Оглавление
4#2022
Оглавление
Города и районы Самарской области
Гражданское общество
Замечательные женщины Самарской области
Звезда
Здравоохранение
Знак качества
Информационные технологии
История
Культура Самарской области
Поколение
Право
Промышленность Самарской области
Сельское хозяйство Самарской области
Событие
Фестиваль
Энергетика Самарской области
Юбилей
Содружество
Социальная политика
Нацпроекты

Вадим Эйленкриг: «Давайте сделаем мир чуть добрей!»

Областной журнал «Самара и Губерния», номер 4#2022 (декабрь)

Записанный в Нью-Йорке и вышедший в 2009 году дебютный альбом Вадима Эйленкрига «The Shadow of Your Smile» возвестил о появлении на международном музыкальном небосклоне ярчайшей звезды из России. На тот момент Вадим ещё играл в Московском джазовом оркестре под руководством Игоря Бутмана. А сегодня у него уже превосходный собственный коллектив, рейтинговая авторская передача на телевидении и несколько великолепных музыкальных альбомов. Он успел поработать с ведущими мировыми музыкантами, такими как Алан Харрис и Дуг Шрив, Рэнди Брекер и Хирам Баллок, Уилл Ли и Родни Холмс.

Концерт в Самарской филармонии

27 октября в Самарской Государственной филармонии состоялся первый концерт «My Favorite Things» из абонементного цикла «Музыкальный клуб Вадима Эйленкрига». На нашу сцену Маэстро вывел собственную группу «Eilenkrig Сrew», а на некоторых композициях к ним подключался камерный оркестр филармонии «Volga Philharmonic» (дирижёр Филиппо Десси). Не обошлось и без фирменной фразы Вадима: «Чем больше вы будете нам аплодировать, тем лучше мы будем играть!» Конечно, он кокетничал. Как всегда, всё прошло блестяще, а после шоу овации продолжались больше десяти минут.

Сегодня у нас в гостях музыкант и композитор, продюсер и педагог, счастливый отец и телеведущий Вадим Эйленкриг.

Телезвезда

На телевидении Вадим начал работать в 2013 году – он стал ведущим телепроекта «Большой джаз» на канале «Культура». В 2016 году – соведущим и руководителем оркестра в юбилейном сезоне шоу «Танцы со звёздами» на телеканале «Россия 1». И, наконец, с ноября 2018 года Вадим приступил к роли ведущего авторской музыкальной программы «Клуб «Шаболовка, 37» в эфире ТК «Россия-Культура». Именно за этот проект Эйленкриг был номинирован в 2020 году на ТЭФИ как «Лучший ведущий вечерней развлекательной программы в прайм-тайм». Когда я выразил Вадиму искреннее восхищение его проектом, он также абсолютно искренне поблагодарил меня за эту оценку.

«Конечно, мне довольно трудно оценить, что я даю своими телевизионными передачами поклонникам джаза в нашей стране. Но вот лично мне «Шаболовка, 37» подарила некую очень интересную площадку, на которой могу реализовывать многие свои задумки. Мне это даёт возможность совершенно бесценного общения с безумным количеством творческих людей. Во-первых, естественно, это гости моей передачи, а во-вторых, это те люди, которые постоянно работают на «Культуре». И пусть меня простят другие телекомпании, но телеканал «Россия-Культура» вообще особенный. И там трудятся совершенно уникальные люди, которых я безумно люблю.

Помимо всего этого, работа на телевидении дала мне очень правильную узнаваемость. Поскольку постоянные зрители «Культуры» – это примерно те же люди, которые ходят в филармонические залы разных городов страны. Или в консерватории, или в зал имени Чайковского. И если раньше мой директор обращался в ту или иную филармонию: «Здравствуйте, мы хотели бы у вас выступить!» и ему давали согласие практически через пару недель, то теперь ему отвечают в течение пяти минут и ответ ВСЕГДА положительный. Вот и это тоже подарил мне канал «Культура». Что крайне важно и особенно хочется подчеркнуть – в наших телепередачах ведь не только про джаз, а вообще про МУЗЫКУ! И ещё одна интересная ремарка: я пока ещё ни разу не слышал ни одного плохого отзыва об этой программе. Ни одного! Удивительно! Ведь раньше на телевидении был «Большой джаз», по поводу которого существовали неоднозначные мнения. Поэтому единодушие положительных оценок по поводу проекта «Клуб «Шаболовка, 37» – самое главное, что радует меня лично».

