Оглавление
3#2022
Оглавление
Бизнес Самарской области
Женское дело
Звезда
Здоровье
История
Культура Самарской области
Образование
Пищевая и перерабатывающая промышленность
Право
Промышленность Самарской области
Сельское хозяйство Самарской области
Событие
Среда обитания
Творчество
Фестиваль
Юбилей
Экспертный совет

Профессиональные кадры – сильная страна!

Областной журнал «Самара и Губерния», номер 3#2022 (октябрь)

В этом году в Самарской области на базе ГБПОУ «Поволжский государственный колледж» в рамках Федерального проекта «Профессионалитет» создан кластер машиностроения. В свете современных политических и экономических реалий он приобретает особое стратегическое значение не только для губернии, но и для всей страны.

О важности понимания самарскими студентами и школьниками трендов нынешнего производства и актуальности рабочих профессий в обществе мы поговорили с Заслуженным учителем РФ, кандидатом педагогических наук, директором ГБПОУ «Поволжский государственный колледж» Ольгой Александровной Смагиной.

ГБПОУ «Поволжский государственный колледж»

С&Г: Ольга Александровна, как сегодня, на ваш взгляд, обстоят дела в машиностроении губернии?

Ольга Смагина: Данная отрасль – ядро нашей экономики. Это, прежде всего, крупнейшие аэрокосмические и авиационные предприятия. Сегодня им как никогда необходимы квалифицированные рабочие кадры – текущая ситуация диктует свои правила, и Президент чётко расставил приоритеты. Объёмы заказов растут, соответственно, идёт «охота» за умелыми рабочими руками. К сожалению, инфраструктура колледжей не в полном объёме отвечает высоким требованиям предприятий. Она, безусловно, требует модернизации. Именно поэтому пять месяцев назад на базе нашего колледжа в рамках ФП «Профессионалитет» был организован современный кластер машиностроения, инициатором создания которого стал министр образования и науки Самарской области Виктор Альбертович Акопьян. Специалисты кластера помогут выпускникам овладеть не только техническими навыками, которые можно наглядно продемонстрировать, но и покажут, как выстраивать отношения в команде, научат не только слушать, но и слышать, замотивируют ребят. В рамках работы кластера мы постараемся синхронизировать и объединить усилия представителей региональных органов исполнительной власти, бизнеса, образования и общества для достижения общей цели, потому что профессиональные кадры – это, прежде всего, эффективная экономика и сильная страна. Нам сегодня это очень нужно!

С&Г: Какие проблемы необходимо решать в первую очередь?

О.С.: Основная проблема в том, что из нашего общества ушло понятие «престиж рабочей профессии». Эта проблема тянет за собой другие: дефицит квалифицированных педагогических кадров, отсутствие конкурса на рабочие специальности, выпуск из колледжей «сырых» специалистов, которых необходимо доучивать в цехах... Сегодня ситуация не может оставаться прежней – надо меняться, возрождать уважение к рабочим людям. Именно на это нацелены наши серьёзные усилия. Проект стал логическим продолжением выстроенных взаимоотношений между колледжами и предприятиями. Он предоставляет возможность реализации системы дуального образования, делает действующей модель ведущего и профильных колледжей, когда учебные заведения обмениваются ресурсами.

Профессионалитет

Прежде всего, мы поставили перед собой три вопроса: кого учить? чему учить? на чём учить? И, соответственно, были определены основные цели кластера: повышение привлекательности рабочей профессии, обеспечение соответствия выпускников требованиям работодателя и создание современной структуры – установленное учебное оборудование должно дублировать технологическую цепочку предприятия машиностроительной отрасли.

С&Г: Расскажите, пожалуйста, о новом кластере подробнее.

О.С.: Как я уже отметила, ядром кластера стал наш ГБПОУ «ПГК». Также в состав вошли шесть колледжей-партнёров: Самарский колледж сервиса производственного оборудования им. Золотухина, Самарский техникум авиационного и промышленного машиностроения им. Козлова, Сызранский политехнический колледж, Губернский колледж г. Сызрани, Самарский металлургический колледж, Технологический колледж им. Кузнецова. Из предприятий сегодня в составе: опорный работодатель, участвующий в софинансировании кластера – ПАО «ОДК-Кузнецов», а также предприятия-партнёры: АО «Салют», АО «РКЦ «Прогресс», АО «Тяжмаш», ОАО «УК ЕПК Самара», ООО Завод «Продмаш».

