской федерацией, которая включает в себя больше занимающихся айкидо, чем все краевые отделения вместе взятые. Решение организационных вопросов мы, мужчины, переложили на хрупкие плечи моей жены Елены, которая занимает должность директора. Супруга Владимира Александровича Цымы ведет бухгалтерию нашего отделения. Такая семейственность вполне традиционна для айкидо.

- Айкидо зародилось в Японии. Как оно начало развиваться в России? Существует ли какая-либо преемственность от японских мастеров?

- Развитие айкидо в России начиналось в начале 80 годов, когда такие люди, как Александр Борисович Качан и Михаил Михайлович Авербах, будучи аспирантами, познакомились с японским студентом Оно, который занимался айкидо. Они подружились - японцы любят хорошие, теплые, дружеские отношения - и от него впервые узнали об айкидо. После этого Оно-сан уехал в Японию, доложил всемирному руководству айкидо, что в России положено начало развитию этого вида. Руководство прислало в Россию Номура-сенсея - нашего руководителя. Тогда еще не было всех существующих ныне подразделений. Номура учил основам всех тех, кто сейчас стоит во главе российских отделений айкидо, закладывал основы этого вида единоборств в России, что является очень большой гордостью для нас. Более того, если в российских кругах айкидо упомянуть Номура-сенсея, то его имя вызывает желание снять шляпу. Это человек, который переставлял ноги, помогал делать первые шаги. Если Оно-сан был вдохновителем, дедушкой русского айкидо, то Номура сенсей - первым учителем. В дальнейшем у всех появились свои руководители, но мы остались верны Номура-сенсею. Хотел бы отметить, что айкидо его стиля, по признанию многих мастеров, является наиболее близким к тому стилю, который преподавал сам Морихей Уэсиба. Номура-сенсей своими корнями уходит в старый самурайский род и, в отличие от других мастеров, он живет и учит в глубине Японии. Это место до недавнего времени называлось Такефу. В июне этого года мы туда съездили по его приглашению на мероприятие, посвященное 10-летию открытия там Номура-сенсеем своего додзю. Додзё - это духовно-спортивный зал, в котором закладываются философские основы и понимание внутренних процессов, т.е. он предлагает полноценный восточный взгляд на обучение боевому искусству. Уникально, что это мероприятие посетил сам внук основателя айкидо Моритеру Уэсиба, который является дошу. Дошу - в переводе - тот, кто поддерживает путь. Это очень серьезное звание, накладывающее множество обязанностей. Этот человек должен сам вести занятия, проверять, как идет работа во всем мире, показывать высший уровень понимания. Он не имеет права делать какой-либо свой уникальный стиль. Он должен являть собой срединную линию. Показывать все очень правильно и не искажать - быть ориентиром для всех. Этот пост передается по наследству. Только в крайних случаях может быть регентство. Я хотел бы подчеркнуть, уникальность визита дошу в том, что школ айкидо по всему миру много. Они отмечают и 10 и 20 и 30-летия. Но чтобы такие гости, как внук самого основателя, к ним приехали... Тем более, что Такефу расположен в глубинке - не совсем деревня, но что-то вроде поселка городского типа. На мероприятие было приглашено более 300 человек, занимающихся айкидо по всей Японии. Однако неяпонцев было всего семеро. Дошу в своей речи отметил тот важный момент, что это был первый визит неяпонцев, занимающихся так далеко от Токио, и обучение в традиционной манере, в традиционной школе. Самое главное - нам сказали, что своей подготовкой мы не опозорили нашего сенсея - Номуру. В стиле было все правильно, все полностью соответствовало. Это подтвердилось очень хорошим отношением к нам дошу Моритеру Уэсиба. А это человек с мировым уровнем, и даже сфотографироваться с ним - очень большая честь. Кроме общения с японскими мастерами, мы по 3 раза в день участвовали в тренировках. Это было здорово, но очень тяжело.

- Как развивается айкидо в Самаре?

