Оглавление
4#2022
Оглавление
Города и районы Самарской области
Гражданское общество
Замечательные женщины Самарской области
Звезда
Здравоохранение
Знак качества
Информационные технологии
История
Культура Самарской области
Поколение
Право
Промышленность Самарской области
Сельское хозяйство Самарской области
Событие
Фестиваль
Энергетика Самарской области
Юбилей
Содружество
Социальная политика
Нацпроекты

Возвращение на широкий экран

Областной журнал «Самара и Губерния», номер 4#2022 (декабрь)

Всё-таки есть разница, и существенная, между просмотром фильма на дисплее компьютера и в тёмном кинозале, на белом полотнище широкого экрана. После того как фестиваль два года проходил в онлайн-формате в связи с пандемией, это понимаешь особенно ясно. А главное – ничто не может заменить тёплой и весёлой атмосферы живого общения участников, активной реакции зала на мероприятиях, проходивших почти неизменно с аншлагом, новых знакомств и встреч со старыми друзьями, обсуждений в кулуарах, радости за несомненные творческие удачи, открытия для себя новых авторов и фильмов или новых граней личности и таланта давно известных людей.

Фестиваль «Соль Земли» 2022

Честно говоря, для себя я не решила вопрос, считать ли пятнадцатый фестиваль юбилейным. Но то, что он совпал с несколькими значительными для кинематографического сообщества и любителей искусства юбилеями, организаторы, конечно, не могли обойти стороной. Тем более что одна из этих дат напрямую связана с человеком, благодаря которому появился фестиваль «Соль земли», известным самарским кинодокументалистом Михаилом Серковым, которому в этом году могло бы исполниться 85 лет. Ретроспективу документальных фильмов Михаила Михайловича зрители смогли увидеть в день открытия кинофорума.

Также на фестивале прошли ретроспективы работ великого режиссёра Андрея Тарковского, чьё 90-летие отмечалось в этом году, и Андрея Кончаловского, отпраздновавшего своё 85-летие. Столетию российского и 60-летию самарского джаза было посвящено торжественное мероприятие с участием местных музыкантов и демонстрация фильма «Джазист».

Фестиваль «Соль Земли» 2022

Война и мир

Если пандемия коронавируса (хочется надеяться) ушла в прошлое, то в этом году мы переживаем новое, гораздо более серьёзное испытание, связанное со специальной военной операцией на Украине и противостоянием с «мировым сообществом», претендующим на роль главного центра цивилизации и силы. И, к сожалению, не секрет, что раскол в связи с этим затронул немалую часть нашей творческой интеллигенции, в том числе и кинематографистов. Поэтому очень важным я считаю то, что тема Донбасса, тема войны, продолжавшейся там с 2014 года, но не замечаемой «благополучным миром», все эти годы так или иначе присутствовала на фестивале «Соль земли». А тем более – что её не стали замалчивать сейчас, избегая острых углов.

В этом году на фестиваль поступило более 500 киноработ, в конкурсную программу вошли 55 картин в пяти номинациях. И стоит отметить, что высокие призовые места завоевали два фильма молодых режиссёров, в которых война на Донбассе рассматривается через судьбы простых людей, мирных жителей, продолжающих в нечеловеческих условиях жить, любить, трудиться, заниматься искусством. Так, Гран-при достался картине «Квартет», снятой студентом ВГИКа Никитой Сташкевичем ещё до начала спецоперации. Герои этого фильма, получившего также приз главы городского округа Самара, – четвёрка юных скрипачей из Донецка, разучивающих бессмертные произведения Глюка, Паганини, Моцарта, и их учительница, у которой в жизни – своя семейная трагедия, скрываемая от учеников.

«Я не хотел вставать на чью-либо сторону, ругать и обвинять кого-то, я хотел рассказать историю о том, как люди попали между молотом и наковальней и как они пытаются выжить, – рассказывает Никита Сташкевич. – К сожалению, неизбежная реальность любой войны – когда людей перестают считать людьми, и мы силой любви, красоты, искусства должны стараться противодействовать этому».