Наши исследования показали, что особенно востребованы такие профессии, как оператор станков с числовым программным управлением, токарь на станках с ЧПУ, фрезеровщик на станках с ЧПУ. Все они входят в проект «ТОП-Регион», и приём студентов на ближайшие три года запланирован с учётом заявок от работодателей.

Профессионалитет

С&Г: Есть первые результаты?

О.С.: Конечно. За пять месяцев реализации проекта нам удалось развернуть создавшуюся ситуацию в направлении достижения поставленных целей. Мы провели широкую информационную кампанию, повысили квалификацию сотрудников, заключили более тридцати договоров целевого обучения и более ста соглашений о заключении договоров, совместно с предприятием разработали четыре ПООП, расширили пул партнёров – ещё четыре предприятия подали заявки на вступление в кластер. Оборудование, которое планируется к оснащению в ОПЦ, согласовано со всеми работодателями-партнёрами кластера. На основе брендбука ФП «Профессионалитет» был разработан дизайн-проект помещений.

В сентябре текущего года на базе нашего колледжа открыл свои двери первый кабинет «Участок станков с ЧПУ». В нём созданы прекрасные условия для обучения в соответствии с требованиями производственной культуры. Также получено новое оборудование, приобретённое за счёт средств гранта: ленточнопильный станок, режущий инструмент, верстаки, инструментальные тележки, видеоизмерительная машина. Ведётся капитальный ремонт помещений за счёт средств федерального и регионального бюджетов. За счёт собственных средств ГБПОУ «ПГК» закуплена новая мебель и проводится текущий ремонт входной группы, холла.

Также разработана дорожная карта развития кластера, она подписана министром образования и науки Самарской области, опорным работодателем – ПАО «ОДК-Кузнецов» и якорным колледжем ГБПОУ «ПГК». Мероприятия дорожной карты выстроены таким образом, что можно отслеживать промежуточные результаты в реперных точках: в декабре 2022 года, через год после старта работы кластера – в июне 2023 и через три года – в декабре 2025 года.

Профессионалитет

С&Г: На какую временную перспективу они рассчитаны?

О.С.: Определены целевые показатели деятельности до 2025 года. Именно они формируют перспективу развития колледжей Самарской области по отрасли машиностроения, а также развитие экономики региона.

Мероприятия дорожной карты включены в планы работы всех партнёров. И, исходя из целей, которые мы ставили, их проведение позволит достичь показателей эффективности, которые были прописаны в программе деятельности кластера ещё на этапе подачи конкурсной заявки, а потом откорректированы в течение подготовительного этапа. Например, в целях повышения привлекательности рабочих профессий сделан упор на вовлечение школьников в олимпиадное движение, организована предпрофильная подготовка. С целью обеспечения соответствия выпускников требованиям работодателей проводится независимая оценка квалификаций, реализовываются программы ДПО для разных категорий. Чтобы создать современную инфраструктуру кластера при участии работодателей, мы приобретаем самое современное оборудование, ремонтируем и осваиваем новые помещения, развиваем партнёрские отношения с предприятиями... И отдельно отмечу, что наши выпускники не только получат практико-ориентированное профессиональное образование высокой квалификации по международным стандартам, по новейшим современным технологиям, но и гарантированно будут трудоустроены на высокооплачиваемую работу, получат перспективу профессионального роста на крупнейших предприятиях области.

Нет сомнений, что у кластера машиностроительной отрасли Самарской области большой потенциал и серьёзные перспективы. Это современное пространство, обеспечивающее подготовку будущих профессионалов, в ближайшее время станет признанным центром повышения квалификации педагогов, центром оценки квалификации выпускников и рабочих предприятия. Студенты будут участвовать в выпуске продукции, а школьники – стремиться поработать в мастерских, чтобы как можно лучше освоить первую профессию, а затем принимать участие в мероприятиях, позволяющих определиться в выборе профессионального трека.

НА ПРАВАХ РЕКЛАМЫ

Автор: Елена Пенина


Автор:Елена Пенина