Оглавление
4#2022
Оглавление
Города и районы Самарской области
Гражданское общество
Замечательные женщины Самарской области
Звезда
Здравоохранение
Знак качества
Информационные технологии
История
Культура Самарской области
Поколение
Право
Промышленность Самарской области
Сельское хозяйство Самарской области
Событие
Фестиваль
Энергетика Самарской области
Юбилей
Содружество
Социальная политика
Нацпроекты

Дедушка Лу в Самаре

Областной журнал «Самара и Губерния», номер 4#2022 (декабрь)

Последняя личная встреча автора с легендарным джазовым патриархом Олегом Лундстремом была в декабре 2001 года. Тогда мы с ним обсуждали детали намеченного на весну 2002-го концерта в Самаре, приуроченного к 45-летию первого гастрольного выступления биг-бэнда после его переезда из Китая в Советский Союз. Полное вхождение оркестра в джаз уже на родине произошло ровно 65 лет назад, и началось в 1957 году именно на сцене филармонии Куйбышева.

джаз в Самаре

В 2001 году упомянутый приезд в Самару стал последним в жизни великого музыканта: в октябре 2005-го его не стало. Однако Куйбышев уже в начале шестидесятых после Ленинграда и Москвы вошёл в первую тройку джазовых центров страны. И многолетняя начавшаяся в мае 1957 года дружба с Лундстремом тогда закрепила место самого города во всей истории советско-российского джаза. И маэстро, и все музыканты ставшего уже штатным оркестра Росконцерта называли Куйбышев своей второй родиной и по собственным признаниям всегда с огромным удовольствием приезжали к нам с концертами. А уже в девяностых годах Олег Леонидович дважды был гостем моей еженедельной авторской радиопрограммы «Вот вам джаз!», где в живом эфире мы с ним вспоминали «дела давно минувших дней».

В 1957 году с первым разрешенным гастрольным концертом оркестр приехал в Куйбышев за две недели до начала выступлений и здесь заканчивал отработку дебютной программы. Билеты в кассе филармонии были раскуплены за неделю до первого концерта, хотя в городе их тогда планировалось целых пять, и, конечно, все они прошли с огромным успехом. Правда, под неусыпным контролем Росконцерта звучащая программа представляла собой эстрадное шоу. В нём были модные песенки, на сцену выходили танцоры с эстрадным гопаком, а ведущий конферансье развлекал зрителей анекдотами про тёщу. Но куйбышевские любители джаза приходили в филармонию слушать именно биг-бэнд Лундстрема и высоко оценили фирменное звучание самого оркестра, в первую очередь, в исполненных инструментальных композициях. Здесь был великолепный саунд, прекрасные аранжировки и настоящий джазовый свинг.

Далее у Олега Лундстрема завязались плотные контакты с джаз-клубом, и уже по нашему приглашению биг-бэнд приезжал с концертами подлинного джаза: фокусники-шпагоглотатели и мастера забойной камаринской отдыхали. А после вечерних выступлений лундстремовские музыканты с огромным удовольствием ещё играли вместе с куйбышевскими коллегами на ночных jam-sessions. Подлинные пионеры-джазмены Георгий Гаранян, Алексей Зубов, Николай Капустин, Константин Бахолдин, а также первая певица советского джаза Гюлли Чохели здесь самозабвенно отдавались любимой музыке.

Был среди них и родной брат Олега – Игорь Лундстрем, который в 60-70-х годах по нашему предложению возглавлял жюри куйбышевского джазового фестиваля. Он был отличным музыковедом и саксофонистом, и многих просто восхищали их очень трогательно-уважительные взаимоотношения с братом. А в оркестре Олега в разные годы играли в том числе и куйбышевские музыканты: пианист Григорий Файн, барабанщик Виктор Епанешников, гитарист Виталий Туляков, саксофонист Константин Горшков. Причём Олег Леонидович, принимая в оркестр новичков, не требовал каких-то документов о музыкальном образовании, он просто прослушивал игру кандидатов. На мой вопрос о школе, которую у него проходили многие музыканты, мэтр ответил, что никогда никого не учил. По собственным словам, он просто слушал их и объяснял, что они делать НЕ ДОЛЖНЫ. Схема работы как у великого Родена: чтобы создать шедевр, мастеру нужно от куска камня отсечь всё лишнее. И школу Олега Лундстрема прошло огромное количество молодых музыкантов, ставших позже ведущими мастерами отечественного джаза. При этом солидного мэтра все они с большой любовью и уважением звали дедушкой Лу.

