Оглавление
4#2007
Оглавление
О главном
Автопром Самарской области
Бизнес Самарской области
Города и районы Самарской области
Женское дело
Концепция будущего
Культура Самарской области
Национальный проект. Жилье
Национальный проект. Образование
Пресс-служба
Спорт Самарской области
Туризм в Самарской области

Василий Браташ: цирк - это искусство не для фанерщиков

— Самара
 

Свет неяркий, пустой зрительный зал... На манеже идет обычная работа. Один артист страхует, другой выполняет сложный трюк. Не получается с первого раза, со второго, но он работает и работает, напрягая мышцы, стискивая зубы. Для этих людей нет слова “не могу”, потому что их профессия - делать невозможное. Это цирк, место, где верят в чудеса.

 

Здесь же, в первом ряду зрительного зала и Василий Браташ, директор Самарского государственного цирка. Когда-то он тоже работал на манеже, а теперь его задача - организовать условия для нынешних артистов.

Мы встретились с Василием Юрьевичем за несколько дней до юбилейных торжеств, посвященных 100-летию Самарского цирка.

- Василий Юрьевич, первый мой вопрос связан с главным событием для всех любителей Самарского цирка - с его 100-летием. Скажите, что приготовил цирк своим зрителям в юбилейный сезон?

- Да, этот сезон для Самарского цирка особенный - сотый. И ошибочно говорить, что праздничные мероприятия затронут только три сентябрьских дня. Юбилейным будет весь сезон. 9 сентября его открыла сильнейшая программа, которая есть на сегодняшний день в Росгосцирке, - “Сафари”. Следующими на гастроли в Самару приедут лауреаты фестиваля на Поклонной горе, а затем итальянцы, канадцы... Словом, в юбилейном сезоне зрителя ждет международная программа. А с 14 по 16 сентября цирк приготовил для своих зрителей праздничный подарок. Сначала состоится премьера детского спектакля. Мы выпускаем газету “Волшебный Сверчок”, создали детский театр-студию, и вот с его участниками подготовили новый спектакль про уже полюбившегося всем самарским ребятишкам Волшебного Сверчка. Это будет благотворительная акция для детей 4-5 классов. На следующий день, то есть 15 сентября, на площади перед цирком можно будет увидеть показательные бои “Панкратион”. Цирк родился в Древней Греции с панкратиона, и мы решили на 100-летний юбилей Самарского цирка вспомнить историю. Кроме того, свое мастерство покажут участники цирковых студий из Похвистнева, Чапаевска, Самары. На манеже состоится премьера - выступит конно-акробатический ансамбль, который мы создали специально к празднику. Конечно, придут нас поздравлять творческие коллективы нашего города, официальные лица, приедет руководитель Росгосцирка Мстислав Запашный, может быть, будет присутствовать губернатор. Предыдущий губернатор не был у нас в цирке ни разу. И министр культуры тоже.

- Каким Самарский цирк пришел к своему столетию?

- Я считаю, что пришли мы к этой дате в плохом состоянии. Экономически нам очень тяжело. У нас долги за свет, за тепло, за горячую воду. Ни государство не хочет нам помогать, ни областные, ни городские власти. Что сами можем, то делаем. Хорошо, что есть меценаты, которые готовы помогать. Вот благотворительный фонд “СОК” выделил нам средства на ремонт кровли, а это, поверьте, очень дорогое удовольствие. В этом году мы впервые провели бал меценатов, который позволил нам собрать 600 тысяч рублей. Надеемся, что это событие станет доброй традицией для Самарского цирка. Единственная помощь губернатора заключалась в том, что он дал нам грант в размере 150 тысяч рублей, на которые мы сняли фильм. Но опять же - снять-то сняли, а показать не можем, потому что к кому бы мы ни обращались, все требуют денег. Выход из этой ситуации может быть простой - поднять стоимость билетов до 700 рублей. Но мы этого не делаем, потому что нельзя за счет зрителя решать свои проблемы. У нас самые дешевые билеты по стране. Ведь цирк - искусство народное, демократичное. У всех должна быть возможность приходить в цирк. Поэтому мы и благотворительные представления даем регулярно, дарим свой труд людям. А акцией, приуроченной к 100-летию Самарского цирка, мы хотим обратить на себя внимание - не зрителя, его доверие мы практически вернули, а руководителей города и области. Вот книгу выпустили, с минуты на минуту должны привезти...

