Оглавление
4#2007
Оглавление
О главном
Автопром Самарской области
Бизнес Самарской области
Города и районы Самарской области
Женское дело
Концепция будущего
Культура Самарской области
Национальный проект. Жилье
Национальный проект. Образование
Пресс-служба
Спорт Самарской области
Туризм в Самарской области

Театральный художник

— Самара
 

В октябре этого года отмечает свой юбилей главный художник Самарского областного театра оперы и балета, член Союза художников России Наталья Хохлова.

 

...Известный и почитаемый на Урале художник Василий Андреевич Неясов ответственно отнесся к интересу дочери. Челябинский театр оперы и балета стал для маленькой Наташи средой обитания, источником первых ростков ее вдохновений и фантазий. В своих оценках ее начинаний Василий Андреевич был взыскателен и строг к будущему главному художнику Самарского академического театра оперы и балета, считая своим долгом дать Наташе истинное представление об избранной профессии и стоящих перед ней задачах.

Наставничество отца, учеба на отделении живописи художественной школы имени Иогансона при Ленинградском институте имени Репина Академии художеств СССР дали свои положительные результаты. “Вы, девушка, обратились по адресу”, - такой была оценка известного театрального художника, профессора Дмитрия Владимировича Афанасьева, когда Наталья Хохлова показала свои работы: видение музыкального театра, запечатленное в эскизах декораций и костюмах персонажей.

Наталья Хохлова становится студенткой Ленинградского института театра, музыки и кинематографии. Д. Афанасьев берет ее на свой курс, куда было принято шестнадцать человек. Но уже через два года учебы осталось только шестеро. Среди ушедших были и очень способные люди, но у них не оказалось того комплекса человеческих и профессиональных качеств, которые необходимы театральному художнику. До сих пор Наталья Хохлова держит в памяти слова учителя: “Декорация должна помогать актеру, его внутренней жизни, а не мешать ей”.

После окончания института, в 1984 году, она пришла в Куйбышевский театр оперы и балета без иллюзий, с готовностью решать сложные творческие задачи. Со вниманием отнесся к дебютантке главный балетмейстер театра народный артист РСФСР Игорь Александрович Чернышев. Масштаб личности давал ему право выбора. Он мог приглашать на свои постановки лучших столичных художников. И те, конечно, с интересом откликнулись бы на его предложение о сотрудничестве. Почему же Наталья Хохлова? Наверное, это было проявлением добрых человеческих чувств: дать возможность молодому, начинающему свою жизнь в театре, художнику реализовать себя. А может быть, это ленинградское братство? Сам Игорь Чернышев - воспитанник Ленинградского хореографического училища, известный танцовщик Мариинки.

Самый плодотворный период работы Натальи Хохловой на сцене Куйбышевского театра - это годы сотрудничества (1984 - 1994) с        И. Чернышевым. Работа над его балетными, а потом и оперными интерпретациями: “Лебединое озеро”, “Щелкунчик”, “Мамины сказки” П. Чайковского, “Болеро” М. Равеля, “Рапсодия в стиле блюз”           Дж. Гершвина, “Скифская сюита” С. Прокофьева, “Казнь Степана Разина” Д. Шостаковича, опера “Аида” Дж. Верди и мюзикл для детей “Волшебник изумрудного города” И. Якушенко.

Не было другого музыканта в наше время, который сделал бы так много для искусства России, ее людей, как Дмитрий Шостакович. Сознание души сегодняшнего человека, чувство острой духовной и нравственной ответственности за него, побудка сердца великого композитора сделали его “чувствилищем” ХХ, а теперь уже и XXI столетия. Работая тогда в театре, я была свидетелем, какие вдохновенные чувства испытывал Игорь Чернышев, создавая свой балет-ораторию “Казнь Степана Разина”, навеянный музыкой поэмы-симфонии Дмитрия Шостаковича. Как незаметно, без навязывания, он направлял в нужное русло мышление автора декораций Натальи Хохловой. Нашему взору предстала облаченная в дерево Русь, вобравшая в себя боль исстрадавшегося народа, брошенного на произвол судьбы и ожесточившегося от безысходности. С укором и страданием взирали лики святых сквозь стены этого древа: “Вы всегда плюете, люди, в тех, кто хочет вам добра” (Е. Евтушенко). Разуверившийся народ потерял ориентиры, где добро и где зло. Распахнутый небосвод - и герой, рвущийся к звездам. “Смотрите в небо - оно не обманет!” - предлагает нам художник. В драматургии музыки, воплощенной в сценографии, мэтр хореографии и молодой художник находят характерные моменты, акцентируя которые, они передают направление развития зрительного образа.

Мое же зрительское сопереживание происходящему на сцене тогда вылилось в поэтические строки:

Что же ты, наш свет-Иванушка,

Без любви не спасти землю-матушку,

Потерявшуюся во времени

И не помнящую роду-племени,

Все спустившую, полупьяную.

Полюби ее, окаянную.

Вот такую вот поцелуй.

Расколдуй ее, расколдуй.