Фестиваль «Соль Земли» 2022

Мирным жителям Донбасса посвящён фильм другой москвички, военкора Регины Ореховой, ставший победителем в номинации «Камо грядеши?» Он так и называется – «Мирные». Герой его, молодой калужанин Миша, приезжает в разрушенный Мариуполь, чтобы найти свою невесту, которая живёт там с родителями и после начала боевых действий перестала выходить на связь. Съёмочная группа помогла молодым людям встретиться и выехать из города, сейчас Миша и Катя поженились. А сама Регина, хрупкая и эффектная девушка, получив награду, снова сменила вечернее платье на бронежилет и вернулась работать в обстреливаемый Донецк...

Ещё одному трагическому конфликту наших дней – в Нагорном Карабахе – посвящена картина «Камни» режиссёра из Еревана Армана Айвазяна, победившая в номинации «Чти отца твоего и матерь твою». Из районов Карабаха, отходящих к Азербайджану, волонтёры и археологи вывозят армянские христианские святыни – резные каменные кресты хачкары, чтобы спасти их от поругания. Им приходится вернуться, чтобы помочь выехать пожилой женщине, сельской учительнице, вынужденной покинуть малую родину...

А вот судьбу героя фильма «Ученик Гиппократа», снятого москвичом Евгением Кокусевым (студия «КиноАртель») и завоевавшего приз губернатора Самарской области, расколол на две части военный конфликт в Чечне, длившийся около десятилетия. Судьбу. Но не личность и характер известного хирурга Хасана Баиева, оставшегося верным врачебной клятве – никому не отказывать в помощи. Во время войны он лечил бойцов и мирных жителей с обеих сторон, за что подвергался угрозам и преследованиям тоже с двух сторон. Эмигрировав в Америку, он тем не менее вернулся в родную Чечню, где продолжает оперировать детей и взрослых.

Фестиваль «Соль Земли» 2022

Никаких призов не завоевала, но оставила отрадное впечатление картина «Чечня и мир» краснодарского режиссёра Дмитрия Семибратова, рассказывающая о работе охотоведов и лесников в современной Чечне, о залечивающей раны природе, красивейших лесистых горах, куда возвращаются дикие животные – волки, серны, косули, медведи, бежавшие от войны в соседние регионы. Наверное, давно не смотрели под таким ракурсом на эту республику, и это одна из причин того, почему так радует появление подобных работ.

Наши современники

А вот фильм-победитель в номинации «Здесь и сейчас» – «Уральское дерби» Арсения Кайдацкого и Юлии Серьгиной (Москва, студия ООО «СТАЯ.DOC») – лично на меня произвёл очень неоднозначное впечатление. Впрочем, и тема здесь совсем не простая – за напряжённым состязанием двух хоккейных юниорских команд из Челябинска и Магнитогорска, за судьбами мальчишек, вступающих в недетские схватки на льду и мечтающих о спортивных победах, открываются (а местами разверзаются) те ещё глубины... Хоккей для юных магнитогорцев – это не только спортивная игра, школа мужества, силы, ловкости и командного духа, но и детство, поставленное на кон, отданное в жертву жёсткому режиму тренировок, травмам, победам и разочарованиям, ради возможной перспективы пробиться в большой спорт, а не пойти по пути, который уготован большинству жителей города, – на металлургический завод. Тут и родители со своими амбициями, ждущие от своих детей только побед, и надломленные судьбы бывших юных дарований, которые вот не смогли, не пробились… И – о Боже! – речь героев, сплошь «запиканная», точно их или скрытой камерой снимали, или они в принципе не способны разговаривать иначе. Не хочется ханжествовать (в реальности-то, увы, дело обстоит именно так), но как удручает всё это...

А мальчишки-то действительно замечательные – смелые, целеустремлённые, симпатичные, верящие в лучшее...

И совершенно иная обстановка в маленьком селе Ярославской области, возрождающемся благодаря энтузиазму священника, возглавившего также местную школу и собравшего там прекрасную команду педагогов-единомышленников. О них рассказывает фильм, ставший победителем в номинации «Русский собор», – «Заповедник» Павла Фаттахутдинова и Светланы Бобровой из Екатеринбурга (Кинокомпания «СНЕГА»). Действительно, заповедник – и семьи там сплошь многодетные, и молодёжь, выучившись, обустраивается в родном селе, и мальчишки с девчонками не сидят в гаджетах в свободное время, а наслаждаются нормальной ребячьей жизнью – гоняют на велосипедах, строят «штабы» на краю леса, а на школьных вечерах танцуют бальные танцы...