Newborn

20 сентября 2020 года на сцене Концертного зала имени Чайковского состоялся концерт-презентация авторского диска Вадима Эйленкрига под названием «Newborn». Впервые он совместил роли исполнителя, композитора и продюсера, что оказалось принципиально новым этапом в карьере музыканта. Когда Вадим только начинал работу над материалом для альбома, у него появились очаровательные близнецы: сын Илай и дочка Лея. Поэтому пару композиций он посвятил своим новорождённым детишкам: «Lullaby for Leia» и «Ilashkin Blues». Вдобавок приближался его 50-летний юбилей. Отсюда и символичное «Newborn», что означает «новорождённый». Налицо новый вектор в карьере Эйленкрига, где есть место для множества музыкальных экспериментов. Где он скрестил джаз и блюз с латино и электроникой.

Музыка

«Это стало для меня очень важным событием, – признаётся Вадим. – Ведь «новорождённый» альбом полностью состоит из моих авторских композиций. Ранее у меня уже вышли диски «The Shadow of Your Smile» и «Eilenkrig» (соответственно в 2009 и 2013 гг. – прим. авт.), но ни на один из них я не тратил так много времени. Причём, я имею ввиду именно продакшн, которым занимаются уже после сессий звукозаписи. То есть какой инструмент должен звучать в той или иной композиции и как именно он должен звучать. Что ещё можно и нужно добавить или убрать в аранжировке. Ну и масса других невероятных тонкостей.

Новый альбом назвали «Newborn», что для меня скорее всего имеет смысл «заново родившийся». А я вообще люблю фразы, названия и шутки, у которых много слоёв и смыслов. Безусловно, в «Newborn» тоже немало метафорических смыслов. Для меня это совершенно уникальный этап, потому что я сам создал эту музыку. А пока я начинал её писать, у меня родились двое прекрасных детей. Поэтому семья эмоционально так много мне дала для этого альбома. А когда ты живёшь в состоянии перманентной любви, то это не может не отразиться на музыке. Кроме того, никогда прежде я не создавал её в таком количестве. Скажу больше. Это мой личный взгляд на то, как должна звучать современная музыка и вообще на ту музыку, которую мне хочется играть. Таким образом, концепция альбома такова: «Это мой персональный взгляд на музыку». Да, именно так!

Не всегда пишу, ориентируясь лишь на свой инструмент. Как автор и продюсер, я изначально слышал в каких-то композициях вполне определённых солистов. Поэтому и приглашал именно тех, кого считал максимально подходящими для конкретной партии. Имея целью добиться идеального саунда. Несмотря на то, что авторство всех композиций моё, там я слышал солистами совершенно разных музыкантов. Все они – мои близкие друзья. Это и Константин Сафьянов, и Дима Илугдин, и Антон Баронин, чью великолепную фортепианную технику вы сможете оценить на сегодняшнем концерте. Также сразу три барабанщика: Саша Машин, Александр Зингер и совсем ещё молодой Виталий Эпов, который привнёс в нашу работу самые современные ритмы. Но именно для этого я его и приглашал. Превосходной игрой Виталия на барабанах вы также насладитесь сегодня в полной мере.

Уверен, что последнее дело – указывать музыканту, как ему следует играть. Ты должен слышать конкретного музыканта в определённом музыкальном эпизоде и приглашать именно его, понимая, что именно он здесь наилучшим образом прозвучит. В общем, это такая продюсерская история, и она последнее время мне очень интересна. И могу сказать, что альбом «Newborn» продуман мной не только композиторски. Он также продуман и продюсерски!»

«Будем играть вместе!»

Не мог не спросить Вадима Эйленкрига о его любимых коллегах и партнёрах.

«Безусловно, безумно уважаю и люблю Игоря Бутмана, – признаётся мой собеседник. – Он мой давний друг. Его оркестр был для меня просто колоссальной школой. Вообще уверен, что для джазового музыканта жизненно необходимо с десяток лет проработать в хорошем биг-бэнде. Игорь дал мне очень много. Однако в какой-то момент я понял, что сам хочу определять, как, где и что играть. Между нами, всегда этого хотел. И однажды на гастролях Игорь вдруг сказал мне: «Тебе пора!» Но вот что удивительно: после того как я перестал играть в его оркестре, за последующие десять лет наша дружба ещё больше окрепла. Да-да! Именно после моего ухода из этого замечательного бэнда. Мне кажется, что дружба стала намного крепче и многограннее. Кроме того, что Игорь – выдающийся музыкант, он ещё и человек, который умеет по-настоящему дружить. Вдобавок он дал мне по жизни множество полезных советов. Причём не обязательно музыкальных. По-прежнему я иногда ему звоню, когда понимаю, что мне необходимо разделить ответственность (смеётся). Не подумай ничего дурного. Речь идёт об ответственности перед самим собой. И не только в творчестве. Часто звоню ему: «Игорь, вот хочу узнать твоё мнение!» И он никогда не давит. Никогда не говорит безапелляционно, а ведь мог бы. Просто формулирует свою точку зрения. Ну а я всегда понимаю, что это мнение умного, очень глубокого и, самое главное, хорошо относящегося ко мне человека...