Балет современного ленинградского композитора А. Успенского “Мужество” охватывает прошлое, настоящее и будущее нашего поколения. Его пронизывает мысль о том, что мир сотворен для любви и созидания, а не для разрушения и смерти. Огромную смысловую нагрузку в спектакле опять же несет небо. В нем, как в человеческих глазах (световая партитура), отражается все происходящее в душе героев - радость любви, счастье мира и страшная боль утраты, и вечность, хранящая память о тех, благодаря которым оно, это небо, спокойное и чистое.

“Свет дает вещи жизнь!” - эта латинская фраза из арсенала французских импрессионистов. Сочиненная партитура света Н. Хохловой в работе над балетом, опять же на музыку Д. Шостаковича, “Ленинградской симфонии”, - одно из главных действующих лиц. Графические формы декораций становятся живыми, и жизнь эта начинает играть на холодных плоскостях сценической архитектуры, которая становится своего рода экраном, воспринимающим проекции света.

В сценографии балета “Рапсодия в стиле блюз” Дж. Гершвина - орнамент геометрических линий, цветных пятен, пульсирующих, наполняющих силой колорита в зависимости от мелодий, их ритмов, их эмоциональной силы. Эту сценографию, ее световое решение тоже можно отнести к творческой удаче художника.

Опера “Аида” Дж. Верди, мы знаем, самая соблазнительная и наисложнейшая для постановки. В ней семь картин, семь перемен декораций. И в каждой из них нужно создать атмосферу, в которой бы все помогало актеру, его внутренней жизни. Все в этой постановке должно помогать и зрительскому восприятию в разгадке тайн египетских ночей и трагических судеб героев оперы. Запечатленные в сценографии художника Н. Хохловой фараоны, идеальной формы и пропорций, смотрят своими слепыми глазами с разных планов сцены, становясь невольными свидетелями происходящей трагедии. В этой совместной работе с Игорем Чернышевым, где он и режиссер, и балетмейстер, сцена не перегружена декорациями. Образ спектакля несет все запечатленное на мягких тканях. И свет, как переливание крови в мертвеющий организм, оживляет их. Впечатляющим в своем художественном лаконизме был Нил - разлив могучей реки, фосфорически блестевшей отраженным светом невидимой луны.

Первым же спектаклем Н. Хохловой была сказка - балет Б. Павловского “Белоснежка и семь гномов”. Спектакль этот много лет шел на сценах Куйбышевского и Челябинского театров оперы и балета. Художник очарована светлым миром сказки. Вот почему сверкают яркими красками витражи в этом спектакле. Они создают радостное и светлое мироощущение. И маленькие зрители, побывав на спектакле, проникались мыслью, что если мир будет светиться добром и радостью, то в нем не может быть места злу.

Еще в конце прошлого века театр стал отказываться от “украшающих” декораций. К художнику предъявлялись новые требования. Но на костюмы это не распространилось. Они должны впечатлять своей красотой, если это не противоречит замыслу образа спектакля, характеру сценических персонажей. А для сказки красивые и красочные костюмы - это закон. Ведь принц был очарован Золушкой, когда она предстала перед ним в прекрасном платье и хрустальных туфельках.

С особым интересом работает Наталья Хохлова над сценой бала во дворце принца Зигфрида в спектакле “Лебединое озеро”. Он самый красочный. Художник передает в нем национальный колорит костюмов в цвете и темпераменте того или иного танца, его изящество и броскость, яркость или пастельность; создает атмосферу праздника.

В репертуаре главного художника театра Натальи Хохловой оперы “Трубадур” и “Травиата” Дж. Верди, “Севильский цирюльник” Дж. Россини, “Иоланта” П. Чайковского, “Так поступают все женщины” В. Моцарта, балеты “Бахчисарайский фонтан” Б. Асафьева, “Баядерка” Л. Минкуса, “Шурале” Ф. Ярулина и другие.

Недавняя постановочная работа Н. Хохловой - это балет Л. Минкуса “Дон Кихот”, возвращенный в хореографии М. Петипа и А. Горского на сцену самарского театра главным балетмейстером, народным артистом СССР Никитой Долгушиным. Восстановленные им балетные шедевры мировой классики всегда достоверны и совершенны. Есть свои каноны в этом отношении для него и в сценографии балетов. Но в работе над этим спектаклем Н. Долгушин и Н. Хохлова, неожиданно для балетоманов, ушли от традиций классицизма архитектуры к простоте и выразительности собирательного образа, передавая здоровый оптимистичный дух испанского народа.

Это праздник-маскарад, который, нам кажется, сочинили сами герои представления и пригласили нас принять в нем участие. На сцене много воздуха, простора. Здесь минимум декораций. Испанский колорит спектакля - в выполненных в едином стиле картушах, в характерной атрибутике народных празднеств. Ленты, гирлянды, летящие паруса - все это на фоне солнечного неба и искрящегося серебром моря воссоздает атмосферу радости бытия, где так привольно дышится героям спектакля. Его образ - светлая и озорная улыбка.

Наталья Хохлова не замыкается в рамках сценографии. Она активно участвует во многих зональных и российских выставках как художник-живописец.

Являясь членом правления Самарского филиала Российского фонда культуры, Н. Хохлова - художник-сценограф его литературно-музыкального театра “Мастера и дети”

4 октября в Самарском историко-краеведческом музее им. П.В. Алабина открывается персональная выставка Натальи Хохловой, приуроченная к ее юбилею.

Автор: Елена Маргина


Автор:Елена Маргина