Фестиваль «Соль Земли» 2022

Своего рода заповедником можно назвать и деревушку в Иркутской области, жители которой стали героями картины «Живут же люди» москвича Павла Скоробогатова (Кинокомпания «Этнофонд»), отмеченной призом дирекции фестиваля. Но жителей их «заповедное» положение отнюдь не радует, потому что причина его в том, что в деревне элементарно нет электричества. Хотя высоковольтная линия – вот она, рядом. В 90-е годы сняли пришедшую в негодность старую подстанцию, а новую так и не поставили. И, наверное, уже не поставят – слишком мало людей осталось в деревне. Доживают свой век старики, семья фермеров разводит скот, даже строит гостевой дом для туристов, устанавливает возле дома солнечные батареи. Люди не унывают, приспосабливаются как могут, помогают друг другу, ссорятся, мирятся по-соседски... В общем – живут.

Оторванными от мира можно назвать и жителей киргизского села, расположенного на мысу горного озера, куда добраться можно только на лодке. Им посвящён не завоевавший никаких призов фильм «Мээрман» режиссёра Айкола Нурланбека уулу студии Кыргызско-Турецкого университета «Манас». Здесь нет ни медпункта, ни больницы – лечит больных и принимает роды деревенская травница Мээрман-апа, которая готовит себе смену в лице своей помощницы-дочери.

Совсем иначе звучит слово «Оторванные» в одноимённой картине режиссёра Владимира Кривова (Химки), награждённой дипломом жюри «За художественное воплощение проблемы сохранения национальных корней». Здесь оно означает – оторванные от корней, от традиций, от рода и занятий предков, что для героя – чукотского оленевода – гораздо хуже, чем быть отлучённым от благ цивилизации. Дети оленеводов в интернате скучают по тундре, а приезжая домой на каникулы, включаются в нелёгкую, но захватывающую работу по уходу за оленьим стадом, по обустройству кочевого быта. Но захотят ли они связать с тундрой свою дальнейшую взрослую жизнь, не забудут ли обычаи предков?

Фестиваль «Соль Земли» 2022

Жизнь и судьба

Как всегда, много на фестивале работ, посвящённых судьбам наших знаменитых соотечественников, людей, оставивших свой след в жизни страны. Так, победителем в номинации «Времена не выбирают» стала картина «Александр Аскольдов. Жизнь и судьба» режиссёра Игоря Калядина (Москва, студия «КиноПРОБА»). Знаменитый шедевр кинорежиссёра Александра Аскольдова «Комиссар», в котором снялись лучшие актёры советского кино – Нонна Мордюкова, Ролан Быков, Василий Шукшин и другие, был снят в 1967 году, но двадцать лет пролежал на полке. Немало испытаний довелось пережить и самому режиссёру, но, по его собственным словам, человеком со сломленным хребтом, каким считали его иные сочувствующие, он так и не стал.

Непростой была судьба и героя фильма «Мой дед – цыган Шапиро» Игоря Холодкова (Москва, студия «Фишка-фильм»), ставшего обладателем сразу двух наград – диплома жюри «За оригинальность творческого решения» и приза зрительских симпатий. В основе картины – воспоминания её героя – Михаила Савельевича Шапрова (при рождении – Шапиро), записанные его внуком, режиссёром и сценаристом Андреем Райкиным. Сын цыганки, воспитанной в еврейской семье, ставший дипкурьером, секретарём Георгия Чичерина, работавший в дипломатическом посольстве в гитлеровской Германии накануне войны, прошедший тюрьмы и лагеря, Михаил Шапров прожил жизнь, полную самых невероятных событий, связанных с известными и малоизвестными страницами истории XX века.

Свидетелем великих и трагических событий истории был и известный советский военный корреспондент Ефим (Евгений) Халдей, прошедший с фотоаппаратом всю Великую Отечественную войну. Ему посвящён фильм «Внутри снимка» саратовского режиссёра Таисии Никитиной (ГТРК «Саратов»), получивший на фестивале приз Клуба почётных граждан Самарской области.