С кем ещё всегда интересно общаться и работать на сцене? Конечно, с Владимиром Теодоровичем Спиваковым. С ним это доставляет преогромное удовольствие, поскольку он и правда невероятный. А ещё с Юрием Абрамовичем Башметом. И вообще со всемирно знаменитым Российским национальным оркестром. Мне действительно очень интересно сотрудничать с классическими музыкантами. Ну а если брать поп-музыку, то снова с удовольствием поиграл бы с Сергеем Мазаевым (музыкант и руководитель группы «Моральный кодекс» – прим. авт.) Как-то меня пригласил с ним поработать Дима Маликов. Совершенно необыкновенная личность, и музыкант, и артист! Очень добрый, открытый и просто чудесный человек. Он вот именно такой, какой есть. Безо всяких задних планов. Я вообще люблю людей искренних, которые в жизни такие, какими мы их представляем. Вот таких людей я люблю!

Вадим Эйленкриг

Из многочисленных зарубежных коллег, с кем повезло работать, могу особенно выделить Рэнди Брекера. Этот прославленный американский трубач и композитор был настоящим моим кумиром ещё задолго до нашего знакомства. Рэнди – обладатель премий «Грэмми» и вообще блистательный музыкант. И, конечно, невероятно уникальный человек! А ещё прекрасный партнёр – это барабанщик и композитор Родни Холмс, который некогда работал с Джо Завинулом, Робом Томасом, Карлосом Сантаной и другими мегазвёздами. Также – американский гитарист Хирам Баллок, к сожалению, очень рано ушедший из жизни. Он был вообще какой-то удивительный!

Несмотря на нынешнюю международную ситуацию, мы переписываемся со многими из западных коллег. Когда всё это началось, первым, кто со мной связался, оказался джазовый трубач, вокалист, аранжировщик и продюсер из Германии Тиль Бреннер. Он написал, что сожалеет о происходящих событиях, и все молятся, чтобы они поскорее закончились. А резюмировал так: «Мы все ждём, что скоро снова будем вместе играть. И это, безусловно, случится!»

О вкусах

«Самой главной мировой Королевой вокала считаю Уитни Хьюстон, – говорит Вадим Эйленкриг. – На мой взгляд, она была самой выдающейся певицей XX века. Её вокал меня попросту завораживал. И завораживает до сих пор. Женщина, исполнение которой меня по-настоящему трогало. Вот это самый честный и простой ответ на твой вопрос. Потом – Принц, а ещё Алишия Кис. Безусловно, в числе моих любимцев американский певец Андерсон Пак. Из невокалистов мой кумир – это американский скрипач и дирижёр Ицхак Перлман. Одна только тема из кинофильма «Список Шиндлера» в его исполнении чего стоит!

Если говорить о современных, моих «непосредственных» коллегах, – это два совершенно невероятных музыканта: Райан Кисор и Шон Джонс. Два гениальных американских трубача, которые завораживают меня тем, как они посредством музыки излагают свои мысли...

Но вот есть такое открытие, что ты двигаешься по спирали. И «закрыв» для себя какого-то музыканта в недалёком прошлом, ты вдруг сегодня снова к нему возвращаешься. Однако уже на совершенно новом уровне понимания. И взросления. Вот, например, Луи Армстронг. Иногда возникает ложное чувство, что он довольно простой. И тебе кажется, что ты его для себя «закрыл». Но потом ты возвращаешься к нему и понимаешь: «Да! Он – гениальный. Но он совсем не простой!»

Когда начинают перечислять названия музыкальных стилей, мне кажется это очень странным, потому что мы просто играем музыку. Однако кому-то всегда хочется на весь мир заявить, что он придумал какой-то новый стиль. Но для меня вообще весьма странно, когда начинают разделять музыку. Я против того, чтобы делить её по жанрам. Поэтому я не очень люблю, когда меня называют джазовым музыкантом. Обычно прошу называть меня просто музыкантом. Конечно, в моей музыке где-то есть элементы джаза, но есть и элементы классики, а иногда, уж простите, в ней чувствуется влияние поп-музыки. И в этом нет ничего плохого. То есть я играю музыку XX века!»

