- Женщина года – 2019
- Наталья Гнедова
- Людмила Ткачук
- Любовь Жаркова
- Светлана Улейкина
- Людмила Пятилетова: «Главное, чтобы все колёса крутились!»
- Школа № 155 – площадка гражданского становления
- Наталья Кочерова: «Патриотизм воспитывается любовью!»
- Маленькие патриоты большой страны
- Юные экономисты
- Конкурс «Самое благоустроенное муниципальное образование Самарской области»
- Правительство Самарской области и Президентский полк развивают сотрудничество
- Новая жизнь дачи со слонами
- Увеличить шансы на жизнь
- Народное признание – 2019
- С праздником, Тольятти!
- Поздравление с юбилеем
- «Тольяттимолоко» – сделано в губернии!
- IT в сфере образования
- Найти своё место в жизни
- Герою Советского Союза Владимиру Чудайкину – 95!
- Дань памяти, благодарности и уважения
- Никто не забыт, ничто не забыто?
- История в одной судьбе
- Медаль 75-летия Победы – Людмиле Ковалёвой
- Память, объединяющая людей
- В Куйбышев! За самолётами!
- Наш долг – сохранить память о героях
Я сама самарочка
Областной журнал «Самара и Губерния», номер 1#2020 (апрель)
Её звонкий, тёплый, необычайно проникновенный голос всегда находит путь к сердцам слушателей и так замечательно подходит к её задорному, искрящемуся оптимизмом характеру. Самарская певица Клара Корнилова – обладательница титула «Серебряный голос России», лауреат всероссийских и международных конкурсов, художественный руководитель и солистка народного ансамбля «Хмель», руководитель детского вокального ансамбля «Вербушка», а с сентября 2019 года – Заслуженная артистка Самарской области – сегодня наша гостья.
С&Г: Клара, с чего началось ваше увлечение музыкой?
Клара Корнилова: Пение, музыка вошли в мою жизнь с самого раннего детства, я мечтала исполнять именно народные песни. В моей семье поют и мама, и тётя. Они никогда не изучали музыкальную грамоту, но слух и голоса у них бесподобные. Несмотря на то, что они уже в почтенном возрасте, поют до сих пор. Часто вместе с ними исполняем старые песни, которые мало кто знает. Они считаются нашими, семейными.
С&Г: Где вы учились?
К.К.: Я сразу знала, что обязательно буду поступать в музыкальное заведение. Поэтому после школы подала документы в Куйбышевское областное культурно-просветительное училище (ныне Самарское областное училище культуры и искусств). Поскольку всё детство у меня прошло в деревне (мои корни – это Челно-Вершинский район Самарской области), где не было музыкальной школы, то я поступала без музыкальной подготовки. Но достойно выдержала довольно большой конкурс. Училище закончила с отличием. Мне очень повезло с преподавателями, которые в каждого студента вложили свою душу и знания. Среди них Борис Иванович Глошкин, замечательный человек и педагог, знающий своё дело. Мы до сих пор дружим.
С&Г: Как вы начали работать в Волжском народном хоре?
К.К.: После окончания училища, в 1991 году, меня пригласили в Волжский русский народный хор имени Милославова. Я совмещала работу в Волжском народном хоре и учёбу на заочном отделении в Самарской академии культуры и искусств. Два года спустя, в 1993 году, состоялись мои первые гастроли. Меня в числе группы артистов хора пригласили выступить на таджикско-афганской границе, где в то время была война. Для наших солдат, которые до этого воевали в Афганистане, после чего их сразу же перебросили сюда, и которые несколько лет не были на Родине, мы везли гуманитарную помощь и подготовили небольшой концерт. Мне было тогда 20 лет, совсем девчонка. Я пела русские народные песни для офицеров, а они плакали. Представляете, военные, взрослые мужчины, полковники, майоры, сидели и вытирали слезы. Для них мы были частичкой Родины... В 1994 году я вновь поехала с выступлениями в «горячую точку» – в город Хорог в Таджикистане.
С&Г: Эти поездки как-то повлияли на вашу дальнейшую творческую судьбу?
К.К.: Да, мои выступления в Таджикистане отметили и пригласили работать ведущей солисткой в Ансамбль песни и пляски Краснознамённого Приволжского военного округа.
Спустя 5 пять лет меня пригласили в духовой оркестр Приволжского военного округа. Там я тоже исполняла русские народные песни. Но если до этого пела их под сопровождение баяна и балалайки, то теперь – под духовой оркестр – трубы, тромбоны. Сначала было непривычно, но мы сделали нужные аранжировки, ведь народная песня хороша под любой аккомпанемент. С оркестром ПриВО мы много гастролировали по городам России, занимали первые места на многих конкурсах народных песен. В этот же период состоялись и международные гастроли в Польшу, Германию, Францию.