Фестиваль «Соль Земли» 2022

Мир в кадре

Как и в прежние годы, на фестивале присутствовали участники и работы не только из России, но и из других государств – Беларуси, Киргизии, Армении, Сербии, а также Боснии и Герцеговины. Так, диплом жюри «За гуманистический ракурс видения мира» получила картина «Какой-то новый Бродвей» режиссёра из этой балканской страны Дениса Бойича. Она посвящена молодым артистам с синдромом Дауна, занимающимся в театральной студии.

А киргизский режиссёр Адилет Каржоев из Бишкека сумел увидеть поэзию в тяжёлом труде шахтёров, которые каждый день рискуют своими жизнями, спускаясь на глубину 500 метров под землёй, и проследить путь угля от горной выработки до топки печи. Его фильм «Чёрный вагон» награждён дипломом жюри «За поэтическое воплощение труда шахтёров».

Созвучие девизу фестиваля «Да светит свет Ваш пред людьми» жюри увидело не только в названии, но и в содержании работы режиссёра московской студии «Фома Кино» Александра Андронова «Тихий свет», рассказывающей о жизни православной русскоязычной общины на Кипре.

Один из главных призов фестиваля – за лучшую операторскую работу – получил действительно прекрасный фильм «Сердце Байкала» студии Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения. А вручил эту награду оператору и режиссёру «Сердца Байкала» Арине Косьминой оператор «Сердца пармы» Сергей Валентинович Астахов. И сам получил такую же серебряную статуэтку архангела Михаила – «За честь и достоинство в профессии». Этот приз, наверное, самый почётный на фестивале, как нельзя больше соответствует заслугам замечательного кинооператора, дважды лауреата Государственной премии, победителя российских и зарубежных фестивалей, известного своей работой над культовыми фильмами Алексея Балабанова «Брат», «Брат-2», «Война», «Про уродов и людей» и другими картинами – «Влюблён по собственному желанию», «Духов день», «Анна Каренина», «Граница. Таёжный роман», «Метро» и так далее.

Возвращение на широкий экран

Грани талантов

Услышать рассказ Сергея Валентиновича о его работе в кино и задать мастеру вопросы о его жизни и творчестве зрители смогли в ходе творческого вечера, в конце которой был показан художественный фильм «Сердце пармы». Прошли в рамках фестиваля творческие вечера и других деятелей отечественного кинематографа – актёра театра и кино Антона Макарского, режиссёра, аниматора, сценариста Святослава Ушакова, кинорежиссёра и актёра, заслуженного артиста России Сергея Маховикова, а также концерт театрального актёра и музыканта Василия Уриевского.

Как и в прежние годы, творческие встречи и показы документальных фильмов состоялись в вузах и других учебных заведениях города – так, режиссёр и член жюри Александр Тяпов общался с будущими журналистами, а режиссёр из Беларуси Галина Адамович – с учащимися Самарской духовной семинарии. Жюри фестиваля наградило школьников и студентов – авторов эссе, написанных в рамках проекта «Документальный урок».

Учредителем Международного кинофестиваля «Соль земли» является Самарский областной общественный фонд «Поволжский историко-культурный фонд». Фестиваль проводится при поддержке правительства Самарской области, администрации городского округа Самара и Клуба почётных граждан Самарской области.

Фестиваль «Соль Земли» 2022

Работы победителей конкурса эссе «Моё отечество – Россия»

Размышления над «Послесловием»
Андрей Ушаков, 16 лет, ГБОУ СОШ с. Сухая Вязовка, м.р. Волжский

...Да, лес рубят – щепки летят... Но... можно ли назвать человека щепкой!? Думаю, что нет. Человеческая жизнь – это, на мой взгляд, вторая по важности вещь на Земле. Вы спросите, что же я считаю первой? Спасение человеческой души!

Наверное, те, кто руководил нашими войсками в ходе войны в Афганистане, имели свой взгляд на эту ситуацию. Ведь зачастую ради достижения большой цели, например, победы в войне или сохранения тысяч человеческих жизней, «маленькие» потери или недочёты не имеют большого значения.

