- Шаги самарского автопрома
- ИСО/ТУ 16949:внедряем системно
- ЗАО "Самарская кабельная компания"
- ЗАО "Кинельагропласт"
- ФГУП "Самарский электромеханический завод"
- ООО "Соэз-автодеталь"
- ЗАО "АКОМ"
- ООО "ВОКО РУС"
- ООО "Детальстройконструкция"
- Самарская область - аэрокосмический центр России
- Малая авиация: шаги в будущее
- Факторы успеха транспортной логистики
- Основы развития - инфраструктура и здоровые амбиции
- Сеть АЗС "ДИОЙЛ" выходит за пределы Самары
- Некоммерческое партнерство "Российско-канадский учебный центр нефтегазовых технологий"
- Продление жизни трубопроводных систем с оборудованием SPIROVENT
- Содружество добрых сил
- Дорога из детства
- Семейное дело - светлые горизонты
- Секреты успеха Ольги Виноградовой
- 29 августа 2007 года в истории Самарской губернии была открыта новая страница.
- Стратегию развития Самары определит новый генплан
- Старая и новая Самара: взгляд художника
- Жаркий август - 2007
- Театральный художник
- Василий Браташ: цирк - это искусство не для фанерщиков
- Алла Демина: "Подходы к защите памятников архитектуры могут быть разными"
- Реформа ЖКХ - это реформа сознания людей
ИСО/ТУ 16949:внедряем системно
С 9 по 12 октября в Тольятти проходит Международная выставка-форум “Автопром. Автокомпоненты - 2007”. Одно из важнейших направлений работы форума - качество и проблемы внедрения его современных стандартов. Особое место среди них занимает стандарт ИСО/ТУ 16949, требования которого затрагивают интересы как представителей автосборочных предприятий, так и поставщиков автокомпонентов. И у тех и у других накопилась масса вопросов друг к другу, к экспертам в области качества, консалтинга, сертификации, аудита. Объединить интересы всех стало возможно на круглом столе по теме “МС ИСО/ТУ 16949 и популярные методы управления, направленные на его частичное внедрение” в рамках международного форума, при поддержке Поволжского клуба качества.
Внедрение стандарта ИСО/ТУ 16949:2002 в Самарской области фактически стартовало в 2004 году. Крупнейший российский автопроизводитель ОАО “АВТОВАЗ” ужесточил требования по сертификации предприятий-поставщиков комплектующих.
На сегодняшний день 18 вазовских поставщиков имеют сертификат соответствия стандарту ИСО/ТУ 16949. Процесс перехода на новый стандарт, хотя и медленно, но набирает обороты. Основная особенность ИСО/ТУ 16949 - в применении “процессного подхода” при разработке, внедрении, эксплуатации автомобилей и улучшении результативности СМК и повышении ответственности на каждом этапе производства. Именно системное внедрение, а не расчленение стандарта на отдельные, пусть даже современные методы совершенствования качества, стало главным препятствием в его адаптации среди российских поставщиков.
Тема проблем внедрения стандарта муссируется не первый год, ни одно мероприятие Поволжского клуба качества не обходится без дискуссии по этому вопросу. Так и на прошедшем в сентябре текущего года в г. Волжском заседании Клуба стандарт ИСО/ТУ 16949 стал одной из центральных тем обсуждения. Ее актуальность ярко иллюстрируют комментарии ведущих в Поволжье специалистов по качеству.
Александр ВасильЧук, председатель Поволжского клуба качества:
- Сегодня многие предприятия начали плотно заниматься модными методами управления качеством, в том числе, “Бережливым производством”, “6 Сигм” и др. При этом, увы, не все понимают, что методы направлены на эффективное внедрение лишь части стандарта ИСО/ТУ 16949. Сам же стандарт охватывает весь технологический процесс от разработки продукта до его утилизации.
Если не учесть системный подход при внедрении стандарта, то рано или поздно это неизбежно приведет к потерям. Можно потратить много средств, купить новое оборудование и не получить никакого эффекта.
Стандарт ИСО - это более глубокий, комплексный подход к менеджменту качества. Я убежден, что его нужно внедрять, внедрять не отдельные части, а комплексно, системно и в полном объеме.
Георгий Юнак, первый заместитель директора по качеству ОАО “АВТОВАЗ”:
- Стандарт ИСО/ТУ 16949 - это инструмент повышения эффективности работы поставщиков и, по сути, способ выживания в этом жестком конкурентном мире. Он предполагает использование пяти известных приложений: APQP, FMEA, SPC, MSA, РРАР. Задача предприятий освоить этот инструментарий и синхронно внедрять его вместе с главным потребителем, коим является автопроизводитель. Но удастся это только в том случае, если руководство четко понимает, что стоит за этим инструментарием и что это дает в результате внедрения.
Я бы не стал говорить о кризисе внедрения стандарта, но определенные трудности все же имеются. Главная из них - не совсем адекватная скорость внедрения новых инструментов менеджмента качества. Между тем приятно констатировать рост осознания поставщиками тех требований, которые предъявляют автосборщики.
На мой взгляд, чем жестче требования, тем выше скорость внедрения. И здесь не стоит обижаться: позиция производителя - не более чем способ выжить в совместном бизнесе. Выживет самый быстрый, а не только самый умный.
Алексей Ильин, директор по качеству ЗАО “Мотор-Супер” (г.Тольятти):
- Стандарт требует серьезного вдумчивого отношения к себе и не допускает упрощенного толкования основных принципов. Однако зачастую мы усложняем требования ИСО/ТУ, а те вещи, которые от нас требуются, мы не реализуем, или реализуем, недостаточно понимая их. Вместе с тем, затрачивая значительные ресурсы, хотим получить ощутимый экономический эффект. Все эти противоречия необходимо обсудить, и такая возможность есть у участников Круглого стола, который проходит в формате открытого диалога. Особенно важно, на мой взгляд, присутствие на Круглом столе представителей тех компаний, которые только встают на путь разработки регламентов.
Дмитрий Панюков, директор АНО “Институт Качества”, (г. Тольятти):
- Система управления предприятием в соответствии с требованиями ИСО 9001 и ИСО/ТУ 16949 должна строиться на 8 основных принципах, про которые, как ни странно, все очень часто забывают.
Не буду перечислять все, но выделю важнейшие. Принцип “лидерство руководителя”. Здесь важно понимать, что если цель для нас - что-то большее, чем просто сертификат, то только первый руководитель должен быть главным инициатором и мотором всей работы по внедрению ИСО/ТУ. Один из самых важных принципов - “процессный подход”. Стандарт ИСО/ТУ не прощает формального отношения - он требует ещё и эффективности процесса. И сразу начинает проявляться много проблем. А ведь нужно всего-то первому лицу разобраться, что такое “процессный подход”, и объяснить это своей команде! И, наконец, соблюдение принципа “взаимовыгодные отношения с поставщиками” позволяет повысить результативность и эффективность всей системы в целом.
Принципы - они на то и принципы, чтобы лежать в основе системы, быть тем безусловным фактором, который находится у всех в умах и заставляет поступать именно так, а не иначе! И это необходимо учитывать всем, кто хочет получить осязаемые результаты от внедрения ИСО/ТУ.
Автор: Ольга Фадеева