С&Г: Как пришла идея создать собственный коллектив?
К.К.: Ещё работая в оркестре, я создала собственный маленький состав из ребят-срочников из Саратовской консерватории. Это были образованные парни с училищем за плечами. Но в 2004 году оркестр ПриВО, к сожалению, расформировали, а округ из Самары перевели в Екатеринбург, сделав его Приволжско-Уральским. Этот период и стал своеобразной отправной точкой для полноценного развития сольной карьеры, тем более мне давно хотелось большей самостоятельности, творческого роста. Я с детства привязана к баяну и балалайке, поэтому пригласила к сотрудничеству музыкантов, играющих на этих инструментах, а также бас-гитариста. Первым баянистом у меня был Дима Храмков, ныне обладатель Кубка Мира по игре на баяне, а тогда Дима был ещё студентом педагогического института. Сейчас в ансамбле играют профессиональные музыканты. Долго не могла подобрать имя для нашего коллектива. Его «подкинул» Сергей Войтенко, предложив название «Хмель». Хмель – красивое растение, которое в нашем Челно-Вершинском районе, откуда я родом, очень распространено.
С&Г: Как вы формируете репертуар?
К.К.: Конечно, я исполняю много народных песен. Но благодаря самарским композиторам и авторских композиций не меньше. Не перепевать чьи-то песни, а исполнять свои, авторские, всегда очень приятно, ведь в каждую из них я вкладываю частичку своей души. В 2013 году вышел мой первый сольный альбом «Песня – душа народа», состоящий из 11 композиций, в том числе самарских композиторов, музыкантов и авторов-исполнителей: Александра Большакова, Павла Коныгина, Сергея Войтенко.
Очень дорожу дружбой и сотрудничеством с самарской поэтессой Ольгой Ненашевой. В результате нашего совместного творчества были написаны песни «Платочек» и «Над Волгой» на музыку Ильдара Чипчикова. А в мае 2019 года выпустили необыкновенно красивый музыкальный альбом «Край Родной», который включает в себя 14 песен на стихи Ольги Ненашевой и музыку самарских композиторов И. Чипчикова, А. Малыхина, А. Большакова. Этот альбом мне очень хотелось начать патриотической песней, и Ольга написала песню о России – «Край родной». Я всю жизнь живу и пою в Самаре, поэтому с особым чувством исполняю песню «Самарочка». Необыкновенно трогательной, нежной и наполненной любовью получилась композиция «Родное окно» – о маме, о самом дорогом и близком человеке на свете. Я сама и дочка, и мама, и эта песня имеет для меня большое значение.
С&Г: Какие песни и гастрольные выступления вызывают у вас особенные эмоции?
К.К.: Я люблю все песни, которые исполняю, да и каждый концерт по-своему запоминающийся. Наверное, одним из самых ярких стал мой первый в жизни конкурс – сольное выступление на международном фестивале в Польше, в 1995 году, на котором я стала обладательницей титула «Серебряный голос России». Запомнилось и выступление в Ганновере на 24 Международном фестивале «Парад наций» в 1999 году, где после исполнения «Калинки», в которой я солировала, 10-тысячный зал аплодировал стоя, это было очень трогательно. Такой зрительский отклик всегда наполняет необыкновенной энергией. Вообще для меня, как и для любого артиста, очень важен диалог, который устанавливается с самых первых минут выступления между мной и зрителем. Особенно тепло отзывающаяся публика часто бывает в глубинках, деревнях. С 2012 года я ежегодно участвую в проекте «Таланты земли Самарской», который проводится Самарской организацией Союза композиторов России под председательством народного артиста России Марка Григорьевича Левянта при поддержке правительства Самарской области. С этим проектом мы проехали многие уголки губернии, и везде нас встречали с необычайно душевным откликом, для жителей это был настоящий праздник.
Как-то с ансамблем «Хмель» мы выступали в одном из сёл Кинельского района. Когда мы туда приехали, то увидели, что в селе живут одни бабушки, старушки, забытые богом... Они вышли к нам и так искренне радовались... Потом напекли огромных пирогов, я таких в жизни не видела. Такая публика ничем не избалованная, и потому особенно дорога.
А вообще русская народная песня всегда близка зрителям, ведь любовь к народной песне живёт в душе у каждого из нас. Искусству народного пения я посвятила всю свою жизнь, просто не представляю себя без народной и авторской песни, очень люблю свою работу и мне приятно дарить добро и радость людям.
Автор: Юлия Леонтьева