Оглавление
3#2022
Оглавление
Бизнес Самарской области
Женское дело
Звезда
Здоровье
История
Культура Самарской области
Образование
Пищевая и перерабатывающая промышленность
Право
Промышленность Самарской области
Сельское хозяйство Самарской области
Событие
Среда обитания
Творчество
Фестиваль
Юбилей
Экспертный совет

Сергиевский край – земля православная

— Сергиевский район

Областной журнал «Самара и Губерния», номер 3#2022 (октябрь)

Сергиевский историко-краеведческий музей, расположенный в одном из старейших зданий районного центра, в помещении торговой лавки купца Смирнова, построенном во второй половине XIX века, с интересом посещают гости со всех уголков России и зарубежья.

Музей

В музее по крупицам бережно собрана история Сергиевского района, работают 12 экспозиционных площадок, одна из которых – «Сергиевский край – земля православная», открытая в 2017 году с благословения секретаря Отрадненской епархии протоиерея Романа Державина, настоятеля храма в честь Казанской иконы Божией Матери села Нероновка. Это совместный проект музея и Православной церкви, направленный на духовное просвещение, в полной мере отражающий, насколько разнообразен и интересен православный мир Сергиевского района.

Православная экспозиция в музее – место, которое хранит историю и знакомит посетителей с облачением священника, протоиерея Иоанна Державина, иконами и образами, а также Библией, датированной 1908 годом. Это одно из тех особых, благодатных мест в России, где люди преображаются, очищаются от суеты, обид, тревог, обретают душевное равновесие, веру и надежду на лучшее. В экспозиции «Сергиевский край – земля православная» в рамках экскурсии «Русь моя, православная» экскурсовод расскажет о чудотворных иконах и целительной силе воды из святых источников, о подвигах и чудесах святых, об истории создания 16 храмов Сергиевского района, среди которых храм в честь преподобного Сергия Радонежского в селе Сергиевск, храм Казанской иконы Божией Матери в селе Нероновка, храм Троицы Живоначальной в селе Кандабулак, храм Казанской иконы Божией Матери посёлке Серноводск, храм в честь Архистратига Михаила в посёлке городского типа Суходол и другие.

Интересна история храма в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Нероновка, строительство которого началось в 1908 году. Место постройки было выбрано неслучайно: по одному из местных преданий здесь в 1907 году одна из жительниц увидела ночью Царицу Небесную с ангелами. Деревянный храм был построен на каменном фундаменте и обшит войлоком. На резной иконостас ушло 2,5 кг сусального золота. Через три года после начала строительства прошла первая служба. В 1939 году храм был закрыт. В течение четырёх лет в нём находилось зернохранилище. Благодаря мужеству жителей сохранился старинный иконостас. Перед закрытием его заколотили досками, иконы занесли в алтарь. Это спасло их от разрушения, остались целыми даже стекла. Вновь стены храма услышали молитвы в 1944 году. Святыни храма – уникальный складень с 17 частицами святых мощей, святая плащаница и старинные иконы из соседней уже несуществующей церкви. Сейчас в храме служит отец Роман – одиннадцатый и самый младший ребёнок в православной семье Державиных. Его прадед когда-то пожертвовал землю под храм в Тверской области и был его старостой. Отец, несмотря на все трудности советского режима, стал священником. Три брата отца Романа впоследствии тоже стали священниками, а семь сестёр – матушками, вышли замуж за служителей церкви.

Музей

Музейными педагогами разработан целый ряд экскурсионных программ с использованием мультимедийных средств, знакомящих юных посетителей с православной культурой в архитектуре, живописи, литературе прошлого и настоящего. Например, экскурсию «Православные иконы» дополняет демонстрация детского мультфильма с христианским содержанием. Действие происходит в XVII веке. В маленькой деревеньке под Тихвином недалеко от Тихвинского монастыря живут деревенский иконописец дед Пётр, его внучка Маша и соседский мальчишка Гриша. В недалёком прошлом Тихвинский монастырь безуспешно осаждало шведское войско. Воевода Симеон Прозоровский, возглавивший тогда Тихвинское ополчение, теперь принял монашеский постриг. Иконописец Пётр работает над списком Тихвинского образа Божией Матери для деревенской церкви. Непредвиденные обстоятельства мешают иконописцу к сроку закончить работу. Дети пытаются помочь ему и сталкиваются с опасными испытаниями. Чудотворный образ Тихвинской иконы Божией Матери своим заступничеством спасает их, как некогда спас монастырь от нашествия иноземцев. Две трогательные истории спасения – птицы с подбитым крылом и заболевшей девочки – накладываются одна на другую.

Такие тематические экскурсии имеют важное значение для приобщения детей к культуре своего народа, уважительному отношению к народным традициям, эстетически воспитывают чувство доброты, внимание друг к другу и окружающим людям.

Традиционной формой работы с юными посетителями в музее стали мероприятия к народным и православным праздникам. Их цель – возрождение и сохранение народных традиций в области декоративно-прикладного и художественного творчества, приобщение к культурным ценностям и углубление в традиции русского народа. Посредством участия в праздниках дети усваивают нравственные правила, по которым должен жить каждый человек: быть добрым, верным, любящим, честным.

