Оглавление
4#2007
Оглавление
О главном
Автопром Самарской области
Бизнес Самарской области
Города и районы Самарской области
Женское дело
Концепция будущего
Культура Самарской области
Национальный проект. Жилье
Национальный проект. Образование
Пресс-служба
Спорт Самарской области
Туризм в Самарской области

Малая авиация: шаги в будущее

 

Самарская область является единственным регионом России, где принята и уже более пяти лет реализуется программа по развитию легкой авиации. Головной организацией, координирующей эту программу, является некоммерческое партнерство “Легкая авиация”. Директор партнерства Александр Петрович Колыш рассказал нашему журналу о ходе реализации программы.

 

- В августе этого года в Подмосковье прошел очередной международный авиакосмический салон “МАКС”. Какую пользу получили самарские разработчики легких летательных аппаратов от участия в этом мероприятии?

- Особенностью салона “МАКС-2007” было то, что его руководство приняло решение о создании целой экспозиции малой авиации. До этого легкие летательные аппараты (ЛЛА) не имели единой площадки и располагались хаотично. В составе общей экспозиции этого года видное место занимала Самарская область. Наш регион был представлен девятью летательными аппаратами шести фирм-производителей. Немаловажно, что первый день салона был объявлен днем Самарской области, и в рамках мероприятий этого дня прошла презентация малой авиации губернии и областной целевой программы ее развития. “МАКС” позволил еще раз продемонстрировать наши достижения. Но это не главное. Дело в том, что областная программа - это небольшой в рамках России проект-первопроходец, на котором отрабатываются методы и приоритеты в развитии такой новой для страны отрасли, как малая авиация. Авиасалон стал той площадкой, на которой мы смогли оценить правильность выбранного нами пути развития. И сейчас, приехав с салона, я глубоко убежден в том, что мы в настоящий момент идем в верном направлении. По итогам участия в этом мероприятии могу сказать, что наши самолеты - конкурентоспособный товар на мировом рынке. На “МАКСе” и итальянцы, и немцы, и американцы постоянно подходили к нашим аппаратам. Интерес был просто огромный.

 

- Областная целевая программа “Развитие авиации общего назначения (малой авиации) в Самарской области” была принята еще в 2001 году. Что побудило ее разработчиков создать этот документ, тем более аналогов ему в России не было и нет до сих пор?

- Работы над программой начались еще в 2000 году. До этого мы проанализировали законодательство и пришли к выводу, что Федеральный закон рассматривал малые летательные аппараты только как товар, который можно было купить и использовать только на безвозмездной основе. Для того чтобы заниматься коммерческими полетами, владельцам легких летательных аппаратов нужно было организоваться в юридическое лицо и пройти все те процедуры, которые проходят крупные компании, летающие на судах типа Ту-154. Это было нерентабельно и мешало развитию легкой авиации в стране. Самолет можно было иметь в собственности, а вот использовать его в коммерческих целях - фактически нельзя. И тогда мы решили, что нужно развивать вторую составляющую малой авиации как отрасли экономики - рынок услуг. Коллектив энтузиастов вышел с предложением разработать концепцию развития малой авиации Самарской области. В создании этого документа участвовало множество людей: ученые СГУ, ведущие специалисты и главные конструкторы, генеральные директора фирм-разработчиков (их было тогда зарегистрировано 6), эксперты юриспруденции и экономики. Именно эта концепция легла в основу областной целевой программы по развитию малой авиации, которая была принята и начала реализовываться в 2001 году. Основная ее цель - создание рамочных условий для развития новой для страны отрасли, создание законодательной, технической базы для ее эффективного функционирования. Фактически работа велась с нуля. Приняв программу, Губернская дума вышла с законодательной инициативой по внесению изменений в Воздушный кодекс РФ. Была создана рабочая группа в Госдуме. Я сам представлял законопроект на ее заседании. Результатом нашего труда стало принятие Федерального закона -      № 114 ФЗ. Было убрано слово “безвозмездный”, и легкая авиация получила право зарабатывать себе на жизнь самостоятельно; узаконили понятие легких и сверхлегких летательных аппаратов, взяв за основу взлетную массу в 5700 кг. Кроме того, закон упростил технические подходы и, что самое главное - решение проблем малой авиации он перенес на уровень федеральных авиационных правил. Это мировой опыт - правила гораздо легче принимать, изменять под реалии жизни, чем закон, они намного гибче. Все эти результаты достигнуты благодаря депутату Госдумы РФ от Самарской области Александру Николаевичу Белоусову.

 

- Какие услуги могут оказываться с помощью малой авиации?