- В Самаре, в секции, которую тренирую я, занимается уже не первый год порядка 30 человек. Сейчас я в свою секцию уже не набираю, потому что мне, как вице-президенту, приходится ездить по городам и проводить семинары и пр. Я не могу поставить процесс обучения на поток - это было бы неправильно. Айкидо нужно, как говорят японцы, преподавать от сердца к сердцу. Когда мы видим секцию численностью более пятидесяти человек, то там должно быть много инструкторов. Если это не так, то обычно это не очень честное отношение к преподаванию. Трудно что-то донести за полуторачасовое занятие. Есть вариант полного копирования японских мастеров старины (у нас многие самарские инструктора так и делают) и просто показывать технику, не комментируя. Так делали в старину, в том числе основатель айкидо, но нужно учитывать, что тогда это делалось для людей, у которых уже были за плечами дзю-до, карате, кендо, т.е для тех, кто уже знал основы. Делать подобное у нас, когда большинство пришедших вообще в жизни ничем подобным не занимались, просто нечестно. Кроме того, я еще работаю в двух фитнес-клубах Самары. Тех, кто хочет развиваться дальше любительского уровня и действительно работать, я приглашаю перейти из этих клубов к себе. Кроме айкидо я преподаю еще и кендо - фехтование на самурайских мечах. Это очень полезно для айкидо, т.к. оно базируется на самурайской технике фехтования. Заниматься айкидо, как борьбой - это в принципе неправильно. Неправильный взгляд на вещи, большая ошибка.

С сентября этого года в одном из клубов Самары будет сделан зал по образу и подобию того додзё, куда мы ездили. Айкидо будет поднято на еще более высокий уровень преподавания. Сейчас айкидо переходит в цивилизованное русло: сформированы принципы нахождения в зале, регламент тренировки, условия, как это происходит.

Айкидо в Самаре идет вперед очень основательными темпами. Что здорово - нет резких скачков. Потому что за резким скачком обычно идет резкий спад. Провели три фестиваля - после каждого прибавлялось людей, занимающихся айкидо. Сейчас съездили в Японию - тоже об этом надо рассказать. Дмитрий Цапаев, например, открыл впервые в Самаре центр боевых искусств, центр айкидо “Котэнгу”. Об этом мечтают многие во многих городах. Это отдельный комплекс с хорошо оснащенными залами. Могу только аплодировать и всячески приветствовать такое дело - чудесно. На базе 14 спортивной школы дзю-до существует постоянно две негосударственных секции айкидо. Одну ведет наш человек - (из вакикай) - Герман Астафеев, другую - Александр Водянов - представитель Нижнего Новгорода. Ребята занимаются, доступ свободный, цены умеренные. Нельзя сказать, что люди приходят на занятия таким же валом, как на дворовый футбол, но, с другой стороны - это ведь не футбол. Занимаясь айкидо, нужно относиться к себе внимательнее - нельзя выходить пить, в туалет и т.д. Многих отталкивает дисциплина, а дисциплина - это на самом деле хорошо.

- Преподавание боевых искусств предполагает высокий уровень ответственности за здоровье учеников, что требует высокой квалификации инструктора. Как обстоит дело с подготовкой самарских инструкторов айкидо?

- Инструктора, которые преподают на данный момент в Самаре, аттестованы и по японской системе данов, и как инструктора Российской Федерации. Они собираются в летние лагеря, где для них проводятся серьезные занятия. Комиссия оценивает, насколько хорошо ты умеешь общаться с учениками, как строишь занятия. На человека смотрят со всех сторон. И потом выдают свидетельство о праве преподавания.

К сожалению, в Самаре в сфере преподавания айкидо есть и моменты не очень радостные. Существует достаточно много секций, которые ведут “контрафактные сенсеи”. Причем обязуются обучить айкидо в довольно сжатые сроки. К этому можно относиться так же, как, например, к программам быстрого похудания.

- Как можно отличить такого “сенсея” от настоящего?

- У каждого преподавателя айкидо должен быть Будо-паспорт. Хотя этот документ написан японскими иероглифами, он имеет единую форму. Такой есть у меня, у Дмитрия Цапаева, у Владимира Александровича Цыма, у Сергея Владиленовича Кириенко, у Стивена Сигала. Он одинаковый во всем мире. К сожалению, не все знают, что такой документ нужно требовать. Еще один критерий - травматичность. Если тренировки травматичны, значит, тренировки - плохие. Если вы занимаетесь боевыми искусствами, бьете себя в грудь и говорите - у нас все по-настоящему и люди ломаются на тренировках, это значит - не по-настоящему. Это значит - неконтролируемые действия, очень плохие тренировки, очень плохой мастер - так заниматься нельзя.