- У вас и музей должен открыться?

- Мы собрали удивительные вещи - старинные афиши, костюмы, документы интереснейшие, оригиналы сценариев Маяковского и Лебедева-Кумача... А выставить все это мы не можем - фойе не отремонтировано, мебели соответствующей нет, стендов. Но мы поступили хитро - все сфотографировали и сделали большие плакаты. Музей у нас будет в бумажном воплощении. Это называется - голь на выдумки хитра.

- Наверняка зритель оценит и это. Ведь вы говорите, что ваш зритель к вам вернулся?

- Доверие зрителя мы вернули. Оно же было утрачено в нелегкое для цирка время. Тут работала предыдущая команда, которая устроила в цирке рынок. Мы от всего этого избавились. В цирке не должно быть ничего лишнего. Сейчас здесь есть музыкальный магазин, клуб есть, где играют живую музыку, - все связано с искусством. Торговли нижним бельем здесь больше не будет - цирк не место для рынка.

- То есть цирк возвращает свои позиции.

- Да, причем российский цирк в целом, некогда лучший в мире. В 90-е годы мы уступили лидерство Канаде и Китаю, где государство радеет за свое искусство. Цирк дю Солей на 80 % финансируется государством. Китай вообще считает цирк своей

 

визитной карточкой. У нас тоже цирк государственный, но при этом он сам по себе.

- Это проблема руководства Росгосцирка? Достаточно зайти на любой цирковой форум в Интернете, чтобы сделать такой вывод.

- Это не проблема руководства Росгосцирка. Грех говорить про Запашного, что он чего-то не сделал. Он многого добился для цирка. Но пока не будет инициативы государства, кто угодно может биться лбом об стену, все равно ничего не изменится. Глубочайшее заблуждение, что решение проблемы - это частные цирки, как утверждает Максим Юрьевич Никулин. Вот взять бы его из Москвы и привезти сюда. Или вон в Иваново. И пусть он там поруководит цирком. А мы посмотрим, что у него получится. Я тоже сюда ехал, думал, такого здесь наворочу! Вот третий год я в Самаре, и из всего, что задумал, выполнил процентов, наверное, пять.

- Ну, это вы скромничаете.

- Бог мне судья. Но я считаю, что я плохой директор. Мне предлагали на 50-летие грамоту вручить. Я отказался. То, что сделал артистом, было, да. А как директор я, кроме выговора, ничего не заслужил. По ряду объективных причин, конечно, и я себя этим успокаиваю, но от этого не легче.

- А вот артисты, гастролирующие в Самаре, говорят, что условия жизни здесь гораздо лучше, чем в других городах.

- Ну! Это первое, что мы сделали - отремонтировали гримерки, купили новые кровати. А сейчас вот артисты живут без горячей воды. Я пошел решать эту проблему к одному красавцу, так сказать. Он мне говорит: “Что мне артисты цирка? Я зимой больницы отключаю с детсадами”. Что я мог на это ответить? Идиот! Если ты считаешь, что это твоя заслуга... А артисты ничего, справляются. В чайниках воду греют. Это ж люди одержимые, на таких искусство и держится.

- Говорят, сейчас многие приходят в цирк из спорта, не впитав в себя этих традиций...

- Да, есть такие, которые денег хотят, поездок за рубеж, славы, быстрого результата. А в цирке ничего быстро не бывает. Быстро только в проекте “Цирк со звездами”. Кстати, приезжают они к нам. Мы сдали им помещение в аренду, пусть люди посмотрят, если хотят. Билеты на них стоят, между прочим,    3 тысячи рублей.

- Ну, так Ксюша же Собчак едет.

- Ну и что? Какое отношение Ксюша имеет к цирку? Почему не сделали обратный ход? “Эстрада со звездами цирка”. Цирковые с их пластикой, с их артистизмом под эту эстрадную фанеру отработают в легкую, да еще и на сцене такое вытворят, что этим эстрадникам и не снилось. Ведь цирк - это искусство не для фанерщиков, здесь под фонограмму не попляшешь. Но рано или поз-

 

дно наше искусство возродится, как птица Феникс. Сейчас люди накушаются вдоволь всяких суррогатов, и захочется им натуральной, здоровой пищи (улыбается).

