Оглавление
4#2007
Оглавление
О главном
Автопром Самарской области
Бизнес Самарской области
Города и районы Самарской области
Женское дело
Концепция будущего
Культура Самарской области
Национальный проект. Жилье
Национальный проект. Образование
Пресс-служба
Спорт Самарской области
Туризм в Самарской области

Самарская область - аэрокосмический центр России

 

В конце августа 2007 года в Москве прошел очередной международный авиакосмический салон “МАКС”. Судя по многочисленным отзывам, это мероприятие становится одним из крупнейших в мире форумов авиакосмической направленности. Участниками салона стали 787 предприятий и фирм, в том числе 540 российских и 247 зарубежных. Свою продукцию на “МАКСе” представили 39 стран мира. Суммарный объем сделок превысил 3 $ млрд.

 

Самарская губерния в очередной раз подтвердила свою репутацию одного из ведущих центров авиакосмической промышленности России. Правительство нашего региона впервые получило официальное приглашение от организаторов салона, а первый день работы “МАКСа” был посвящен именно Самарской области. Особенностью этой выставки стало то, что самарские предприятия и организации впервые разместили свою продукцию единой экспозицией площадью 168 кв. метров. Здесь были представлены: Правительство Самарской области,       ОАО “Моторостроитель”, НИИ ФГУП “Экран”, Завод приборных подшипников, ОАО “Авиаагрегат”, ЗАО “Биом-Парк”, СГАУ, ОАО “СНТК им. Кузнецова”, ОАО “НПО Поволжский АвиТИ”.

С индивидуальными стендами в салоне приняли участие ОАО “Металлист-Самара”, ОАО “Завод авиационных подшипников”, ОАО “Салют”, ОАО “Гидроавтоматика”, ОАО “Пластик”,              ОАО ГК “ТехОборонПром”, ГНПРКЦ “ЦСКБ-Прогресс”. Причем последнее предприятие выставлялось в составе экспозиции “Роскосмоса”, а ОАО “Салют” и ОАО “Завод авиационных подшипников” - в составе корпорации “Тактические ракетные вооружения”.

Один из перспективных проектов большой авиации, представленный на “МАКСе”, является особо значимым для авиастроения. Речь идет о новом авиационном двигателе НК-93. Работы по его созданию начались еще в советское время, однако затем финансирование было свернуто. Долгие годы проект держался, да и сейчас во многом продолжает держаться на энтузиазме конструкторов “СНТК им. Кузнецова”. На сегодняшний день двигатель практически готов. 3 мая 2007 года в подмосковном Жуковском состоялся первый полет летающей лаборатории Министерства обороны - самолета Ил-76 МД с двигателем НК-93. Испытания в воздухе прошли успешно.

Турбовентиляторный двигатель НК-93 предназначен для самолетов большой пассажирской вместимости, таких как Ил-96-500, Ил-96 МК, Ту-204-200, Ту-214 и пр. Это первый отечественный двигатель пятого поколения. Его винтовентилятор с лопатками из современных полимерных композиционных материалов обеспечивает экономию топлива до 15% по сравнению с применяемыми ныне двухконтурными турбореактивными двигателями. НК-93 соответствует действующим и сможет удовлетворить

 

перспективные требования ИКАО по показателям шумности и экологичности. На сегодняшний день аналогов этому двигателю в мире нет. В Европе и США ведутся испытания агрегатов меньшего диаметра и мощности. На “МАКСе” опытный образец НК-93 был показан на летающей лаборатории Ил-76 МД. У страны еще есть шанс заявить о своей конкурентоспособности в авиационном двигателестроении, по расчетам специалистов срок окупаемости при начале серийного производства НК-93 составит всего 6 лет. Самолеты, оборудованные этим двигателем, смогут иметь большую дальность полета при значительной экономичности.

Министр промышленности и энергетики Самарской области Николай Свешников на пресс-конференции, посвященной итогам участия в салоне “МАКС-2007”, отметил, что в последнее время количество заказов на областных предприятиях авиакосмической отрасли растет, и они имеют хорошие перспективы развития. Некоторые из них, например “Авиаагрегат”, возможно, будут участвовать в производстве самолетов “SuperJet”. Корпорация “Alcoa” уже подписала контракт с Объединенной Авиастроительной Корпорацией о поставках алюминиевого профиля для этого самолета. Что касается производства самолетов АН-140, то на салоне был подписан контракт на поставку 9-ти таких машин, и даже получен солидный аванс для начала их строительства.

Впервые на “МАКС-2007” вся малая авиация была собрана в единую экспозицию, видное место в которой занимали летательные аппараты, произведенные в Самарской области. На открытой площадке помимо самолетов был выставлен и опытный образец нового авиационного двигателя, разработанного на базе автомобильного мотора ВАЗ. Сейчас в России двигатели для легких летательных аппаратов не производятся - на отечественные планеры ставят продукцию иностранных производителей (обычно “Rotax” или “Subaru”). Разработки нового двигателя велись в рамках областной целевой программы “Развитие авиации общего назначения в Самарской области на 2001-2008 го-

 

ды”. Сама программа настолько уникальна для России, что организаторы салона предложили областному Правительству провести ее презентацию. Это мероприятие прошло в рамках дня Самарской области - 21 августа. Координатором программы, направленной на создание отрасли малой авиации, как составляющей экономического развития Самарской области выступает Министерство промышленности и энергетики нашего региона, а головным исполнителем - НП “Легкая авиация”. Наша губерния - первый регион России, где был разработан и реализуется подобный проект. Именно в Самарской области малая авиация впервые была представлена как новая перспективная отрасль экономики. В настоящее время в качестве основных задач по ее развитию рассматриваются поддержка разработки отечественного двигателя для малой авиации; создание летно-испытательной станции; организация лабораторно-испытательного комплекса на базе ГНПРКЦ “ЦСКБ-Прогресс”; развитие аэродромной сети и даже организация салона малой авиации с международным участием (подробно об этом в следующем материале). Решение    этих задач запланировано на 2007-2008 годы. Хотелось бы надеяться, что работы по их реализации будут продолжены в дальнейшем.

Затраты областного правительства на участие в салоне составили порядка 3 млн. рублей. Для организации единой экспозиции области был проведен конкурс на определение оператора проекта. Его выиграла Торгово-промышленная палата Самарской области. Особенно большая помощь для участия в “МАКСе” была оказана производителям легких летательных аппаратов - правительство взяло на себя расходы по транспортировке самолетов и оплату аренды выставочных площадей. “Единых экспозиций областей на “МАКСе” практически не было, - подвел итог Николай Свешников. - Мы впервые это сделали. Всем нашим участникам понравилось, что мы взяли на себя организационные моменты, оформление документов, а так же то, что все самарские предприятия были представлены в одном месте, а не разбросаны по разным павильонам, как это было ранее”.

Автор: Константин Кобяков


Автор:Константин Кобяков