В музее проводятся такие праздники, как «Медовый спас», «Яблочный спас», «Покров», «Троица», «Пасха», «Святки», «Масленица», «Рождество». Праздник «Масленица» пробуждает эмоциональное отношение к жизни, природе, знакомит с традициями проводов зимы и встречи весны, содействует воспитанию щедрости, доброжелательности, а также уважение к укладу жизни, быту, обычаям наших предков.

Музей

В этом году при поддержке управления культуры, администрации муниципального района Сергиевский, иерея Кирилла Агафонова, клирика храма в честь преподобного Сергия Радонежского села Сергиевск и сообщества «Друзья Сергиевского музея» прошёл конкурс «Пасхальная радость в музее». В конкурсе участвовали 68 работ детей и подростков от 5 до 17 лет дошкольных и образовательных учреждений Сергиевского района.

Весна всегда связана со светлыми ожиданиями и надеждами. Именно на это время приходится Светлое Христово Воскресение – Пасха! Поэтому и детские работы получились с особенной энергетикой: по-весеннему солнечной и яркой. У детского воображения нет пределов и границ. Юные художники изобразили своё видение праздника воскресения Христова: библейские сюжеты, пасхальные натюрморты, весенние пейзажи... Работы выполнялись в различных техниках с использованием различных материалов, очень разнообразных по форме, структуре и содержанию. Все участники выставки продемонстрировали высокий уровень исполнительского мастерства, великолепно передав атмосферу самого светлого праздника.

В рамках Пасхального праздника настоятель храма в честь великомученика Димитрия Солунского села Сидоровка, иерей Тихон Килимов рассказал о Крестопоклонной неделе, православных традициях третьей недели Великого поста. С неделями Великого Поста: преподобного Иоанна Лествичника, Преподобной Марии Египетской познакомил клирик храма в честь Архангела Михаила посёлка городского типа Суходол, иерей Филипп Анисимов.

На мероприятии в честь Дня Святой Троицы воспитанникам некоммерческого фонда «Детский епархиальный образовательный центр» учебного филиала «Сергиевский» рассказали, что он отмечается на пятидесятый день после праздника Христова Воскресения. Поэтому Пятидесятница – второе название этого дня. Поскольку дата Пасхи плавающая, то и Троица выпадает на разные даты. В 2022 году День Святой Троицы выпал на 12 июня. Вообще праздник отмечается верующими с 381 года. Именно тогда на Втором Вселенском Константинопольском церковном соборе было утверждено учение о трёх ипостасях Бога: Отце, Сыне и Святом Духе. В этот же день была также явлена полнота Святой Троицы. Согласно Новому Завету, перед вознесением в Царствие Небесное Иисус Христос обещал своим ученикам, апостолам, что в утешение пришлёт им от Своего Отца Святого Духа. Юные посетители музея узнали, что День сошествия Святого Духа считается днём создания христианской церкви, которая усилиями апостолов начала распространяться по всему миру.

Не менее насыщенной и интересной получилась программа к Дню святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Он назван в честь апостолов Петра и Павла, проповедовавших христианство по всему миру. Оба апостола приняли мученическую смерть за веру – с разницей в один год. В программе с удовольствием приняли участие ребята детского клуба «Театр. Творчество. Дети», особенные дети клуба «Все вместе».

Лето в народе называют месяцем трёх праздников – трёх Спасов. С традициями празднования Медового Спаса ребят от 3 до 7 лет и их родителей познакомили на интерактивной программе «Пасечник и пчёлы». Маленькие посетители музея узнали, что Медовым этот Спас назван потому, что к этому дню пасечники приступали к сбору мёда, так как соты уже наполнялись свежим янтарным лакомством. Из одного улья собирали до 70 килограммов! После того, как мёд собирали, его было принято освящать в церкви. Всё-таки это, прежде всего, религиозный праздник, установленный в честь Христа. Только начиная с Медового Спаса разрешалось употреблять мёд в пищу. А так как на Руси мёд был единственной сладостью, то Медовый Спас поистине был радостью! Мед добавляли в пряники, блины и пироги.

Музей

Массу приятных впечатлений посетители музея получили на празднике Преображение Господне, который по-народному называется Яблочным Спасом. Этот православный праздник верующие отмечают 19 августа. В этот день вспоминается евангельское событие, когда апостолы Пётр, Иаков и Иоанн увидели Господа Иисуса Христа преображённым – во всей божественной, вечной славе. На Руси Яблочный Спас был одним из первых праздников урожая. Согласно народным поверьям, именно после 19 августа природа делала поворот: всё начинало идти от лета к осени и зиме. С этого дня ели яблоки и другие фрукты нового урожая, предварительно освятив в церкви. Часть плодов отдавали нуждающимся людям, сиротам как пожертвование.

Яблочный Спас – один из любимых праздников наших предков. В нём переплетены церковные и народные традиции, передающиеся из поколения в поколение.