Другой момент - если вы видите, что все еле двигаются, или на полу нет татами, а когда спрашиваешь - отвечают, что мы-де и не падаем - это другая сторона медали - значит, здесь ничего не происходит. Вас надувают. Должно быть все, как должно быть. Как должно быть? Если занятия происходят серьезно, то люди двигаются гармонично, правильно, в зале дисциплина, никто не перебинтован, кровь на татами не течет. Кроме того, в Интернете легко найти ссылки на отделения, которые существуют в городах России. Посмотрели, пришли - спросите у тренера, как его зовут. Наберите в Интернете в поисковике его имя и фамилию, посмотрите, что там про него можно почитать. Если, например, в поисковике набрать мою фамилию - там четко будет написано, кто я такой. В принципе, айкидо очень хорошо представлено в Интернете.

- Какие люди приходят заниматься айкидо?

- В Японии есть пословица: дзю-до - для всех, карате - для немногих, айкидо - для избранных. Она работает на 100% и у нас. Избранность проявляется в уровне интеллектуального развития. Что в Японии, что у нас - этим видом занимаются люди не с трехклассным образованием. Человек, который апеллирует к понятию “сила есть - ума не надо”, заниматься айкидо не может, потому что это потенциальная жертва. Са-мое главное - айкидо предполагает, что мы не набираем какой-то дополнительной мощи, а используем свою оптимальную относительно того, что происходит в мире. В Японии на стареньких дедушек, которые занимаются айкидо, нападают молодые ребята - сильные, быстрые. Откуда после 80 лет реакция и подвижность? Их нет, они просто делают нужные действия правильно и вовремя. Вот в этом высшее достижение человеческого разума - управлять своим телом в любом его состоянии - больное, здоровое, уставшее - именно так, как надо. Уметь согласовать работу тела и ума одновременно. Вот этому учит айкидо. Большинство людей, которые в своем развитии до этого не дошли, к этому стремиться не будут: во-первых, это сложно, во-вторых, нет гарантий, будет ли достигнуто. Очень часто те люди, которые настроены на быстрый результат, просто на силу и на то, чтобы возвыситься над ближним своим, в айкидо и кендо либо не идут, либо, приходя, меняются в корне. Айкидо развивает координацию у человека любого возраста, любого пола. Эффективность действий не зависит от веса человека, его размеров. Я могу бросать ученика весом 130 кг без всякого сверхусилия. В этом секрет и могущество айкидо. У меня занимаются представители творческой интеллигенции, властных структур, люди с высоким социальным статусом. Для занятий айкидо нужно иметь определенный уровень интеллектуального и духовного развития. Или быть ребенком - если детей воспитывать с самого начала, возникает боевой дух - это очень интересно.

Кстати, на детских занятиях с сентября этого года мы будем вводить метод, который применяется в Японии. Там детские группы работают в присутствии родителей: дети тренируются, а в рядах позади них занимаются их родители. Таким образом, родители начинают понимать, чем занимаются их дети, и потом могут дома что-то попробовать сделать. Но самое главное и самое интересное то, что они могут даже на тренировке взаимодействовать. Есть и еще один момент - самый простой и приятный для сенсея (инструктора). У детей возникает куча желаний и необходимостей во время тренировки (развязался пояс, штаны падают, захотелось в туалет). Обычно этим приходится заниматься инструктору. Я, например, детей очень люблю, но, когда их много, получается, что ты работаешь фактически нянькой. И им не передается то, что должно, и время проходит. В Японии это как делается? Родители занимаются вместе с детьми и следят, чтобы у ребенка не возникало описанных выше моментов. Как получится у нас - не знаю, но многие родители даже обрадовались такой возможности. А вообще, в айкидо приходят не те люди, которые думают: вот я сейчас научусь и пойду кого-нибудь побью. Наоборот, к нам ходят люди, которые стараются уйти от агрессии. Главное - не принимать доброту за слабость, что у нас в стране часто встречается, но айкидо в момент расставит точки над i. Здравомыслящий человек осознает, что если в обычной ситуации можно обменяться пинками и друг друга простить, то в айкидо, после работы с полной амплитудой, просить прощения будет не у кого. Поэтому, лучше до этого помириться. Здесь работает восточная философия: “не навреди” и постарайся, чтобы мир сразу случился, не доводи до войны - потом мириться будет поздно. Поэтому айкидо здорово воспитывает людей. Вообще, у нас занимаются не только те, кто увлекается боевыми искусствами, многие приходят заниматься айкидо как еще одним видом японской культуры.

 

Контакты:

т. 334 79 71

т. моб. +79272614100

 Блог Д.Икомасова БУДО в САМАРЕ (айкидо,кендо,иайдо)

http://blogs.mail.ru/mail/ikomasov/

 http://www.wakikai.narod.ru/

Автор: Константин Кобяков


Автор:Константин Кобяков