Я никого не могу осуждать, да и не хочется... У каждого своя правда. Святой Иосиф Исихаст сказал: «Правда – вещь дорогая, и не у каждого в словах её найдёшь. Каждый человек как живёт, так и говорит. Узнавай истинность слов из образа жизни».

Одно мне кажется совершенно верным: то, что люди методично и безбоязненно ищут и находят пропавших участников той войны. В этом их правда, в этом они молодцы.

Вот такие, наверное, сумбурные, мысли рождаются в моей голове после знакомства с фильмом «Ташакор. Послесловие...». О качестве этих мыслей судить не берусь, но над затронутой в фильме темой рассуждать можно бесконечно.

Сильные люди
Николай Маслов, 14 лет, ГБОУ СОШ с. Новокуровка, м.р. Хворостянский

...Я занимаюсь физкультурой и сдаю нормы ГТО, меряюсь с друзьями бицепсами и участвую в соревнованиях. Мне нравится чувствовать свою силу и ловкость, испытывать себя на выносливость и стремиться к лучшему результату. Я и фильм выбрал для просмотра по его названию. Думал, что посмотрю о чемпионах-тяжелоатлетах. Да и начинался фильм с показа силача со штангой. Но всё оказалось с точностью до наоборот. Вместо чемпионов показывали немощных людей. Тех, что получили травмы и больше не могут двигаться или тех, что с рождения страдают тяжелым недугом. Честно, я сначала даже разочаровался. Но далее фильм увлёк меня.

Оказалось, что я никогда не задумывался, что есть люди, которым невозможно сделать то, что мы делаем легко всё время, каждый день. Встать с кровати, сесть, сделать хоть один шаг. Больше всего меня поразил мальчик, который пытался наступить на ступеньку. Ведь это так просто! А для него почти невозможно. Он предпринимал множество попыток, чтобы просто попасть ногой туда, и у него не получалось удержать там ногу, она всё время соскальзывала, не задерживаясь. Я видел, сколько попыток ему нужно было сделать, прежде чем заставить тело слушаться. Меня это восхитило. Маленький ребёнок добивался цели, превозмогая боль, борясь за право быть таким же, как другие.

Я рад, что посмотрел фильм Тофика Шахвердиева. Увидел, как люди изо дня в день борются со своим недугом или травмой. Делают почти невозможное, заставляя своё тело подчиняться себе. Они очень сильные. И не потому, что у них крутые бицепсы. Их сила – в силе духа. В победе над собой, своей болью и слабостью, над неподвижностью и болезнью. После просмотра я задумался о том, что необходимо тренировать не только тело, но и силу воли, силу духа, потому что именно эта сила помогает в жизни преодолевать трудности. Считаю, что такое кино хорошо бы посмотреть всем моим ровесникам, чтобы понять, что такое настоящая сила.

Кто такой человек неунывающий
Екатерина Медведевских, 18 лет, Самарский государственный экономический университет

Даже как подсказку другим, как своего рода инструкцию к жизни, некто написал на асфальте: «Не забывай радоваться жизни». Недавно услышала, что слово «радуйся» встречается в Библии 365 раз. На мой взгляд, это прямое указание на каждый день года, написанное в одной из важнейших книг мира. Ведь не зря же с экрана звучит фраза, что многое ещё зависит от Бога. Вот у кого ищет поддержки русский человек!

Размах проблем героев фильма Андрея Кончаловского (от финансового неблагополучия до страшных болезней) требует от них уныния и отчаяния. Но неприятности не знают, с кем они связались. Юмор и жизнелюбие, с которыми простые люди относятся к тяжелейшим обстоятельствам своей жизни, поражает. Они так просто и естественно говорят о своих неприятностях, что сердце сначала сжимается от страха за них, а потом постепенно расширяется до неимоверных размеров от осознания того, что все проблемы можно преодолеть, если не зацикливаться на них. Герои из разных уголков необъятных просторов нашей Родины, собранные режиссёром в одном фильме, как будто знают тайну, способную, словно панацея, излечить от всех бед. Тайна эта заключается в том, чтобы просто жить, никогда не останавливаться и всегда отдавать частицу себя другим людям.