В процессе праздника, устроенного в музее, участникам предложили приготовить пирог: маленькие помощники смешали ингредиенты, дольки яблок разложили на сковороду. Нарезанные фрукты сверху залили кремовой массой и отправили на хлебной лопате в пылающую русскую печь. Затем дети веселились, пели песни, водили хороводы, угощали друг друга яблоками и пирогом собственного приготовления.

Музей

О другом народном празднике и его традициях ребята узнали из программы «Хлебный Спас». Хлебный Спас – древний праздник, который объединил все христианские и народные традиции, поэтому считался днём благодарения Господу за урожай хлеба. Раньше в этот день на столе непременно должен был стоять свежий каравай, испечённый из зерна первого урожая. Сотрудники музея, познакомили гостей с особенностями праздника, с обрядовыми играми, приметами и обычаями. Дети старались отметить последний праздник лета щедро и с душой. С хозяюшкой и красными девицами они пекли хлеб из муки нового урожая, играли, веселились, водили хороводы и пели песни.

Приобщить молодое поколение к культурным ценностям и углубить в познание традиций русского народа помогает и декоративно-прикладное творчество. Так, в рамках проекта «Возрождение старинных ремёсел» в Сергиевском музее проходят мастер-классы в мастерской «Глиняное диво». На одном из них участники изготовили глиняных ангелочков, которых забрали домой и поставили на самое почётное место. Именно Ангелы первыми известили своим явлением пастухов о рождении Иисуса.

Всегда очень яркими, запоминающимися и наполненными особым смыслом получаются постановки спектаклей на православную тему в кукольном театре «Буратино». Кукольный театр – один из самых ярких видов искусства, который нравится детям: красивые куклы, незабываемая атмосфера действа. Представление начинается, куклы оживают, ребёнок проживает вместе с героями все перипетии. В спектаклях используются куклы, надевающиеся на руку, как перчатки. Художественное слово, наглядный образ, живописно-декоративное оформление, музыкальное сопровождение – всё способствует тому, что дети с удовольствием участвуют в постановках.

Музей

Ярчайший калейдоскоп красот земли русской представляют собой выставки на библейские сюжеты Сергея Плеханова, неизменно привлекающие посетителей разного возраста. Сюжеты работ Сергея Владимировича связаны с историческими и духовными событиями. Резные иконы являются воплощением безупречной работы мастера, его стараний и соблюдения, канонических правил. В каждую икону он вкладывает частицу православной души и христианской веры, ведь настоящую икону может сотворить только глубоко верующий человек, который бережно хранит православные и ремесленные традиции. Православные иконы из дерева вызывают чувство умиротворения и душевного спокойствия, каждая резная икона неповторима и отличается великолепной техникой исполнения. Сергей Владимирович Плеханов является действующим членом Творческого союза художников России, имеет звание «Мастер декоративно-прикладного искусства, народных промыслов и ремёсел Самарской области. В Сергиевский историко-краеведческий музей Сергей Плеханов передал в дар икону «Сергий Радонежский».

Также заслуживают особого внимания выставочные экспозиции репродукций картин, которые открываются в Сергиевском историко-краеведческом музее благодаря сотрудничеству с Международной общественной организацией «Центр духовной культуры» города Самара. Они интересны всем, кто готов прикоснуться к прекрасному, остановиться на мгновение и задуматься о добром, и вечном, для кого слова «православие, духовность и вера» наполнены смыслом и глубиной. Например, особого внимания заслуживает выставка «Преподобный Сергий Радонежский. Святитель Земли Русской». На выставке представлено более 30 художественных репродукций картин и икон, посвящённых жизни Святого. Преподобный Сергий Радонежский (1314 – 1392) – великий основатель Святой Руси, духовного просвещения и монашества её, Строитель Русского Государства. Считается величайшим подвижником Земли Русской. Духовное влияние преподобного Сергия на современников, с которыми он разделил их тяготы и надежды на возрождение страны, было очень велико. Его подвижническая жизнь, полная самоотречения и жертвенности, являла людям XIV века нравственный пример. Он «своей жизнью, самой возможностью такой жизни дал почувствовать заскорбевшему народу, что в нём ещё не всё доброе погасло и замерло». Сергий Радонежский стал символом духовного возрождения и единения нации.


В конце XIX – первой половине XX века, когда возрождался интерес к отечественной истории и культуре, выдающиеся русские мастера написали целый ряд полотен, в которых образ наиболее почитаемого Святого Сергия Радонежского был создан средствами реалистического искусства. Наиболее значительную часть экспозиции составляют работы выдающихся русских художников Н.К. Рериха и М.В. Нестерова.

Образ Святого Сергия для художника – выражение духовности, трудолюбия и ратного подвига русского народа. «Как бы ни болело сердце русское, где бы ни искало оно решение правды, но имя Святого Сергия Радонежского всегда останется тем прибежищем, на которое опирается душа народа».

Экспозиции и экскурсионные проекты Сергиевского историко-краеведческого музея имеют особую ценность для популяризации, внедрения и развития значимости православных и национальных традиций среди подрастающего поколения.

Автор: Юлия Леонтьева


Автор:Юлия Леонтьева