- Да уже и сейчас есть немало гурманов. И цирку, несмотря на трудности, есть чем гордиться. Но вот недавно я узнала, что, оказывается, многие цирковые жанры вымирают...

- Да, есть такое. Жанры умирают. Вот мы выпустили номер “Конные жокеи”. На сегодняшний день это второй номер в Росгосцирке. А раньше их было очень много. Это сложный жанр, кропотливый - животные, люди... Мы взяли и возродили его. Сегодня уходит то, что сложно, трудоемко, затратно. Дрессура, железная дорога, фуры, сено, овес... Проще же включить музычку, взять бандаж, тапочки, хула-хупчики. Современная молодежь ищет простых путей. Но все будет хорошо. Вот мы сейчас выпустили книгу, где на последней странице спрятан билет на 200-летие Самарского цирка.

- Значит, на ближайший век у нашего цирка есть перспектива. А самый любимый зрителями цирковой жанр - клоунада - не дает повода для беспокойств?

- Скажите, как вам кажется, что такое “Комеди-клаб”? А “Кривое зеркало”? Откуда корни? Да, это адаптированная старинная клоунада. Только это эстрада. А цирк сложнее в тысячу раз. Здесь настоящий, живой зритель. Не кулуарное общество, которое смеется само над собой, не абстрактная какая-то публика, не телевизионная камера. И в цирке никогда никого не оскорбляли. Поверьте, очень просто устраивать вечера “Комеди-клаба” в цирке. У нас за кулисами анекдоты ходят такие, что “Комеди-клабу” и не снились. Но это наша закулисная жизнь. За это нельзя получать деньги.

- Вопрос, интересующий всех самарских зрителей - есть ли в нашем цирке своя труппа?

- Нет, и никогда не было. Очень хотелось бы, но нет. Может быть, в далеком будущем... Но пока это слишком дорогое удовольствие.

- Вот сегодня работает при Самарском цирке цирковая студия. Вырастут ребята, которые в ней занимаются, и создадут эту самую труппу.

- Наша эстрадно-цирковая студия - это скорее пропаганда цирка. И если хотя бы один ее воспитанник из ста станет артистом, это будет хорошо. Ведь, как правило, дети из студий в цирке не остаются. Попробуют этот хлеб в детстве и уходят. Цирк - это же только из зрительного зала праздник. А за кулисами это изнурительный многочасовой труд и жесткая дисциплина. Но желающие заниматься есть. В Самарской области немало хороших студий, и я не раз пытался их консолидировать, но у меня нет достаточного ресурса. Я обращался в Министерство культуры с тем, чтобы учредить в Самаре детский цирковой фестиваль, ведь в большинстве городов с цирками есть свои фестивали если не российского, то хотя бы областного или городского уровня. Оказалось, что нам этого не надо...

- Фестиваль детских цирковых студий проводится, по-моему, в Похвистневе...

- Да, в Похвистневе есть такой фестиваль. И это инициатива главы города. Там это нужно. А в Самаре - нет.

- Василий Юрьевич, а сами вы как попали в цирк?

- Когда мне было 14 лет, меня никем не брали на работу, маленький еще был, учиться надо было. А в цирк взяли - ухаживать за животными. Так я там и остался. А потом все было - и артист, и клоун... Ничего выдающегося в моей судьбе нет, нормально все.

- Значит, династии у вас не было.

- Зато теперь есть. И дочка моя, и внучка работают в манеже.

- Самое распространенное мнение о цирке, что это искусство для детей. Вы согласны?

- Да, и не надо этого бояться. И для детей, и для взрослых. Цирк - это для семьи.

- А для вас цирк - это что?

- Работа. Образ жизни. Не знаю, что сказать. Я здесь живу. Выхожу отсюда и не знаю, что делать, - просто в другой мир попадаю. Я в цирке как рыбка в аквариуме.

- То есть это ваша стихия.

- Да, наверное, стихия...

Автор: Ольга Кувичка


Автор:Ольга Кувичка