Русские Неунывающие
Полина Сизова, 15 лет, ГБОУ СОШ с. Сухая Вязовка, м.р. Волжский

...Фильм Андрея Кончаловского «Человек неунывающий» – о силе и доброте людей в наше непростое время, когда каждый несёт ответственность за свои действия и поступки. Наверное, в этом заключается главный талант русского человека.

Только у нашего народа героем сказок может стать не Бэтмен или Супермен, а Иван-царевич и Иван-дурак! При этом нередко Иван-дурак потом становится царевичем. Стремление помочь другим, одарить их своей добротой, вниманием; в целом изменить мир к лучшему – вот что движет по-настоящему русскими людьми. А эти люди уже движут весь мир, так незаметно и медленно вращают земной шар. Как та самая знаменитая кисточка в Божьих руках. Супергероем современности можно назвать человека, который на совесть и с полной отдачей делает своё дело. Но мир вокруг изменяет людей до неузнаваемости и делает то, что раньше было нормой, редкостью. Мне кажется, что именно поэтому так приятно смотреть на героев фильма: они с таким спокойствием и умиротворением, ни на что не отвлекаясь, делают своё дело, выполняют свою работу.

Одна известная телеведущая написала такое выражение, которое мне очень нравится: «Из глубины личной тишины». Вот там, в глубине этой самой личной тишины, и рождается главная черта русского характера – беспокойство за свою землю, свою Родину, своих соседей и родных. И чтобы вокруг ни случилось: землетрясения, бури, катастрофы – ничто не сможет заставить русского человека унывать. Ничто, пока он сам эту личную тишину не нарушит, не расплещет как живительную влагу из древнего сосуда.

Я думаю, что люди из фильма довольны тем, что имеют, хотя знают, что жизнь может быть и лучше. Но им некогда унывать и жаловаться, им нужно жить. Жить по-русски. Неунывающие – это русские люди, это про нас.

Фестиваль «Соль Земли» 2022

«Соль Земли» – событие года

Случалось ли вам бывать в пионерском лагере? Помните эти яркие эмоции от новых знакомств, зарождения крепкой дружбы, беззаботности, постоянного веселья? Похожие ощущения мы, участники кинофестиваля «Соль земли», испытываем каждый год в Самаре. И так же, как и тогда, в детстве, не хотим расставаться с друзьями, покидать эту созданную для нас на несколько дней киновселенную. Мы обмениваемся контактами, обнимаемся, прощаемся и мечтаем о следующем фестивале. Для меня кинофестиваль «Соль земли» – это событие года. Я всегда жду его с трепетом, а потом вспоминаю с нежностью и благодарностью.

Когда у режиссёра готов новый фильм, он начинает отправку картины по фестивалям. Если фильм достойный, на автора начинают сыпаться приглашения на различные киносмотры. Иногда ему приходится выбирать: на какой именно фестиваль поехать – везде не успеть. Несколько лет назад, когда меня впервые пригласили представить мой фильм в Самаре, я тоже оказалась перед выбором, стала расспрашивать коллег: стоит ли ехать? И все повторяли мне в ответ одно и то же: это самый дружественный, самый атмосферный, самый душевный фестиваль. Ехать однозначно!

С тех пор все новые картины я отправляю на этот конкурс и радуюсь, как ребёнок, когда вижу свою фамилию в списке номинантов.

Есть такое выражение: «Главное – не победа, главное – участие». Эти слова про «Соль земли». Приехать в Самару, погулять вдоль Волги, ненадолго опуститься «На дно», посмотреть лучшие документальные премьеры, пообщаться вживую с мэтрами кино – это самый почётный приз.

В повседневной жизни мы, документалисты, несколько разрознены. У каждого свои радости и проблемы, свои проекты, у всех съёмки, монтажи. Мы следим за работой друг друга по соцсетям, но порой появляется чувство одиночества в профессии. А когда я приезжаю в Самару, убеждаюсь, что у нас всё-таки есть своё мощное сообщество.

В регламенте кинофестиваля «Соль земли» написаны такие, казалось бы, обычные для документации слова: «Работа фестиваля направлена на поддержку, объединение мастеров кино и молодых кинематографистов России и зарубежных стран...». И это не просто отписка или общепринятые положения, это действительно и поддержка, и объединение – буквально! За эту поддержку и объединение нужно благодарить организаторов фестиваля: Марию Михайловну Серкову и её команду.