- На самом деле легкие и сверхлегкие самолеты трудолюбивы, как ослики. Они могут делать все, что не может делать большая авиация. Для сельского хозяйства ЛЛА могут выполнять борбические работы (борьба с сорняком, вредителями). Сколько недополучено урожая из-за того, что перестали подкармливать с воздуха нашу землю? В Самарской области порядка 1,5 млн. га сельскохозяйственных угодий. На 1 млн. га борбические работы практически не проводятся. Это только у нас, а возьмите Саратовскую область, Оренбуржье. Этот вид работ дает прирост в 3-8 центнеров с гектара. Не провели эти работы - потеряете 3-8 центнеров. С 1 млн. га необрабатываемых площадей сколько миллионов центнеров дополнительно можно получить?

Второе - это патрулирование ЛЭП, газо- и нефтепроводов. Летательный аппарат может проводить инструментальный контроль, если он оборудован соответствующими приборами. Чтобы реагировать не тогда, когда нефть уже потекла, а тогда, когда межкристаллитная коррозия только начинается. На глубине в половину толщины трубы приборы могут обнаружить образовавшуюся трещину.

Третье - мониторинг окружающей среды: воздуха, водоемов, защита и охрана лесов. Приведу классический пример: не помню, в каком году, у нас в губернии горели леса. Пилот самолета Ту-154 обнаружил очаг пожара с высоты в 9000 метров, сообщил о нем. Это какой очаг пожара должен быть, чтобы его заметить можно с такой высоты? Все наши самолеты могут летать на высоте 10-20 метров над кромкой деревьев и обнаруживать небольшие очаги пожара, буквально брошенную спичку (задымление на площади 10-20 кв. м), т.е. способны предотвратить ситуацию, когда сгорают гектары леса и приходится эвакуировать людей. Экономическая выгода и здесь очевидна. По данным управления лесами и природоохранного фонда, в области ежегодно погибает 27 га леса: либо сгорает, либо погибает от вредителей. Для наземной обработки лесов при помощи наземного транспорта нужно прорубать просеки, т.е. вырубать деревья для того, чтобы защитить оставшиеся. Однако химикатами можно обрабатывать деревья не с земли, а с высоты при помощи наших самолетов. На 27 га леса находится около     220 тыс. деревьев. Если с одного дерева получить один куб леса, это       220 тыс. кубов. Допустим, 1 куб стоит 1 тыс. рублей - это будет 220 млн. рублей. И пусть я ошибся в десять раз - это будет 22 млн. рублей. Мы теряем их каждый год. Все это наши самолеты могут сохранить.

 

- Какие задачи стоят перед НП “Легкая авиация” на данном этапе?

- Когда в 2005 году правительство области оценивало итоги реализации программы “Развитие авиации общего назначения (малой авиации) в Самарской области”, то было принято решение продлить ее до 2008 года с увеличением объема ее бюджетного финансирования. Это позволило нам перейти от теоретической, законотворческой работы к реализации практических задач. Вся наша предыдущая работа вывела нас на ключевые проекты, один из которых - это создание отечественного двигателя. Сейчас наши самолеты летают на иностранных. А ведь двигатель - это базовая комплектующая. Для создания отечественного двигателя бюджетное финансирование позволило нам в 2006 году открыть две опытно-конструкторские работы. За очень короткий период был создан опытный образец одного двигателя. А в начале 2008 года при 100% финансировании программных мероприятий мы могли бы получить уже и второй образец двигателя. И надо будет думать о том, как создавать производство, идти на сертификацию двигателя и т.д.

Второй проект - создание совместно с ЦСКБ “Прогресс” лабораторно-испытательного комплекса. Сейчас для испытания нового самолета его нужно вести в Москву. Правильнее сделать так, чтобы все, кто занимается сертификацией, были приближены непосредственно к разработчикам. Если мы создадим в области аккредитованный авиарегистром МАК лабораторно-испытательный центр, то все разработчики из ближайших регионов потянутся к нам. В настоящее время разрабатывается бизнес-план. А вообще, в перспективе, я говорю вам это впервые, было бы замечательно, если бы НП “Легкая авиация” получило аккредитацию авиарегистра МАК на ведение всех процедур сертификации. К сожалению, у нас нет даже закона об аккредитации, и как решить этот вопрос - пока проблема.

Третий проект - создание единой летно-испытательной станции, где можно было бы проводить весь комплекс испытаний, включая испытания комплектующих. Эту проблему мы тоже решаем совместно с “ЦСКБ Прогресс”.

Еще один проект - создание производства комплектующих для малой авиационной техники. Если у производителей есть какая-то система поставок комплектующих, то частное лицо после покупки самолета зачастую не в состоянии получить нужные детали для замены выработавших свой ресурс. Частный рынок малой авиации должен строиться, как автомобильный. Детали и ремонт должны быть доступны. Этот вопрос связан с обеспечением безопасности полетов.

Задача, стоящая перед НП “Легкая авиация” - головного исполнителя Программы - максимально разумно использовать средства областного бюджета, довести начатые проекты до практической их реализации, что является фундаментом привлечения инвестиционных и инновационных средств, как “подпорка” бюджетного финансирования будущих проектов.

Автор: Константин Кобяков


Автор:Константин Кобяков