Автору этих строк посчастливилось многие годы быть близко знакомым с Олегом Лундстремом. Мы постоянно общались, я писал о музыканте статьи, делал радиопрограммы. Он случайно узнал о том, что меня пригласили вступить в Гильдию джазовых критиков России, и при очередной встрече, без всякой просьбы с моей стороны, написал и тут же и вручил мне одну из требуемых рекомендаций.

джаз в Самаре

Упомянутая в начале этих строк концертная программа к 45-летию первых выступлений бэнда в Куйбышеве при жизни мэтра, увы, не вышла, хотя в 2001-м мы обсудили весь её сценарий, и уже тогда она получила название «Встреча друзей через 45 лет». При этом Олег Леонидович попросил меня провести этот концерт и рассказать на сцене о многолетней дружбе коллектива с самарскими любителями музыки. Принципиальное согласие руководства филармонии на организацию концерта было получено, но ответов на письма и телефонные звонки из Москвы мне получить долго не удавалось: Олег Леонидович был тяжело болен, и его активное общение с миром прервалось. Позже, уже после смерти мэтра, об этих наших с ним планах я всё-таки рассказал на сцене филармонии в концерте, в котором в роли руководителя легендарного и уже ставшего именным оркестра выступал народный артист России Борис Фрумкин.

В жизни Олег Лундстрем был очень обаятельным: общение с ним становилось великой роскошью, поскольку с этим человеком высочайшей культуры можно было говорить о чём угодно. Он знал несколько языков, а ещё в Шанхае защитил диплом архитектора на французском языке, хотя, подозреваю, что мог бы и на китайском. Но его жизнью оказалась музыка, а его вклад в развитие отечественного джаза общепризнанным. Звучание биг-бэнда Лундстрема стало образцом для всей нашей школы этого музыкального жанра. За 71 год жизни в джазе Олег Лундстрем стал народным артистом РСФСР, лауреатом Госпремии России, а также лауреатом многих отечественных и международных конкурсов и фестивалей, членом Международной академии наук, почётным профессором Российской академии искусств. Награждён российским орденом «За заслуги перед Отечеством» и американской медалью «За вклад в развитие культуры ХХ века». В девяностых годах имя Лундстрема было официально присвоено джазовому фестивалю в Тольятти, и все прошедшие в Автограде музыкальные праздники завершались полновесным концертом его оркестра.

В 2003 году, будучи уже тяжело больным, Олег Леонидович перестал выходить на сцену и по его поручению руководство оркестром передали известному музыканту и бэнд-лидеру Георгию Гараняну, который до собственного ухода в «свободное музыкальное плавание» начинал свою карьеру именно в оркестре Лундстрема. А с 2007 года и до настоящего времени Государственным камерным оркестром джазовой музыки имени Олега Лундстрема уже 15 лет руководит другой ветеран отечественного джаза, выдающийся пианист и композитор с мировым именем – Борис Фрумкин. До этого он блистательно работал в оркестре Людвиковского, руководил легендарной «Мелодией» и после десятилетнего успешного вхождения в мировой джаз в Германии всё же вернулся в Россию. В 2014-м, в год 70-летия, Борису было присвоено звание народного артиста России, и тогда во время живого эфира в моей авторской радиопрограмме «Вот вам джаз!» мы с Фрумкиным вспоминали прошедшую эпоху Лундстрема в отечественной музыке. Ведь уже в 1981 году из музыкантов первых составов в легендарном бэнде оставался лишь сам Олег и его брат Игорь, который, увы, в 82-м ушёл из жизни.

Борис Фрумкин знал о планируемом ещё самим патриархом специальном концерте в Самаре, посвящённом первому после возвращения из Китая выступлению биг-бэнда, и при следующем приезде в наш город Фрумкин во время концерта пригласил меня на сцену филармонии, где мы с ним под популярные хиты из репертуара легендарного биг-бэнда вспоминали уже вошедшие в историю события. Сам Олег Леонидович прекрасно помнил майский концерт 1957 года в Куйбышеве, и во время нашей последней встречи в 2001-м сказал, что, когда в гастрольных планах оркестра он видел Самару, у него не возникало никаких вопросов. Он знал, что это – джазовый город с прекрасной аудиторией, воспитанной на традициях ещё джаз-клуба шестидесятых, и что здесь действительно любят музыку, знают и любят джаз.

Автор: Игорь Вощинин


Автор:Игорь Вощинин