Когда я впервые увидела их в деле, я позавидовала! Представляете, приходишь на работу, а там тебя ждут друзья и кино! Понимаю, что подготовка фестиваля – это напряжённый труд, большая ответственность, но мы, участники, этого напряжения не видим, мы получаем результат этого труда – шикарный праздник в течение нескольких фестивальных дней.

Помню, я даже мечтала: вот бы поработать в этой команде! Ну помечтала и забыла. А мечты-то сбываются! В 2020 году, в разгар пандемии, фестиваль проводился онлайн, и меня пригласили вести прямые эфиры из студии кинофестиваля. Мы с коллегой, Филиппом Кудряшовым, каждый вечер вели онлайн-трансляции: представляли фильмы, рассказывали о режиссёрах, брали интервью у гостей студии. Для меня это был важнейший опыт, и в 2021 году он повторился. Сбылось: я стала частью этой уникальной, слаженной команды. Я приходила на работу, а там меня ждали друзья и кино!

Несколько раз я была номинантом кинофестиваля «Соль земли». В конкурсе участвовали мои фильмы «Игра вслепую» – о незрячей пианистке, «Каждая собака» – о жизни бездомных собак в приюте и о работе волонтёров, «Алевтина. Девочка из ссылки» – воспоминания женщины, которая провела детство в ссылке, в глухих лесах за Уралом. В 2019 году за фильм «Алевтина. Девочка из ссылки» мне вручили приз Самарской губернской думы.

На кинофестивале «Соль земли» интригу с призами выдерживают вплоть до звучания фанфар. Церемония награждения наполняется торжественными речами, выступлениями артистов, а режиссёры-номинанты, скрывая волнение, сидят в зале в ожидании объявления результатов.

Я всегда удивлялась, почему все победители, получая приз, со сцены говорят как под копирку одни и те же слова: спасибо съёмочной группе, спасибо фестивалю, спасибо жюри... Неужели нельзя подготовить речь на случай победы? И вот называют мою фамилию, звучит торжественная музыка, и я поднимаюсь на сцену Самарского оперного театра. Я стою перед микрофоном в лучах прожекторов, зрители огромного зала замерли, смотрят на меня и со вниманием слушают, а я от радости и волнения растеряла все заготовленные на случай успеха слова. И тогда я решила говорить не то, что думаю, а то, что чувствую. А чувствовала я благодарность – съёмочной группе, кинофестивалю «Соль земли» и жюри!

Фестивальные призы – это вдохновение! Они дают уверенность в том, что ты на правильном пути, и что мэтры кино, которые объединились в жюри, поддерживают тебя. От призов вырастают крылья, появляются новые идеи для фильмов и силы для воплощения этих идей.

Опытные режиссёры, как правило, уверены в мастерстве, им не нужны доказательства своего профессионализма. А вот молодым ребятам такое подтверждение необходимо. И я очень рада, что в этом году много призов было отдано молодым кинематографистам, а Гран-при получил 22-летний Никита Сташкевич за фильм «Квартет».

И всё-таки я по-прежнему мечтаю обладать статуэткой, изображающей Архангела Михаила. Во-первых, мне, конечно, хочется снять сильный фильм, который высоко оценит жюри, а во-вторых, статуэтка эта, созданная талантливым скульптором из Тольятти Дмитрием Власовым, на редкость красивая. Мечтаю, как возьму её, тяжёлую, блестящую, в руки, подойду к микрофону и скажу: «Спасибо съёмочной группе, спасибо фестивалю «Соль земли», спасибо жюри!».

В этом году все режиссёры смогли участвовать в киносмотре лично, мы снова собрались за огромным столом. Мы знакомились, говорили о кино, рассказывали о своих фильмах, спорили, пели, танцевали – мы были по-настоящему счастливы. А потом начались кинопоказы, творческие встречи, экскурсии по Самаре – так много приятных событий! Каждый год я предъявляю всего одну претензию организаторам: «Ваш фестиваль, – говорю я, – очень короткий, требую увеличить сроки проведения кинофестиваля «Соль земли».

Виктория Казарина,
режиссёр документального кино, писатель

Автор: Надежда Локтева


Автор:Надежда Локтева