А вот и мой персональный хит-парад, составленный из композиций в исполнении Вадима Эйленкрига.

1) «Нежность» / «Опустела без тебя Земля» (музыка Александры Пахмутовой);
2) «Три товарища» / тема из к/ф «Свой среди чужих, чужой среди своих» (музыка Эдуарда Артемьева);
3) «What’s a Wonderful World» (Боб Тиле – Джордж Вайс);
4) «The Shadow of Your Smile» (Джонни Мэндел – Пол Вебстер);

Плюс две композиции, которые Эйленкриг сыграл вместе с Московским джазовым оркестром под управлением Игоря Бутмана:

5) «C’est Si Bon» (Генри Бэтти – Анри Хорнез);
6) «Cantaloupe Island» / «Остров Дынь» (Хэрби Хэнкок).

Музыка

Железо и... буддизм

Естественно, все обращают внимание на атлетическую фигуру Вадима Эйленкрига. Вот и я решил получить от него какие-то комментарии. «Как ни странно, у меня был период, когда хотя время от времени и играл на трубе, но больше меня интересовала не музыка, а... спорт. Занимался волейболом, настольным теннисом, баскетболом и боксом. Регулярно ходил поднимал железо. То есть на трубу попросту не оставалось времени. Но однажды вечером случилось прозрение. По радио услышал саксофониста Гато Барбьери. И понял, что не прощу себе, если кто-то будет играть такую прекрасную музыку, а я – нет. С тех пор началось моё тотальное возвращение в музыку. Каждый день по 5 часов репетиций. Месяц за месяцем...

Однако со спортом я не порвал. Тренируюсь по 3-4 раза в неделю. Это силовые тренировки. И так получается, что занимаюсь уже более 30 лет. Практически без перерывов. Единственные уважительные причины для перерывов – это гастроли или болезни.

Теперь о буддизме. Честно говоря, он был мне интересен, потому что читал подряд всю литературу, и буддизм оказался одной из моих тем, когда я учился в ассистентуре-стажировке. А это вот что: у нормальных людей – это аспирантура, а у ненормальных, то есть у музыкантов – это ассистентура-стажировка. У меня тогда как раз было две темы – экзистенциализм и буддизм. Для европейского человека, приверженного западной философии, всегда важнее ЦЕЛЬ. Тогда как для человека восточного, в том числе проповедующего буддизм, важен ПУТЬ. А про себя знаю, что мне путь важнее цели. Для меня крайне важно, что вот это именно мой путь. И я на данном пути. Но в какой конкретно точке пути – это уже гордыня. Или что-то наподобие. Потом я бы совсем не хотел дойти до конца этого пути. Что означало бы – всё, твоя жизнь завершена. То есть ты дошёл до той точки, о которой ты мечтал. Какой бы великолепной и великой она ни была. Поэтому уж лучше я до неё и не дойду!..»

Пожелания

В заключение прошу Вадима Эйленкрига сказать несколько слов специально для самарских читателей.

«Мы живём в весьма тревожное время. Впрочем, и ранее жили в неспокойном мире. А сейчас и вовсе оказались в очень непростой точке. Мне даже какое-то время было морально тяжело играть концерты, да и вообще выходить на сцену. Конечно, так случилось и в пандемию, да и в этом 2022 году. Но вдруг я понял, что наша музыка очень нужна людям! Мне позвонил мой товарищ-трубач и сказал: «Я хочу прийти на твой концерт и хотя бы на несколько часов попасть в другую реальность!» Тогда я и осознал, что это необходимо публике.

Искусство особенно сегодня очень нужно людям! И ещё стало понятно, что и мне это крайне необходимо. То есть мы нужны публике, а публика нужна нам. Вот и вывод, который я сделал: сейчас мы нуждаемся друг в друге как никогда. И моё пожелание всем – слушайте как можно больше хорошей музыки. Потому что в нашей жизни практически для любого момента можно найти ту музыку, которая ему соответствует. Начиная с рождения и заканчивая самой смертью. Вот и чудесная цитата из Генриха Гейне: «Всё, что отнимает жизнь, то возвращает МУЗЫКА!»

А напоследок и моё пожелание накануне Нового года: «Давайте сделаем наш мир чуть добрее! Прямо сейчас!»

Автор: Анатолий Семёнов


Автор:Анатолий Семёнов